Структура современного урока истории и обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 23.04.2024

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Алиев, А. Б. Структура современного урока истории и обществознания / А. Б. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 386-389. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113287/ (дата обращения: 18.11.2024).



Уроки истории и обществознания в школе являются очень важными, так как в большей степени, формируют такие качества как гражданственность и патриотизм, повышают уровень экономической и правовой грамотности. Цель: выделить все этапы современного урока. Задачи: перечислить этапы современного урока, указать на методы, применяемые на том или ином этапе, представить образец поурочного плана с отражением всех этапов урока.

Ключевые слова: структура современного урока истории и обществознания, подготовка к открытому уроку, методика преподавания истории и обществознания, история, обществознание, наставничество.

Структура современного урока — это совокупность взаимосвязанных и последовательных этапов в рамках урока. Их соблюдение и реализация сделает ваш урок запоминающимся, эффективным и результативным.

Урок открытия новых знаний, доля которых в рабочих программах занимает первое место (уроки рефлексии, методологической направленности, развивающего контроля, как правило, по количеству меньше), состоит из 7 этапов: организационный этап, этап актуализации знаний и повторения пройденного материала, мотивационно-целевой этап, работа по теме урока (изучение нового материала), физкультминутка, закрепление изученного материала, этап подведения итогов (оценивание обучающихся, выдача домашнего задания, рефлексия).

Организационный этап является первым и универсальным этапом, применимым ко всем типам урока, в рамках которого происходит приветствие, проверка посещаемости.

Следующий этап — актуализация знаний и повторение пройденного материала. Данный этап следует начать с короткого напоминания о том, чем занимались на прошлом уроке (можно перечислить вопросы, пройденные на уроке). Затем перейти к фронтальному опросу, направленному ко всем учащимся, чтобы проверить общий уровень подготовленности класса к уроку. Впоследствии можно вызвать учащегося к школьной доске, чтобы проверить уровень и качество подготовки и усвоения темы, в частности ответ учащегося в данном случае будет устный в виде опроса. В то время как учащийся отвечает у доски, в целях рационального использования учебного времени и в целях устранения безделья на уроке, всему классу необходимо предложить выполнить общее задание, которое можно представить на презентационном слайде. Также, одновременно с этим, в целях пополнения оценок за урок, нескольким учащимся можно выдать раздаточный материал, предложив выполнить задания на оценку. При оценивании учащегося, отвечающего у доски, для понимания уровня сформированных знаний, следует задать вопросы по теме, а также попросить класс сформировать и задать вопросы. Данная методика полезна тем, что, когда учащиеся с легкостью формулируют вопросы по какой-либо теме, это говорит о том, что они хорошо владеют материалом и могут вычерпать из него информацию, тем самым сформулировав вопрос. Затем учителю следует проверить результат выполнения раздаточного материала, задания которого целесообразно отразить на презентационном слайде, чтобы могли ознакомиться все учащиеся. Учащимся выполняющим раздаточный материал также целесообразно задать вопросы по теме. Всем учащимся, которые отвечали следует выставить оценку и обязательно прокомментировать, указав на сильные и слабые стороны. Затем нужно проверить результат выполнения классом общего задания, и привлечь самых активных отвечающих в следующем задании для возможности выставления оценки. Следующее задание называется — научная дискуссия. Данное задание выражается в том, что в рамках изучаемой темы учителем задается проблемный вопрос и нескольким учащимся предлагается выразить свою точку зрения и ответить на этот вопрос. Данная методика помогает формировать личностные результаты, умение общаться, участвовать в научных дискуссиях и выслушивать друг друга.

Стоит отдельно выделить, что в рамках этого этапа целесообразно применять авторитетные источники и задания формата ГИА, в целях успешной подготовки к экзаменам.

Мотивационно-целевой этап урока — это этап, в рамках которого учитель должен мотивировать учеников на изучение новой темы, предоставить им возможность самим определить новую тему и цель урока. В рамках этого этапа можно применять методику мозгового штурма, в ходе которого на презентационном слайде предоставляется вниманию какое-либо изображение, цитата или наводящие вопросы, даты, термины, события, личности, на основании которых учащиеся должны сами сформулировать тему урока и поставить ее цель. Данная методика тесно связана с таким видом функциональной грамотности как креативное мышление [1]. Затем учитель должен подтвердить или опровергнуть (с указанием на правильный вариант) правильность сформулированной темы и цели урока учащимися.

Следующий этап — работа по теме урока, основным назначением которого является объяснение новой темы, изучение нового материала, открытие новых знаний. В рамках этого этапа необходимо объяснять тему, тесно взаимодействуя с учащимися, используя формулировку «как вы думаете?», также следует устанавливать межпредметные связи с другими предметами, в целях успешного формирования метапредметных результатов урока.

Одним из направлений современного образования является его гуманизация, направленная на учет и удовлетворение потребностей учащихся. Поэтому в рамках урока целесообразно уделять внимание физическому состоянию учащихся, для этого следует выделить одну минуту на физкультминутку, заключающуюся в применении разных упражнений для глаз, рук или опорно-двигательного аппарата.

Следующий этап — закрепление изученного материала. В рамках этой темы реализуется фронтальный опрос по новой теме, демонстрация на презентационном слайде заданий экзаменационного формата с последующим выполнением.

Последним этапом в структуре урока является подведение итогов, в рамках которого учитель подводит итоги урока, указывает достигнута ли цель урока, оценивает и дает комментарии, рекомендации классу, выдает домашнее задание и проводит рефлексию знаний.

Представляю вниманию образец поурочного плана с отражением всех этапов урока открытия новых знаний.

Класс 9 а

Тема урока: Межгосударственные отношения

Дата 21.11.2022

Цель урока: создать условия для формирования представлений о различных типах межгосударственных отношений .

Задачи урока:

Образовательная: дать понятие межгосударственным отношениям, внешней политике.

Развивающая: закрепить умение ставить и формулировать проблему; продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения; способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования.

Воспитательная: стимулировать мотив к поиску новых знаний; способствовать формированию толерантного мышления; воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Оборудование: интерактивное оборудование, плакат, учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты урока:

предметные: определять, что такое межгосударственные отношения, в каких формах государства могут сотрудничать, что такое внешняя политика.

метапредметные УУД: Познавательные : ориентируются в своей системе знаний и определяют сферу своих жизненных интересов; самостоятельно отбирают для решения жизненных задач необходимые источники информации. Регулятивные : составляют план действий; владеют навыками самоконтроля, осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные : составляют план действий; вступают в диалог; сотрудничают с другими людьми; решают учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, фронтальной работы.

личностные УУД: формируют мировоззренческую, ценностно- смысловую сферу, правовое самосознание, гражданскую позицию ученика как активного и ответственного члена общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознан строящего свое поведение в соответствии с правовыми нормами; развивают толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; проявляют готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигают в нем взаимопонимания, находят общие цели и сотрудничают для их достижения в рамках правового поля.

Метод обучения: информационно-развивающий, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие. Готовность к уроку. Проверка посещаемости.

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала (15 мин.)

На прошлом уроке мы проходили тему «Политические партии и движения», познакомились с тем, что такое общественно-политические движение, политические партии, признаки и функции.

Фронтальный опрос.

1. Что такое политическая партия (ответ: это группа людей с общими взглядами на политическое устройство, стремящаяся к захвату власти или участию в ней)? 2. Каким законом регулируется деятельность политический партий (ответ: Федеральным законом «о политических партиях»)? 3. кто может быть членом партии (ответ: любой дееспособный гражданин, достигший 18 лет). 4. можно ли быть членом одновременно двух партий (ответ: нет)? 5. Что такое общественное движение (ответ: это массовое неофициальное объединение лиц, поддерживающих определенные изменения в обществе)?

Вызов учащегося к доске (учащийся отвечает по параграфу: что такое политическая партия, каким законом регулируется, в какой форме создается и регистрируются, кто может быть членом партии, какие партии запрещены, признаки партии, функции партии, что такое партийная система и каких 3 видов она бывает, многопартийность в России, виды партии, что такое общественное движение и привести примеры общественных движений).

Задать вопрос (вопрос от класса). Оценить с комментарием.

Раздаточный материал

В РФ партии проходят …………….

Партия которая имеет своих представителей в государственных органах называется……………….

Учредительный документ партии, определяющий порядок ее деятельности называется……………

Что такое либеральная партия?

Работа для класса общее (на слайде)

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (читательская грамотность):

……………….– это группа людей с общими взглядами на политическое устройство, стремящаяся к захвату ………… или участию в ней.

Быть ……… политической партии РФ не могут иностранцы и лица без гражданства, а также ……………. граждане и заключённые. Как и любой другой институт гражданского общества партия является добровольным …………….. Партия — это субъект политики, имеющий свою организацию, включающую членов, постоянный состав, отношения которых регулируются ………..

По составупартии бывают…………… (характеризуются многочисленностью) и ………… (имеют небольшой центральный аппарат). По степени участия во власти: …………… (к примеру, в РФ — Единая Россия) и оппозиционные (к примеру ……………).

Научная дискуссия

Как вы думаете к какой партии относятся эти партии: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР: правящая или оппозиционная, либеральная, консервативная, коммунистическая.

Оценивание и комментарии (отвечающего у доски), презентационный материал (участники фронтального опроса), раздаточный материал (+ доп. вопрос), участники научной дискуссии (+ доп. вопрос).

3. Мотивационно-целевой этап (2 мин)

Давайте посмотрим на данную схему (плакат) (субъекты международного права) и на карту (мозговой штурм, креативное мышление): что способствует сближению и взаимодействию государств в современном мире? Ответ: сотрудничество, осуществляемое в рамках межгосударственных отношений. Сегодня мы познакомимся с тем, что такое межгосударственные отношения.

План урока

Межгосударственные и международные отношения

Межгосударственное сотрудничество

Межгосударственные конфликты и способы их решения

Международные организации

4. Работа по теме урока (15 мин)

На доске термины: международные отношения, межгосударственные отношения.

Как вы думаете, какое понятие шире межгосударственные отношения или международные отношения?

1 . Субъектами международного права выступают — свыше 200 государств, нации и народы, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования и международные организации. Они могут вступать в международные отношения — это отношения, возникающие между субъектами международного права ( таблица № 1 ). Международные отношения включают в себя межгосударственные отношения (слайд — круг Эйлера).

Межгосударственные отношения — это часть международных отношений, возникающие между государствами, взаимодействующими в разных сферах (политика, экономика, культура, образование). Например, такие внешние функции государства как: обеспечение безопасности, сотрудничество, экспорт и импорт реализуются именно в рамках межгосударственных отношений (слайд и карта Европы).

Как вы думаете, если российский гражданин и гражданин Италии, как представители своих государств взаимодействуют, получается, это межгосударственные отношения?

Официальным представителем государства является: президент, премьер-министр, министр иностранных дел, монарх, дипломаты и другие уполномоченные лица и организации.

2 . Международное сотрудничество — это отношения между государствами, направленные на реализацию интересов каждого, путем заключения международных договоров в военной, экономической, культурной, научной сфере. Межпредметная связь с историей: договор 911 года Олега и Византии, создавал благоприятные условия для русских купцов.

3 . Межгосударственный конфликт — это столкновение интересов или позиций государств, которые характеризуются их взаимными претензиями . Межпредметная связь с историей: холодная война США и СССР во второй половине XX в. из-за сопротивлений капитализма и социализма, «гонки вооружений». Причины МК: территориальные споры, национальный вопрос, стремление к господству. Средства решения МК: переговоры, посредничество, обращение к международным органам.

4 . Международные организации — это объединения государств или негосударственных организаций для решения общих целей на основе постоянного членства. Создаются для политического и экономического сотрудничества, урегулирования конфликтов, защиту среды и поощрения научного прогресса. Действуют в разных областях: военной (НАТО), финансовой (МВФ), противодействия преступности (ИНТРЕПОЛ), здравоохранения (ВОЗ). ООН — МО, созданная в 1945 году. Как вы думаете, представленный на карте ЕС, является ли МО?

5. Физкультминутка (1 мин)

Часики. Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

6. Закрепление изученного материала (3 мин)

1. Определи верное суждение:

А. межгосударственные отношения возникают только из-за необходимости экономического сотрудничества

Б. В межгосударственном конфликте может быть только 2 участника

В. Одним из принципов межгосударственного сотрудничества является защита прав человека

2. Какая международная организация регулирует отношения между государствами во всех сферах:

А. Организация Объединенных Наций

Б. Европейское космическое агентство

В. Международный валютный фонд

3. Из-за несовпадения национально-государственных интересов в мире происходят ……….

4. Выберите утверждения, характеризующие понятие международного конфликта:

А. Возникают из-за личных отношений президентов

Б. Территориальные споры

В. Несовпадение интересов государств

1. Какие функции государства можно отнести к внешним функциям?

2. Какова роль межгосударственных отношений в современном мире?

3. Назовите различия между понятиями «международные отношения» и «межгосударственные отношения»?

4. Раскройте смысл понятия «международные организации».

7. Оценивание обучающихся. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия (2 мин)

Сообщите, довольны ли вы работой класса в целом. Поставьте учащихся в известность о том, справился ли класс с задачами, поставленными в начале урока, достигнута ли основная цель. Затем дайте качественную характеристику работы отдельных учащихся — тех, которые хорошо проявили себя на уроке. Назовите оценки, которые вы им поставили. Обратите внимание на тех, кто недостаточно хорошо отвечал, выскажите свои пожелания относительно этих детей. Выделите из общего образовательного блока те правила и понятия, которые усвоены наиболее хорошо, затем переведите акцент на те, над которыми еще нужно поработать на последующих уроках. Соберите дневники, выставите оценки за работу на уроке.

Домашнее задание. §8, вопросы, задания

Незаконченное предложение

1) сегодня я узнал…

2) было интересно…

3) было трудно…

4) я выполнял задания…

5) теперь я могу…

Литература:

  1. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: [сайт]. URL: https://fg.resh.edu.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, раздаточный материал, урок, учащийся, фронтальный опрос, этап, домашнее задание, научная дискуссия, презентационный слайд, современный урок.


Ключевые слова

наставничество, история, Обществознание, методика преподавания истории и обществознания, структура современного урока истории и обществознания, подготовка к открытому уроку

Похожие статьи

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе

В статье анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так ...

Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы

Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания

В статье представлен педагогический опыт автора по вопросу формирования функциональной грамотности с точки зрения коммуникации на уроках истории и обществознания, рассматривается основное понимание функциональной грамотности, ее подвидов в образовате...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Методы правовоспитательного процесса

Статья посвящена методам правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью использования исследуемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве. Ра...

Использование атласов и контурных карт на уроках обществознания и права

Вопросы использования контурной карты в курсе обществознания и права актуальны как с педагогической, так и с методической точки зрения. В статье обобщены различные подходы и суждения относительно роли карт на уроке обществознания и права.

Похожие статьи

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе

В статье анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так ...

Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы

Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания

В статье представлен педагогический опыт автора по вопросу формирования функциональной грамотности с точки зрения коммуникации на уроках истории и обществознания, рассматривается основное понимание функциональной грамотности, ее подвидов в образовате...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Методы правовоспитательного процесса

Статья посвящена методам правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью использования исследуемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве. Ра...

Использование атласов и контурных карт на уроках обществознания и права

Вопросы использования контурной карты в курсе обществознания и права актуальны как с педагогической, так и с методической точки зрения. В статье обобщены различные подходы и суждения относительно роли карт на уроке обществознания и права.

Задать вопрос