В статье автор предпринимает попытки проанализировать последние изменения административного законодательства в сфере нарушения общественного порядка и общественной безопасности.
Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, Кодекс об административных правонарушениях.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим общественную безопасность, является Кодекс об административных правонарушениях РФ (Далее — КоАП РФ) [1]. Глава 20 Кодекса, регулирующая ответственность за нарушения общественного порядка и общественной безопасности содержит 49 статей.
В виду того, что большая часть статей принята относительно давно и детально изучена во многих научных исследованиях, считаем целесообразным проанализировать лишь некоторые последние изменения, проследить мнение законодателя на актуальность расширения и изменения главы 20 в последние годы.
Ст. 20.1 «Мелкое хулиганство», как наиболее часто применяемая в судебной практике [14], в 2019 году была дополнена [10] частями 3–5, устанавливающие административную ответственность за выражение в Интернете явного неуважения к обществу и государству, предусматривающие значительные штрафы, в разы больше, чем за совершение правонарушения по частям 1–2, а так же административный арест.
Ст. 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» была изменена [9] после незаконного проведения митингов в январе-феврале 2021 года во многих городах России. Считаем, что законодатель своевременно принял поправки к КоАП РФ, так как во время митингов нарушалась не только общественная безопасность, но и совершались посягательства на конституционный строй государства.
Так, в частности, введена ответственность для организаторов публичных мероприятий, ужесточена ответственность за неповиновение сотрудникам правоохранительных органов.
И, как видно, ввиду явно враждебного характера западных государств, подкупа и задействования «спящих ячеек» на территории России, данное изменение носит также предупредительный характер.
В ряд статей в 2022 году были добавлены изменения в форме слов «если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния» (к примеру, ст. 20.3, ст. 20.3.1, ст. 20.3.2 КоАП РФ) в виду добавления аналогичных статей в Уголовный кодекс РФ, что свидетельствует об ужесточении наказания за ряд противоправных действий.
В 2023 году ФЗ № 640-ФЗ [3] была введена административная ответственность за дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на войска нацгвардии, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ст. 20.3.3–20.3.4). В УК РФ так же были введены соответствующие поправки.
Глава 20 в 2023 году была дополнена статьей 20.5.1. «Нарушение режима военного положения» [4]. В ФКЗ «О военном положении» [2] раскрывается понятие военного положения. Оно представляет собой особый правовой режим, который может быть введен Президентом РФ на территории страны или в определенных ее местностях в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.
На данный момент военное положение введено в четырех регионах Российской Федерации — Луганской и Донецкой Народных республиках, Херсонской и Запорожской областях, поэтому положения новой статьи КоАП применяются исключительно на данных территориях.
За период действия статьи 20.5.1 КоАП РФ судебная практика незначительна — всего три постановления [11, 12, 13], наказание в которых назначается по минимальной границе. Думается, что суды в настоящее время с осторожностью относятся к нововведённой статье по причине отсутствия разъяснений Верховного суда РФ.
В период 2021–2023 ужесточена ответственность за правонарушения в сфере оборота оружия [8].
Интересна позиция расширения мер административного наказания по ст. 20.17 КоАП РФ за самовольное проникновение на особо важные и режимные объекты обязательными работами. В последнее время охраняемые объекты являются целями атак и преступных действий, и хотя указанная статья не предусматривает каких-либо действий правонарушителя, кроме непосредственно проникновения, считаем, что суды должны с большой осторожностью относиться к данному правонарушению.
Также в статье нет примечания, согласно которому информация о правонарушителе передается прокурору, хотя цель была бы логична: правонарушитель — потенциальный преступник. Проанализировав судебную практику (около 50 постановлений) за 2022–2023 гг. по ст. 20.17 КоАП, нами не было выявлено ни одного случая назначения обязательных работ, как более строгого наказания. Суды обычно ограничиваются арестом от 1 до 6 суток либо административным штрафом. Верховный суд РФ так же не дает разъяснение по нововведенному наказанию, переложив тем самым всю ответственность на суды общей практики.
Ст. 20.28 КоАП, регулирующая ответственность за деятельность общественных и религиозных организаций была изменена [6] словами «включенной в реестр иностранных агентов» (в предыдущей редакции — «выполняющей функции иностранного агента»).
Цель законодателя ясна — после вступления в силу ФЗ «Об иностранных агентах» [7] был создан Реестр, в котором находятся физические и юридические лица, объединения, получающие финансирование от иностранных государств и организаций за ту или иную деятельность на территории России.
Однако, по-нашему мнению, формулировка «выполняющий функции иноагента» намного шире. К тому же, сам Закон № 255-ФЗ не содержит в перечне лиц, которые могут быть признаны иноагентами, индивидуальных предпринимателей. Сама природа ИП, т. е. отнесение их к физическим или юридическим лицам, является предметом споров в научном сообществе, поэтому случаи нарушений ведения деятельности от лица индивидуального предпринимателя, а не одноименного физического лица, пусть и внесенного в Реестр иностранных агентов, может стать причиной трудностей в судебной практике.
Учитывая тенденцию к расширению административной преюдии, касающейся деятельности иноагентов, последствия могут быть более серьезными при назначении уже уголовного наказания (к примеру, за преступления экстремисткой направленности). Поэтому считаем правильным вернуться к предыдущей редакции ст. 20.17 КоАП или изложения ее в следующей редакции:
«включенной в реестр иностранных агентов и (или) выполняющей функции иноагента…».
Говоря о правонарушениях, связанных с экстремизмом, отметим, что в 2023 году были внесены изменения [5] в ст. 20.29 КоАП РФ. В частности, к материалам экстремистского характера теперь относятся публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство либо практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Таким образом, заметна тенденция к пересмотру норм административного законодательства, ужесточения наказания за правонарушения, введения новых норм, которые становятся актуальными в последние годы — правонарушения, связанные с экстремизмом, незаконным проведением митингов и собраний, оборотом оружия, проникновения на охраняемые объекты.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 11 марта 2024 г. N44-ФЗ) // «Российская газета». 2001. N 256
- Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (с изм. и доп. от 29 мая 2023 г. N 2-ФКЗ) // «Российская газета». — 2002. — N 21.
- Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. N 640-ФЗ «О внесении изменений в статью 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2023.
- Федеральный закон от 24 июня 2023 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2023.
- Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 231-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2023.
- Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 622-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2022.
- Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (с изм. и доп. от 11 марта 2024 г. N 42-ФЗ) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2022.
- Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2021.
- Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 24-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2021.
- Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 2019.
- Постановление Чертковского районного суда Ростовской области № 5–211/2023 от 13 сентября 2023 г. по делу № 5–211/2023 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudrf.ru/. (Дата обращения: 10.03.2024г.).
- Постановление Красносулинского районного суда Ростовской области № 5–713/2023 от 9 сентября 2023 г. по делу № 5–713/2023 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudrf.ru/. (Дата обращения: 10.03.2024г.).
- Постановление Чертковского районного суда Ростовской области № 5–200/2023 от 5 сентября 2023 г. по делу № 5–200/2023 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudrf.ru/. (Дата обращения: 10.03.2024г.).
- Судебная статистика РФ [Электронный ресурс]: https://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/80 (Дата обращения: 10.01.2024г.