Анализ некоторых изменений законодательства в сфере административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную безопасность и общественный порядок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 24.04.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Буздалова, М. В. Анализ некоторых изменений законодательства в сфере административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную безопасность и общественный порядок / М. В. Буздалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113334/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор предпринимает попытки проанализировать последние изменения административного законодательства в сфере нарушения общественного порядка и общественной безопасности.

Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, Кодекс об административных правонарушениях.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим общественную безопасность, является Кодекс об административных правонарушениях РФ (Далее — КоАП РФ) [1]. Глава 20 Кодекса, регулирующая ответственность за нарушения общественного порядка и общественной безопасности содержит 49 статей.

В виду того, что большая часть статей принята относительно давно и детально изучена во многих научных исследованиях, считаем целесообразным проанализировать лишь некоторые последние изменения, проследить мнение законодателя на актуальность расширения и изменения главы 20 в последние годы.

Ст. 20.1 «Мелкое хулиганство», как наиболее часто применяемая в судебной практике [14], в 2019 году была дополнена [10] частями 3–5, устанавливающие административную ответственность за выражение в Интернете явного неуважения к обществу и государству, предусматривающие значительные штрафы, в разы больше, чем за совершение правонарушения по частям 1–2, а так же административный арест.

Ст. 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» была изменена [9] после незаконного проведения митингов в январе-феврале 2021 года во многих городах России. Считаем, что законодатель своевременно принял поправки к КоАП РФ, так как во время митингов нарушалась не только общественная безопасность, но и совершались посягательства на конституционный строй государства.

Так, в частности, введена ответственность для организаторов публичных мероприятий, ужесточена ответственность за неповиновение сотрудникам правоохранительных органов.

И, как видно, ввиду явно враждебного характера западных государств, подкупа и задействования «спящих ячеек» на территории России, данное изменение носит также предупредительный характер.

В ряд статей в 2022 году были добавлены изменения в форме слов «если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния» (к примеру, ст. 20.3, ст. 20.3.1, ст. 20.3.2 КоАП РФ) в виду добавления аналогичных статей в Уголовный кодекс РФ, что свидетельствует об ужесточении наказания за ряд противоправных действий.

В 2023 году ФЗ № 640-ФЗ [3] была введена административная ответственность за дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на войска нацгвардии, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ст. 20.3.3–20.3.4). В УК РФ так же были введены соответствующие поправки.

Глава 20 в 2023 году была дополнена статьей 20.5.1. «Нарушение режима военного положения» [4]. В ФКЗ «О военном положении» [2] раскрывается понятие военного положения. Оно представляет собой особый правовой режим, который может быть введен Президентом РФ на территории страны или в определенных ее местностях в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

На данный момент военное положение введено в четырех регионах Российской Федерации — Луганской и Донецкой Народных республиках, Херсонской и Запорожской областях, поэтому положения новой статьи КоАП применяются исключительно на данных территориях.

За период действия статьи 20.5.1 КоАП РФ судебная практика незначительна — всего три постановления [11, 12, 13], наказание в которых назначается по минимальной границе. Думается, что суды в настоящее время с осторожностью относятся к нововведённой статье по причине отсутствия разъяснений Верховного суда РФ.

В период 2021–2023 ужесточена ответственность за правонарушения в сфере оборота оружия [8].

Интересна позиция расширения мер административного наказания по ст. 20.17 КоАП РФ за самовольное проникновение на особо важные и режимные объекты обязательными работами. В последнее время охраняемые объекты являются целями атак и преступных действий, и хотя указанная статья не предусматривает каких-либо действий правонарушителя, кроме непосредственно проникновения, считаем, что суды должны с большой осторожностью относиться к данному правонарушению.

Также в статье нет примечания, согласно которому информация о правонарушителе передается прокурору, хотя цель была бы логична: правонарушитель — потенциальный преступник. Проанализировав судебную практику (около 50 постановлений) за 2022–2023 гг. по ст. 20.17 КоАП, нами не было выявлено ни одного случая назначения обязательных работ, как более строгого наказания. Суды обычно ограничиваются арестом от 1 до 6 суток либо административным штрафом. Верховный суд РФ так же не дает разъяснение по нововведенному наказанию, переложив тем самым всю ответственность на суды общей практики.

Ст. 20.28 КоАП, регулирующая ответственность за деятельность общественных и религиозных организаций была изменена [6] словами «включенной в реестр иностранных агентов» (в предыдущей редакции — «выполняющей функции иностранного агента»).

Цель законодателя ясна — после вступления в силу ФЗ «Об иностранных агентах» [7] был создан Реестр, в котором находятся физические и юридические лица, объединения, получающие финансирование от иностранных государств и организаций за ту или иную деятельность на территории России.

Однако, по-нашему мнению, формулировка «выполняющий функции иноагента» намного шире. К тому же, сам Закон № 255-ФЗ не содержит в перечне лиц, которые могут быть признаны иноагентами, индивидуальных предпринимателей. Сама природа ИП, т. е. отнесение их к физическим или юридическим лицам, является предметом споров в научном сообществе, поэтому случаи нарушений ведения деятельности от лица индивидуального предпринимателя, а не одноименного физического лица, пусть и внесенного в Реестр иностранных агентов, может стать причиной трудностей в судебной практике.

Учитывая тенденцию к расширению административной преюдии, касающейся деятельности иноагентов, последствия могут быть более серьезными при назначении уже уголовного наказания (к примеру, за преступления экстремисткой направленности). Поэтому считаем правильным вернуться к предыдущей редакции ст. 20.17 КоАП или изложения ее в следующей редакции:

«включенной в реестр иностранных агентов и (или) выполняющей функции иноагента…».

Говоря о правонарушениях, связанных с экстремизмом, отметим, что в 2023 году были внесены изменения [5] в ст. 20.29 КоАП РФ. В частности, к материалам экстремистского характера теперь относятся публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство либо практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Таким образом, заметна тенденция к пересмотру норм административного законодательства, ужесточения наказания за правонарушения, введения новых норм, которые становятся актуальными в последние годы — правонарушения, связанные с экстремизмом, незаконным проведением митингов и собраний, оборотом оружия, проникновения на охраняемые объекты.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 11 марта 2024 г. N44-ФЗ) // «Российская газета». 2001. N 256
  2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (с изм. и доп. от 29 мая 2023 г. N 2-ФКЗ) // «Российская газета». — 2002. — N 21.
  3. Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. N 640-ФЗ «О внесении изменений в статью 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2023.
  4. Федеральный закон от 24 июня 2023 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2023.
  5. Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 231-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2023.
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 622-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2022.
  7. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (с изм. и доп. от 11 марта 2024 г. N 42-ФЗ) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2022.
  8. Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2021.
  9. Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 24-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2021.
  10. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2019.
  11. Постановление Чертковского районного суда Ростовской области № 5–211/2023 от 13 сентября 2023 г. по делу № 5–211/2023 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudrf.ru/. (Дата обращения: 10.03.2024г.).
  12. Постановление Красносулинского районного суда Ростовской области № 5–713/2023 от 9 сентября 2023 г. по делу № 5–713/2023 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudrf.ru/. (Дата обращения: 10.03.2024г.).
  13. Постановление Чертковского районного суда Ростовской области № 5–200/2023 от 5 сентября 2023 г. по делу № 5–200/2023 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudrf.ru/. (Дата обращения: 10.03.2024г.).
  14. Судебная статистика РФ [Электронный ресурс]: https://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/80 (Дата обращения: 10.01.2024г.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, общественная безопасность, военное положение, судебная практика, общественный порядок, административная ответственность, административное законодательство, верховный суд РФ, наказуемое деяние, предыдущая редакция.


Похожие статьи

Общественный порядок и общественная безопасность как объекты административно-правовой защиты

В рамках представленной статьи авторы исследуют проблематику определения общественного порядка и общественной безопасности в качестве объектов административно-правовой защиты, пробелы действующего законодательства относительно данной категории правон...

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

В статье рассмотрены особенности административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Раскрыто понятие общественного порядка и общественной безопасности, описаны виды правонарушений, предусмотренные главой ...

Производство по делам об административных правонарушениях в виде неисполнения требований законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности

В статье авторы исследуют особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Исследуются различные подходы по поставленному вопросу, принципы и этапы ре...

Правовой анализ административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

В научной статье кратко рассмотрен юридический состав административных правонарушений (совокупность обязательных элементов), посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, которые заключены в 20 главе КоАП РФ. Приведен анализ понятий...

Проблемы применения законодательства об ответственности за совершение административных правонарушений в сфере охраны здоровья

В данной статье автор характеризует наиболее типичные проблемы в сфере привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны здоровья граждан.

Состав административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

Статья раскрывает понятие административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Раскрыты объективные и субъективные признаки составов правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ.

Проблематика осуществления производства по делам об административных правонарушениях, направленных против общественного порядка и общественной безопасности

Актуальность темы исследования. Общественный порядок и общественная безопасность вот уже на протяжении многих лет являются одним из наиболее охраняемых объектов со стороны государства. По этой причине законодатель постоянно стремится к совершенствова...

Особенности административно-правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан

В данной статье автором рассмотрены подходы к организации правового регулирования в области охраны здоровья граждан, реализуемые в Российской Федерации.

Особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности

В научной статье рассмотрен процесс производства по делам об административной ответственности, посягающих на одну из важных на сегодняшний день категорию, касающуюся как отдельных граждан, так и всего общества в целом, а именно — соблюдение порядка и...

Меры административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности

В статье анализируются вопросы выделения мер административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Похожие статьи

Общественный порядок и общественная безопасность как объекты административно-правовой защиты

В рамках представленной статьи авторы исследуют проблематику определения общественного порядка и общественной безопасности в качестве объектов административно-правовой защиты, пробелы действующего законодательства относительно данной категории правон...

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

В статье рассмотрены особенности административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Раскрыто понятие общественного порядка и общественной безопасности, описаны виды правонарушений, предусмотренные главой ...

Производство по делам об административных правонарушениях в виде неисполнения требований законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности

В статье авторы исследуют особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Исследуются различные подходы по поставленному вопросу, принципы и этапы ре...

Правовой анализ административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

В научной статье кратко рассмотрен юридический состав административных правонарушений (совокупность обязательных элементов), посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, которые заключены в 20 главе КоАП РФ. Приведен анализ понятий...

Проблемы применения законодательства об ответственности за совершение административных правонарушений в сфере охраны здоровья

В данной статье автор характеризует наиболее типичные проблемы в сфере привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны здоровья граждан.

Состав административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

Статья раскрывает понятие административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Раскрыты объективные и субъективные признаки составов правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ.

Проблематика осуществления производства по делам об административных правонарушениях, направленных против общественного порядка и общественной безопасности

Актуальность темы исследования. Общественный порядок и общественная безопасность вот уже на протяжении многих лет являются одним из наиболее охраняемых объектов со стороны государства. По этой причине законодатель постоянно стремится к совершенствова...

Особенности административно-правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан

В данной статье автором рассмотрены подходы к организации правового регулирования в области охраны здоровья граждан, реализуемые в Российской Федерации.

Особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности

В научной статье рассмотрен процесс производства по делам об административной ответственности, посягающих на одну из важных на сегодняшний день категорию, касающуюся как отдельных граждан, так и всего общества в целом, а именно — соблюдение порядка и...

Меры административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности

В статье анализируются вопросы выделения мер административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Задать вопрос