Специфика самооценки подростков, занимающихся смешанными единоборствами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 08.05.2024

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Тугаринов, А. С. Специфика самооценки подростков, занимающихся смешанными единоборствами / А. С. Тугаринов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 498-499. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113908/ (дата обращения: 18.12.2024).



На сегодняшний день самооценка подростков, занимающихся смешанными единоборствами, оказывает существенное воздействие на динамику мотивационных проявлений в спорте. Именно самооценка как одна из ключевых черт личности имеет определяющее значение в формировании уровня амбиций в спортивной деятельности. Однако в последнее время в психологии спорта появилась точка зрения о том, что высокий уровень самооценки спортсмена не всегда соответствует действительности. Автором рассматривается специфика самооценки подростков, занимающимися смешанными единоборствами.

Ключевые слова: самооценка, подростковый возраст, самооценка спортсмена, смешанные единоборства, спортивная психология.

To date, the self-esteem of teenagers engaged in mixed martial arts has a significant impact on the dynamics of motivational manifestations in sports. It is self-esteem, as one of the key personality traits, that is crucial in shaping the level of ambition in sports activities. However, recently, the point of view has appeared in the psychology of sports that a high level of self-esteem of an athlete does not always correspond to reality. The author examines the specifics of the self-esteem of teenagers engaged in mixed martial arts.

Keywords: self-esteem, adolescence, athlete's self-esteem, mixed martial arts, sports psychology.

Спорт как форма социально обусловленной психомоторной активности способствует развитию личности через укрепление волевых, нравственных, эмоциональных и когнитивных аспектов. Ученые отмечают, что спорт играет роль моделирования жизни и помогает развивать различные качества личности, включая самооценку и мотивацию к достижению (см. работы Жилина С. В., Реан А. А. и др.).

Самооценка играет ключевую роль в регулировании активности индивида и способствует его адаптации к изменчивым условиям жизни. Исследования в психологической литературе показывают, что процессы формирования самооценки у спортсменов не сильно отличаются от других групп людей, однако спортсмены чаще имеют более высокую самооценку.

Для юных спортсменов, занимающихся спортом параллельно с учебой, спортивная деятельность становится приоритетной и оказывает значительное влияние на формирование личностных структур [2]. Так, например, для подростка, ключевым качеством является способность к самоуправлению и адаптации к спортивным вызовам. Именно самооценка, играя роль регулятора поведения и деятельности юного спортсмена, влияет на эти качества. Самооценка может быть устойчивой (постоянной в разных ситуациях) и неустойчивой.

Таким образом, формирование адекватной самооценки спортсмена-подростка зависит от его успехов в спортивной деятельности, позитивного общения с референтной группой, уровня амбиций и исполнения собственных целей, что влияет на его внутреннюю оценку и мнение окружающих.

Важно отметить, что самооценка считается адекватной для спортсмена, когда она соответствует его возможностям и достижениям в спорте. Чрезмерно завышенная или заниженная самооценка могут препятствовать достижению значительных спортивных результатов [5]. Татьяна Бондарчук, Елена Захарова и другие авторы выделяют несколько ключевых условий для формирования адекватной самооценки у подростков, занимающихся спортом.

Согласно Т. Бондарчук, наиболее значимым условием формирования адекватной самооценки является организация увлекательной деятельности для спортсмена. Интерес и увлеченность могут стимулировать спортсмена стремиться к высоким целям и соответствовать требованиям в спорте.

Другим важным условием, которое выделяет Татьяна Бондарчук, является многогранность спортивной деятельности. Тренер имеет возможность изучить характер самооценки спортсмена в разных областях и формировать правильное представление о его умениях и поступках в спорте. Учет этих критериев помогает создать эффективные тренировочные программы [3].

Такие программы успешно реализуются в смешанных единоборствах, где ключевым является умение настраиваться на бой с конкретным противником в нужный момент. Решение этой задачи напрямую зависит от анализа показателей активности, эффективности и разнообразия соревновательной деятельности. На данный момент информации по этому вопросу недостаточно, так как смешанные единоборства являются относительно молодым видом спорта, исследования в этой области находятся в стадии развития. Манеру ведения боя в единоборствах некоторые авторы рассматривают как индивидуальный стиль деятельности спортсмена.

Смешанные единоборства, как особый вид спортивной деятельности, предлагает постоянно оценивать свои спортивные результаты. Уникальность этого вида спорта показывает рекордные и порой удивительные проявления физических возможностей человека [1]. Поддержание и достижение идеального уровня самооценки является важным для успешного участия в соревнованиях по смешанным единоборствам. Самооценка подростка зависит от динамики и стабильности результатов в данном виде спорта, которые достигаются путем длительных и усиленных тренировок.

Как юный спортсмен оценивает самого себя, существенно влияет на его успех. Положительная самооценка помогает подростку преодолевать трудности, уверенно стремиться к своим целям и проявлять психологическую устойчивость, мотивацию и контроль над эмоциями.

С другой стороны, низкая самооценка может затруднить развитие спортсмена, вызвать неуверенность и стресс, а также отрицательно сказаться на его выступлениях. Важно обратить внимание на развитие здоровой и устойчивой самооценки, которая играет важную роль в психологической подготовке спортсмена [4].

Таким образом, можно сказать, что участие подростков в спортивных соревнованиях по смешанным единоборствам оказывает значительное воздействие на процесс формирования личности и развития самооценки.

Литература:

  1. Ахмедов Р. Г. Особенности развития физических качеств подростков, занимающихся единоборствами / Ахмедов Р. Г. [Электронный ресурс] // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-fizicheskih-kachestv-podrostkov-zanimayuschihsya-edinoborstvami (дата обращения: 20.02.2024).
  2. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки / Захарова А. В. [Электронный ресурс] // psyjournals: [сайт]. — URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n4/bppe_2012_n4_Zakharova.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
  3. Спортивная психология: учебник для вузов / В. А. Родионов [и др.]; под общей редакцией В. А. Родионова, А. В. Родионова, В. Г. Сивицкого. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 367 с. — (Высшее образование).
  4. Уманская И. А. Самооценка как психологически ресурс успешной спортивной деятельности / Уманская И. А. [Электронный ресурс] // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-kak-psihologicheskiy-resurs-uspeshnoy-sportivnoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 20.02.2024).
  5. Черных А. В. Самооценка как основа стабильности спортивных результатов / Черных А. В. [Электронный ресурс] // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-kak-osnova-stabilnosti-sportivnyh-rezultatov (дата обращения: 20.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): спортивная деятельность, единоборство, самооценка, спорт, адекватная самооценка, вид спорта, спортсмен, юный спортсмен.


Ключевые слова

подростковый возраст, самооценка, спортивная психология, самооценка спортсмена, смешанные единоборства

Похожие статьи

Формирование физической культуры личности будущего педагога

На современном этапе социального развития общества уровень физической культуры личности во многом определяет степень адаптации индивида в окружающем мире. Сегодня успешным может быть физически и духовно здоровый человек, уверенные в себе, способный к...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...

Личностные особенности лиц юношеского возраста, имеющих татуировки

В статье рассматривается один из самых важных периодов в формировании личности — юношеский возраст, который включает в себя осознание смысла жизни и формирование целей. Человек, будучи социальным существом, постоянно стремится показать свою принадлеж...

Влияние гендерного аспекта на возможность самореализации личности в военно-профессиональной деятельности

Данная статья посвящена вопросу влияния гендерного аспекта на возможность самореализации в военно-профессиональной деятельности. Проблематика, связанная с самореализацией, представляет собой в настоящее время важную проблему психологии, исследование ...

Роль физической культуры и спорта в духовном формировании личности

Статья направлена на изучение вопроса о связи физической культуры и духовного воспитания. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, подрастающее поколение, зачастую, не обладает высокой тягой к спорту и отдаёт предпочтение ви...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Эффективные методы повышения мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой

Данная статья посвящена проблеме мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой. Данная проблема считается актуальной, в связи с тем, что на данный момент укрепление и сохранение здоровья детей является одной из важнейш...

Особенности самооценки у подростков с ОВЗ

Статья посвящена феномену «адекватная самооценка», в ней определяются теоретические основы формирования адекватной самооценки у подростков. Автор проводит анализ теоретических положений, раскрывающих понятие самооценки. Также описывает проведенную оп...

Похожие статьи

Формирование физической культуры личности будущего педагога

На современном этапе социального развития общества уровень физической культуры личности во многом определяет степень адаптации индивида в окружающем мире. Сегодня успешным может быть физически и духовно здоровый человек, уверенные в себе, способный к...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...

Личностные особенности лиц юношеского возраста, имеющих татуировки

В статье рассматривается один из самых важных периодов в формировании личности — юношеский возраст, который включает в себя осознание смысла жизни и формирование целей. Человек, будучи социальным существом, постоянно стремится показать свою принадлеж...

Влияние гендерного аспекта на возможность самореализации личности в военно-профессиональной деятельности

Данная статья посвящена вопросу влияния гендерного аспекта на возможность самореализации в военно-профессиональной деятельности. Проблематика, связанная с самореализацией, представляет собой в настоящее время важную проблему психологии, исследование ...

Роль физической культуры и спорта в духовном формировании личности

Статья направлена на изучение вопроса о связи физической культуры и духовного воспитания. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, подрастающее поколение, зачастую, не обладает высокой тягой к спорту и отдаёт предпочтение ви...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Эффективные методы повышения мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой

Данная статья посвящена проблеме мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой. Данная проблема считается актуальной, в связи с тем, что на данный момент укрепление и сохранение здоровья детей является одной из важнейш...

Особенности самооценки у подростков с ОВЗ

Статья посвящена феномену «адекватная самооценка», в ней определяются теоретические основы формирования адекватной самооценки у подростков. Автор проводит анализ теоретических положений, раскрывающих понятие самооценки. Также описывает проведенную оп...

Задать вопрос