The article examines the theoretical foundations of administrative liability for offenses encroaching on public order and public safety. The essence and features of administrative liability are revealed, theoretical approaches to determining its place in the system of legal responsibility are analyzed, and the relationship between administrative liability and preventive and coercive measures is explored, taking into account the modern conditions of ensuring state security during the special military operation.
Keywords: administrative liability, offense, public order, public safety, administrative coercion, theory of law.
Административная ответственность традиционно рассматривается как самостоятельный вид юридической ответственности, представляющий собой особую форму государственного принуждения, направленного на охрану общественных отношений от административных правонарушений [1, с. 12]. Теоретические основы данного института заложены в трудах дореволюционных и советских правоведов, которые определяли административную ответственность как реакцию государства на противоправное, виновное деяние, нарушающее установленный порядок управления.
Современная доктрина административного права исходит из того, что административная ответственность занимает промежуточное положение между уголовной и дисциплинарной, обеспечивая баланс между защитой публичных интересов и соблюдением прав личности [2, с. 45]. В условиях современной государственности, особенно в период проведения специальной военной операции, институт административной ответственности приобретает особое значение как инструмент обеспечения общественной стабильности и безопасности.
Понятие общественного порядка и общественной безопасности раскрывается через призму конституционных ценностей. Согласно Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека, а также обеспечение общественного порядка и безопасности являются обязанностью государства (ст. 2, 71, 114) [3]. Эти положения определяют необходимость постоянного совершенствования механизмов административно-правового воздействия.
Ключевое значение для правоприменительной практики имеют нормы главы 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующие ответственность за деяния, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. К ним относятся, в частности, правонарушения, предусмотренные статьями 20.1, 20.2, 20.3.2 КлАП РФ и др., направленные на защиту общества от экстремистских проявлений и дестабилизирующих действий [4].
Важную роль в формировании единой практики привлечения к административной ответственности играет судебная интерпретация норм. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 19 «О судебной практике по делам об административных правонарушениях» содержит ключевые разъяснения относительно квалификации составов административных правонарушений и соблюдения прав граждан в процессе производства по делам [5]. Аналогично, Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 подчеркивает необходимость соблюдения принципов законности, соразмерности и справедливости при применении мер административного воздействия [6].
Административная ответственность, как элемент механизма правового регулирования, выполняет ряд функций: превентивную, воспитательную и карательную. Превентивная функция проявляется в предупреждении нарушений путем демонстрации неотвратимости наказания. Воспитательная — в формировании у граждан правосознания и уважения к правопорядку. Карательная — в восстановлении социальной справедливости посредством санкций [7, с. 88].
С теоретической точки зрения, административная ответственность опирается на принципы законности, вины, справедливости и гуманизма.
Эти начала закреплены как в Конституции РФ, так и в общих положениях КоАП РФ. Важно подчеркнуть, что в современных условиях, когда повышаются угрозы общественной безопасности, данные принципы обеспечивают баланс между защитой государства и правами личности.
Таким образом, институт административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, является системообразующим элементом административного права. Его развитие должно учитывать как теоретико-правовые основы, так и современные вызовы, связанные с поддержанием стабильности, общественной дисциплины и доверия граждан к государству.
Литература:
- Алексеев С. С. Общая теория права. М.: Проспект, 2020.
- Кутафин О. Е. Проблемы ответственности в российском праве. М.: Норма, 2018.
- Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Теоретические основы российского административного права. М.: Юрайт, 2022.
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 2020 г.) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 2024 г.) // Собрание законодательства РФ.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 19 «О судебной практике по делам об административных правонарушениях».
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об административных правонарушениях».

