Политика «третьего соседа» Монголии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 16.05.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Захарова, Р. Р. Политика «третьего соседа» Монголии / Р. Р. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114188/ (дата обращения: 16.01.2025).



В данной статье рассматривается эволюция политики «третьего соседа» Монголии и ее реализация в налаживании взаимовыгодного сотрудничества в различных областях со странами «третьего соседа», которые могли бы помочь сбалансировать двух географических соседей Монголии — Россию и Китай.

Ключевые слова: Монголия, политика Монголии, концепция «третьего соседа», внешнеполитические партнеры Монголии, стратегическое партнерство.

Страны, не имеющие выхода к морю, находятся в крайне невыгодном положении, поскольку им приходится полагаться на своих соседей в получении доступа к торговым путям. Географическими соседями Монголии являются Китай и Россия, и, хотя бурно развивающаяся экономика этих развивающихся стран дает некоторые преимущества, страна пытается развивать отношения и с “третьими соседними” странами.

Термин “третий сосед” впервые был предложен бывшим госсекретарем США Джеймсом Бейкером во время его встречи с монгольскими лидерами в 1990 году. Несомненно, в нем говорится о США как о третьем соседе, имеющем целью поддержать первый шаг монголов к демократии. С тех пор монгольские политики время от времени подхватывали идею “третьих соседей” и в конечном итоге официально закрепили ее во внешней политике и законодательстве. Это свидетельствует об их желании иметь больше “третьих соседей”, в первую очередь Соединенные Штаты, Японию, Южную Корею, Индию и Турцию.

Монголия заявила, что страна будет обеспечивать свою безопасность путем политической демократизации и экономического развития.

Фундаментальное изменение авторитарного режима, централизованной экономики и сильно идеологизированного общественного менталитета представляет собой систематические вызовы, и мы являемся свидетелями нелегкой задачи. Тем не менее, за последние два десятилетия основные политические и экономические системы успешно и необратимо изменились; более того, демократия в конечном итоге стала лучшей гарантией независимости и развития Монголии.

Эти радикальные изменения в Монголии, произошедшие на рубеже двух тысячелетий, продолжаются под влиянием глобализации. Развитие открытого демократического общества требует не только внутренних политических усилий, но и благоприятных внешних условий.

Чтобы сохранить синергию внешних и внутренних факторов для своего развития, усилия Монголии направлены на создание условий для проведения независимой политики и превращения в активного игрока как на региональной, так и на международной арене.

С момента развития политического плюрализма и перехода к демократии и рыночной экономике Монголия проводит мирную, открытую, независимую и многовекторную внешнюю политику.

Сегодня Монголия имеет дипломатические отношения со 184 государствами. Монголия успешно развивает дружественные отношения и сотрудничество с двумя нашими соседями, третьими соседями и многими западными и восточными странами.

Углубились отношения с организациями системы ООН и другими международными и региональными организациями, а также расширилось участие Монголии в многосторонних региональных мероприятиях, что привело к укреплению репутации Монголии на международной арене.

В рамках приоритетных направлений внешней политики Монголии, двусторонние отношения с Россией и Китайской Народной Республикой поднялись на новый уровень стратегического партнерства, а расширение тесного сотрудничества. В то же время, отношения и сотрудничество с “третьими соседями” продвинулись вперед. Например, отношения стратегического партнерства с Японией, Соединенными Штатами, обязательства по всестороннему партнерству с Германией, Республикой Корея, Индией и Турцией, а также расширенное партнерство с Австралией, Канадой и Казахстаном.

Концепция «третьего соседа» не ограничивается сообществом стран. Она также включает международные и региональные организации. Монголия является членом ООН и международных финансовых, торговых и экономических институтов. “Вооруженные силы Монголии очень малочисленны, но они очень хорошо трансформировались с помощью США и институтов ООН, став активными участниками международных миротворческих кампаний, и это помогло повысить международный авторитет Монголии, а также является частью наших усилий по реализации политики ”третьего соседа».

Монголия активно сотрудничает с Организацией Объединенных Наций, ее специализированными учреждениями и другими международными финансовыми, торговыми и экономическими институтами. Такое сотрудничество послужило важным двигателем и стимулом для социально-экономического развития страны. Вступление в Организацию Объединенных Наций предоставляет широкий спектр возможностей для поддержания своей независимости и национальной безопасности, активного участия и вклада в деятельность Организации Объединенных Наций совместно с другими странами, а также для получения грантов и помощи.

Вооруженные силы Монголии очень малочисленны, но они очень хорошо трансформировались с помощью США и институтов ООН, став активными участниками международных миротворческих кампаний, и это помогло повысить международный авторитет Монголии, а также является частью усилий по реализации политики третьего соседа”.

В завершение стоит отметить то, что отношения Монголии с двумя ее непосредственными соседями и «третьими соседями» в последние годы приобрели новое интересное измерение благодаря богатым месторождениям полезных ископаемых. Монголия стала ареной, где пересекаются экономические интересы великих держав и транснациональных корпораций.

И Россия, и Китай останутся важными партнерами Монголии во внешнеполитических вопросах, независимо от степени их экономического доминирования, по крайней мере, в обозримом будущем.

Монголия, с другой стороны, продолжит выполнение своей важнейшей задачи по установлению баланса между этими двумя соседями, чтобы избежать повторения ситуации холодной войны на своей территории.

У страны есть много причин опасаться посягательств со стороны своих ближайших соседей. Китай является крупнейшим экономическим партнером Монголии, а Россия, в свою очередь, обеспечивает Монголию всеми импортируемыми энергоносителями. Связи, сложившиеся во времена холодной войны, когда Россия доминировала в политической жизни страны, остаются прочными, и Монголия воздержалась при голосовании в Организации Объединенных Наций, осуждавшем аннексию Крыма Россией.

Проводя политику «третьего соседа» в рамках своей дипломатии внешних связей, Улан-Батор смог привлечь нескольких ключевых партнеров, включая США, Индию, Японию, Южную Корею, Турцию, Канаду и ЕС.

Получив статус постоянного нейтралитета, Монголия будет способствовать дальнейшему укреплению региональных и глобальных гарантий мира и стабильности.

Литература:

  1. Лузянин, С. Г. Россия — Монголия — Китай: исторические и современные трансформации / С. Г. Лузянин // Восток. — 2021. — № 5. — С. 141–152.
  2. Б. Баттэлмэн, С. Ли. Изучение международных отношений в Монголии: становление и современное состояние // Международные отношения. — 2019. — № 1. — С. 43–50.
  3. Яскина, Г. С. Монголия и внешний мир. М.: Институт востоковедения РАН, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): Монголия, Россия, китай, сосед, стратегическое партнерство, Турция, Япония, внешняя политика, конечный итог, Южная Корея.


Ключевые слова

стратегическое партнёрство, Монголия, политика Монголии, концепция «третьего соседа», внешнеполитические партнеры Монголии

Похожие статьи

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Влияние культурного аспекта на ведение переговоров в Казахстане и Китае

Данная статья освещает проблему влияния культуры на стиль ведения переговоров в Казахстане и в Китае. Культурные ценности каждой из упомянутых стран определяют стратегию переговоров, общие нормы поведения, приветствие и прощание, отношение к своим по...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках политики «Одного пояса, одного пути»

Узбекско-китайские отношения имеют давние исторические корни. По меньшей мере, контакты в сфере политики, экономики, истории, культуры имеют протяженность больше чем в 2000 лет. В новый период, вслед за проведением Китаем политики «Одного пояса, одно...

Японский опыт в проведении политики «мягкой силы» в странах Юго-Восточной Азии как способ улучшения имиджа государства

В статье автор показывает, что концепция «мягкой силы» способна раскрыть возможности имиджа страны в качестве средства усиления своего влияния, так как именно правильно выстроенный имидж дает государству проводить более эффективную внешнюю политику с...

Глобализация китайских СМИ как метод повышения экономического и политического статуса Китая

Последнее десятилетие XX века характеризовалось быстрым подъемом экономической и политической мощи Китая. Этот подъем привел к господству Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но вызвал неоднозначную реакцию других стран, которые бросают «подозрите...

ШОС и БРИКС: особенности участия Китая

В статье рассматривается роль БРИКС и ШОС в контексте взаимовыгодных отношений между странами участниками, в том числе исследуется роль и специфика участия КНР. В современном меняющемся мире особую роль играет наличие союзников или партнеров по диало...

Участие Монголии в процессах международной экономической интеграции СВА

В данной статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия в сфере становления и развития зон свободной торговли. Анализируются степень заинтересованности Монголии в интеграции СВА, ее перспективы и формы участия.

Российско-китайское региональное и финансовое сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс – один путь»

Инициатива «Один пояс—один путь» по сути является платформой для содействия международному экономическому сотрудничеству, которое является процессом содействия экономической глобализации и либерализации торговли посредством укрепления регионального э...

Похожие статьи

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Влияние культурного аспекта на ведение переговоров в Казахстане и Китае

Данная статья освещает проблему влияния культуры на стиль ведения переговоров в Казахстане и в Китае. Культурные ценности каждой из упомянутых стран определяют стратегию переговоров, общие нормы поведения, приветствие и прощание, отношение к своим по...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках политики «Одного пояса, одного пути»

Узбекско-китайские отношения имеют давние исторические корни. По меньшей мере, контакты в сфере политики, экономики, истории, культуры имеют протяженность больше чем в 2000 лет. В новый период, вслед за проведением Китаем политики «Одного пояса, одно...

Японский опыт в проведении политики «мягкой силы» в странах Юго-Восточной Азии как способ улучшения имиджа государства

В статье автор показывает, что концепция «мягкой силы» способна раскрыть возможности имиджа страны в качестве средства усиления своего влияния, так как именно правильно выстроенный имидж дает государству проводить более эффективную внешнюю политику с...

Глобализация китайских СМИ как метод повышения экономического и политического статуса Китая

Последнее десятилетие XX века характеризовалось быстрым подъемом экономической и политической мощи Китая. Этот подъем привел к господству Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но вызвал неоднозначную реакцию других стран, которые бросают «подозрите...

ШОС и БРИКС: особенности участия Китая

В статье рассматривается роль БРИКС и ШОС в контексте взаимовыгодных отношений между странами участниками, в том числе исследуется роль и специфика участия КНР. В современном меняющемся мире особую роль играет наличие союзников или партнеров по диало...

Участие Монголии в процессах международной экономической интеграции СВА

В данной статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия в сфере становления и развития зон свободной торговли. Анализируются степень заинтересованности Монголии в интеграции СВА, ее перспективы и формы участия.

Российско-китайское региональное и финансовое сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс – один путь»

Инициатива «Один пояс—один путь» по сути является платформой для содействия международному экономическому сотрудничеству, которое является процессом содействия экономической глобализации и либерализации торговли посредством укрепления регионального э...

Задать вопрос