Психологическая подготовка спортсменов в восточных единоборствах является одним из значимых направлений комплексной тренировочной деятельности, наряду с технической, физической и тактической. Актуальность изучаемого модуля подготовки заключается в необходимости решения задач развития психологических компетенций спортсменов, с помощью которых достигается оптимизация психоэмоциональных состояний и высокая результативность в спорте. Анализ исследований, посвященных изучению данных проблем, позволил нам систематизировать актуальные задачи в следующий перечень:
‒ формирование навыков вхождения в «оптимальное состояние боевой готовности» [2];
‒ обучение навыкам психорегуляции эмоциональных состояний с целью восстановления работоспособности и успешного овладения техническими приемами восточных единоборств;
‒ коррекция отношения к соревновательному процессу: отказ от его восприятия как стресс-фактора, развитие позитивной позиции;
‒ повышение стрессоустойчивости, развитие психологических качеств борца, нацеленного на победу, имеющего рациональные установки и способного к самомобилизации;
‒ формирования этико-психологических основ поведения в коллективе, на тренировочных площадках, «уважения к старшим и к друг другу» [3].
Мы, вслед за Савельевым Д. С. считаем, что психологическая подготовка актуальна для спортсменов на всех стадиях тренировочного процесса. Это обусловлено постоянным «повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок» [4], сложностью комплексных задач, усилением психологической нагрузки на все системы организма. Особенно это значимо для юниоров, не имеющих развитых морально-психических качеств, не владеющих приемами саморегуляции, так необходимыми в восточных единоборствах. Для того, чтобы эффективно справляться с такими проблемами, необходимо помочь спортсменам в актуализации скрытых психологических резервов, научить использовать их для оптимизации тренировочной и соревновательной деятельности.
Рассмотрев основные подходы к организации психологического модуля подготовки спортсменов в восточных единоборствах, нами были конкретизированы составляющие модуля. (Таблица 1)
Таблица 1
Проблемы спортсменов иэлементы их психологической подготовки
Этап подготовки |
Возможные трудности, проблемы |
Элементы психологической подготовки |
Начальный этап |
Непривычные физические нагрузки; Страх травматизации; Негативное предстартовое состояние (перед боем), боязнь неудачи и неуверенность, порождающие стресс. Недостаточная психологическая компетентность в установлении и развитии позитивных межличностных отношений. Недостаточно развитые личностные качества, необходимые в спорте: упорство, воля, устойчивость и т. д. |
Развитие навыков психической саморегуляции: — психомышечная тренировка (переход от расслабления к активизации в сочетании дыхательными упражнениями и медитацией); — изучение и использование навыков эмоционального отреагирования и эмоциональной трансформации (самовнушение, самостимуляция). — Тренинг по развитию волевых качеств, этико-психологических основ взаимодействия в коллективе. — Лекции и мастер-классы «Духовное наследие Масутаци Оямы» и т. д. |
Тренировочный этап адаптированных спортсменов |
- Нарушение режимов сна, отдыха и деятельности; — Страх поражений, связанный с иррациональными установками спортсмена; — Снижение физической трудоспособности и повышенная раздражимость. |
Методы психологического восстановления: — «Психорегулирующая тренировка» [1], включающая упражнения растяжения, релаксацию мышц, массаж. — Методы восстановления психологической трудоспособности: внушение и убеждение в рамках разъяснительных бесед; внушение в трансе, самовнушение, медитации. — Тренинги в рамках рационально-эмотивной терапии (РЭТ) с целью трансформации негативных установок, формирования правильного настроя и мотивации. — Тренинги стрессоустойчивости, — Мастер-классы экспертов-спортсменов на темы: «Быть воином», «Мои секреты укрепления боевого духа» и т. д. |
Таким образом, в психологической подготовке спортсменов в восточных единоборствах должен использоваться комплекс методов и средств развития актуальных психологических компетенций в зависимости от этапов развития спортсмена и специфики тренировочной деятельности.
Литература:
- Голуб Я. В. Методология оценки и коррекции психофизиологического состояния спортсменов/Я. В. Голуб, А. А. Алексеев; Фед. Аген. по ФКиС, ВЛГАФК//Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта: сборник статей Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 35-лет. ВЛГАФК, 9–10 ноября 2005 г. — Великие Луки: ВЛГАФК, 2005. -С. 255–259.
- Дорофеева Г. А. Современные взгляды на процесс психологической подготовки юных тхэквондистов к соревновательной деятельности// Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2012. № 2 (4).- С. 113–117.
- Литвинов С. А. Разработка технологии совершенствования многолетней подготовки юных спортсменов в восточных единоборствах на основе модульно-ситуационного подхода// Теория и практика общественного развития. 2014. № 13. С. 88–90.
- Савельев Д. С. Современные методы психологической подготовки студентов-спортсменов к выступлениям на соревнованиях по восточным единоборствам// Современное образование: содержание, технологии, качество. 2016. Т. 2. С. 242–245