В дошкольном возрасте важно начинать формировать экологические привычки и воспитывать экологическое сознание, чтобы дети с ранних лет понимали, насколько важно бережно относиться к природе и соблюдать правила экологического поведения.
Ключевые слова: ранний возраст, экологические привычки, природа, экология, экологическая культура, наглядные формы работы, дошкольный возраст.
Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации указывает на то, что экологическое образование в интересах устойчивого развития — это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование для детей [2].
Важное значение имеет формирование экологических привычек и осознание ответственности за окружающую среду с самого детства. В этом возрасте дети учатся видеть и ценить красоту природы, начинают осознавать свою ответственность за охрану природы.
В свою очередь, общение с природой и взаимодействие с ней способствуют укреплению здоровья и развитию детского организма. Внимание, воображение и другие познавательные процессы также находят свое развитие благодаря природным факторам.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста необходимо часто проводить регулярно, использовать наглядные формы работы по формированию экологических привычек и представлений, учитывая их физические особенности, а также способы восприятия информации. Это поможет им эффективно понимать и усваивать материал, так как в возрасте 2–3 лет дети наиболее эффективно воспринимают и усваивают информацию, опираясь на практический опыт.
Наглядные формы работ включают в себя игры, практические занятия и различные активности, которые позволяют детям узнать о живой и неживой природе, о важности экологической бережливости и о том, как они могут помочь сохранить нашу планету.
Например, обсуждение пользы растений должны сопровождаться с практическими действиями: вместе с детьми поливать цветы, любоваться ими. Взрослые, формируя у детей экологическую культуру, не вынуждают их принимать правильные решения, а являются путеводителями, помогая понять как правильные, так и ошибочные пути. Кроме того, они дарят детям возможность оценить ситуацию самостоятельно и принимать собственные решения.
Для того чтобы дети стали активно заботиться о окружающей среде, им важно начинать с практических действий с самого рождения. Экологические привычки, которые формируются с детства, способствуют автоматическому улучшению окружающей среды. Постепенно дети начинают развивать представления об экологии, привыкая к заботе о природе и внедряя экологические принципы в повседневную жизнь. На первом году жизни малыш начинает осознавать свои действия и знакомится с предметами вокруг себя. Он может запомнить, что нужно выбрасывать мусор в специальное место, однако в силу возраста не понимает, зачем это нужно. Позже дети изучают экологию, природу и проблемы окружающей среды, и могут связать свои поступки с их решением. Поэтому экологические привычки становятся частью экологической культуры.
Для формирования правильных экологических привычек с раннего детства необходимо обращать внимание детей на особенности окружающей среды. Проводя время на прогулках, обращать внимание детей на различные интересные объекты окружающей среды и узнать о них больше, учить любоваться. Поддержка и организация наблюдения со стороны взрослых имеют большое значение, поэтому необходимо активно участвовать в этом процессе. Например, вместо того, чтобы отгонять ребенка от большой лужи, лучше вместе с ним изучить её, задуматься об происхождении и причинах появления этой лужи.
Для детей, особенно раннего возраста важен не только проведение наблюдений и экспериментов, но и пример, который демонстрирует взрослый. Первые знаки признания экологических принципов можно продемонстрировать через бытовые предметы многоразового использования. Например, вместо одноразовых пластиковых стаканчиков, лучше использовать термокружки; вместо пластиковых пакетов — тканевые сумки или авоськи. Для маленьких детей может быть интересной и веселой игрой помощь родителям в подготовке к акции по разделению мусора, когда они сортируют вторсырье по категориям.
Детям с определенного момента становится интересно, что из чего сделано: стекло, пластик, дерево, бумага. Важно использовать игровой подход не только для знакомства с различными материалами, но и для объяснения процесса сортировки и переработки отходов. Привычка сбрасывать мусор в специальные контейнеры является простой и важной. Даже маленькие дети могут запомнить, где находятся эти контейнеры, хотя им еще трудно отличить различные типы мусора.
С самого раннего возраста нужно учить детей заботиться о своих игрушках, если что-то сломалось, стараться починить. Будет хорошо, если ребенок самостоятельно (естественно, с помощью родителей) решит не выбрасывать свои старые игрушки, книги, а передавать их младшим детям или на благотворительность. Уже в возрасте 2–3 лет можно так же объяснить детям о необходимости экономии бумаги, поэтому лучше рисовать с двух сторон листочка.
В данном возрасте особый интерес у детей вызывает вода. Взрослые должны стараться учить детей сохранять водные ресурсы, начиная с себя. Примером для подражания должно служить выключение воды при чистке зубов и предпочтение душа вместо ванны. Объяснения о важности экономии воды должны быть понятными и доступными детям. Кроме того, экономия электроэнергии должна стать неотъемлемой частью их экологической привычки.
Для более глубокого понимания экологических проблем можно использовать наглядные материалы, такие как книги, плакаты или видеоролики и мультфильмы. Дети могут рассматривать, узнавать о важности сохранения природы, о последствиях загрязнения и о возможных способах решения проблемы.
Таким образом, формирование экологических привычек у детей раннего возраста должно вестись ежедневно, ненавязчиво, систематически и планомерно, используя наглядные формы работы. Именно использование наглядных форм работ является эффективным инструментом для формирования экологических привычек у детей. Они помогают детям увидеть важность заботы о природе и перенести эту заботу в свою повседневную жизнь.
Литература:
- Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2015.
- Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации. Available at: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
- Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста. Конспекты занятий / О. А. Соломенникова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2018
- Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2–4 лет / С. Н. Теплюк. — Москва: Мозаика-Синтез, 2015