На сегодняшний день самооценка подростков, занимающихся смешанными единоборствами, оказывает существенное воздействие на динамику мотивационных проявлений в спорте. Именно самооценка как одна из ключевых черт личности имеет определяющее значение в формировании уровня амбиций в спортивной деятельности. Однако в последнее время в психологии спорта появилась точка зрения о том, что высокий уровень самооценки спортсмена не всегда соответствует действительности. Автором рассматривается специфика самооценки подростков, занимающимися смешанными единоборствами.
Ключевые слова: самооценка, подростковый возраст, самооценка спортсмена, смешанные единоборства, спортивная психология.
To date, the self-esteem of teenagers engaged in mixed martial arts has a significant impact on the dynamics of motivational manifestations in sports. It is self-esteem, as one of the key personality traits, that is crucial in shaping the level of ambition in sports activities. However, recently, the point of view has appeared in the psychology of sports that a high level of self-esteem of an athlete does not always correspond to reality. The author examines the specifics of the self-esteem of teenagers engaged in mixed martial arts.
Keywords: self-esteem, adolescence, athlete's self-esteem, mixed martial arts, sports psychology.
Спорт как форма социально обусловленной психомоторной активности способствует развитию личности через укрепление волевых, нравственных, эмоциональных и когнитивных аспектов. Ученые отмечают, что спорт играет роль моделирования жизни и помогает развивать различные качества личности, включая самооценку и мотивацию к достижению (см. работы Жилина С. В., Реан А. А. и др.).
Самооценка играет ключевую роль в регулировании активности индивида и способствует его адаптации к изменчивым условиям жизни. Исследования в психологической литературе показывают, что процессы формирования самооценки у спортсменов не сильно отличаются от других групп людей, однако спортсмены чаще имеют более высокую самооценку.
Для юных спортсменов, занимающихся спортом параллельно с учебой, спортивная деятельность становится приоритетной и оказывает значительное влияние на формирование личностных структур [2]. Так, например, для подростка, ключевым качеством является способность к самоуправлению и адаптации к спортивным вызовам. Именно самооценка, играя роль регулятора поведения и деятельности юного спортсмена, влияет на эти качества. Самооценка может быть устойчивой (постоянной в разных ситуациях) и неустойчивой.
Таким образом, формирование адекватной самооценки спортсмена-подростка зависит от его успехов в спортивной деятельности, позитивного общения с референтной группой, уровня амбиций и исполнения собственных целей, что влияет на его внутреннюю оценку и мнение окружающих.
Важно отметить, что самооценка считается адекватной для спортсмена, когда она соответствует его возможностям и достижениям в спорте. Чрезмерно завышенная или заниженная самооценка могут препятствовать достижению значительных спортивных результатов [5]. Татьяна Бондарчук, Елена Захарова и другие авторы выделяют несколько ключевых условий для формирования адекватной самооценки у подростков, занимающихся спортом.
Согласно Т. Бондарчук, наиболее значимым условием формирования адекватной самооценки является организация увлекательной деятельности для спортсмена. Интерес и увлеченность могут стимулировать спортсмена стремиться к высоким целям и соответствовать требованиям в спорте.
Другим важным условием, которое выделяет Татьяна Бондарчук, является многогранность спортивной деятельности. Тренер имеет возможность изучить характер самооценки спортсмена в разных областях и формировать правильное представление о его умениях и поступках в спорте. Учет этих критериев помогает создать эффективные тренировочные программы [3].
Такие программы успешно реализуются в смешанных единоборствах, где ключевым является умение настраиваться на бой с конкретным противником в нужный момент. Решение этой задачи напрямую зависит от анализа показателей активности, эффективности и разнообразия соревновательной деятельности. На данный момент информации по этому вопросу недостаточно, так как смешанные единоборства являются относительно молодым видом спорта, исследования в этой области находятся в стадии развития. Манеру ведения боя в единоборствах некоторые авторы рассматривают как индивидуальный стиль деятельности спортсмена.
Смешанные единоборства, как особый вид спортивной деятельности, предлагает постоянно оценивать свои спортивные результаты. Уникальность этого вида спорта показывает рекордные и порой удивительные проявления физических возможностей человека [1]. Поддержание и достижение идеального уровня самооценки является важным для успешного участия в соревнованиях по смешанным единоборствам. Самооценка подростка зависит от динамики и стабильности результатов в данном виде спорта, которые достигаются путем длительных и усиленных тренировок.
Как юный спортсмен оценивает самого себя, существенно влияет на его успех. Положительная самооценка помогает подростку преодолевать трудности, уверенно стремиться к своим целям и проявлять психологическую устойчивость, мотивацию и контроль над эмоциями.
С другой стороны, низкая самооценка может затруднить развитие спортсмена, вызвать неуверенность и стресс, а также отрицательно сказаться на его выступлениях. Важно обратить внимание на развитие здоровой и устойчивой самооценки, которая играет важную роль в психологической подготовке спортсмена [4].
Таким образом, можно сказать, что участие подростков в спортивных соревнованиях по смешанным единоборствам оказывает значительное воздействие на процесс формирования личности и развития самооценки.
Литература:
- Ахмедов Р. Г. Особенности развития физических качеств подростков, занимающихся единоборствами / Ахмедов Р. Г. [Электронный ресурс] // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-fizicheskih-kachestv-podrostkov-zanimayuschihsya-edinoborstvami (дата обращения: 20.02.2024).
- Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки / Захарова А. В. [Электронный ресурс] // psyjournals: [сайт]. — URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n4/bppe_2012_n4_Zakharova.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
- Спортивная психология: учебник для вузов / В. А. Родионов [и др.]; под общей редакцией В. А. Родионова, А. В. Родионова, В. Г. Сивицкого. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 367 с. — (Высшее образование).
- Уманская И. А. Самооценка как психологически ресурс успешной спортивной деятельности / Уманская И. А. [Электронный ресурс] // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-kak-psihologicheskiy-resurs-uspeshnoy-sportivnoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 20.02.2024).
- Черных А. В. Самооценка как основа стабильности спортивных результатов / Черных А. В. [Электронный ресурс] // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-kak-osnova-stabilnosti-sportivnyh-rezultatov (дата обращения: 20.02.2024).