Проверка контрагентов в аспекте обеспечения экономической безопасности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 13.04.2024

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Вялых, Д. А. Проверка контрагентов в аспекте обеспечения экономической безопасности предприятия / Д. А. Вялых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112885/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует важность проверки контрагента как аспекта обеспечения экономической безопасности предприятия.

Ключевые слова: контрагент, процесс проверки благонадежности, риски, экономическая безопасность предприятия, меры совершенствования.

Предприятие, находящееся на любой стадии своего развития, нуждается в качественной оценке контрагентов. Формализация и автоматизация анализа рисков является частью тенденции к цифровизации бизнеса. Все базовые операции должны быть формализированы и стандартизированы, что напрямую касается и процесса проверки контрагентов. Ценность массовой проверки контрагентов достаточна важна для эффективного функционирования предприятия.

По данным информационно-аналитической системы «Контур» из исследования и опроса более 1000 предприятий из областей товаров повседневного спроса, энергетики и финансов, можно отметить:

— Только 30 % отечественных организаций проводят системную проверку своей клиентской базы (включают её в каждую стадию сотрудничества с контрагентом)

— 50 % организаций проверяют контрагентов время от времени, но не на постоянной основе. В большинстве случаев организации проверяют незнакомые фирмы перед заключением первой сделки;

— 20 % организаций не проводят такие проверки почти никогда.

Как правило, партнёров проверяют на благонадёжность во избежание коммерческих (60 %) или налоговых (30 %) рисков. Репутационными потерями обеспокоены меньшинство компаний — только 10 %.

Отечественные организации проверяют:

— регистрационные данные — 100 % опрошенных компаний;

— Сведения о собственниках и акционерах — 90 %;

— судебную практику — 80 %;

— данные, указывающие на ожидаемое банкротство — 80 %;

— бухгалтерскую отчётность — 65 %.

Информация о товарных знаках, лицензиях, исполнительных производствах и публикациях СМИ менее востребована: менее 1 %.

Стандартизированная проверка контрагентов — это оценка рисков работы с привычными контрагентами с точки зрения принятия привычных решений. Данное определение имеет исключения, такие как:

— Проверка привычных контрагентов с непривычной точки зрения;

— Анализ непривычных для компании или отрасли контрагентов;

— Выход компании за границы риск-ориентированного подхода.

Оценка контрагентов является важным этапом в обеспечении экономической безопасности предприятия. Важность этой категории должны понимать не только руководители предприятий, но и все сотрудники. Данная проверка должна проводится по пунктам, отмеченным в Письме ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4–15/10588, в котором разъясняется, что для проверки бизнес-партнера следует использовать:

  1. Общедоступные сведения открытых данных на сайте www.nalog.ru.
  2. Общедоступные критерии оценки рисков, закрепленные в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
  3. Оценка наличия или отсутствия: документального подтверждения полномочий руководителя контрагента (его представителя); копий документа, удостоверяющего его личность; информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных/торговых площадей; информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ; свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора; используемого предпринимателем адреса массовой регистрации; дисквалифицированных лиц в составе исполнительного органа компании.

Региональные отделения ФНС России рекомендуют проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента. К таким рекомендациям относятся:

— Личная встреча с руководителем организации — контрагента при заключении договора;

— Использование видеосвязи для обсуждения условий сделки, если возможность для личной встречи отсутствует

— Использование информации, опубликованной на официальных страницах госорганов и судов.

К иным способам проверки относятся:

  1. Запрос сведений о контрагенте в ФНС;
  2. Запрос у контрагента документации: свидетельства ИНН и ОГРН; сведения о сайте организации, карточку предприятия; учредительные документы; информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата; решение о создании, реорганизации (при наличии), о назначении исполнительного органа; приказ о назначении главного бухгалтера; сведения о применяемой системе налогообложения; бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний отчетный период и сведения о предоставлении этой отчетности в налоговый орган; решение о заключении крупной сделки (для крупных сделок); сведения об имеющихся исполнительных производствах, в которых контрагент выступает как должник; справка об аффилированных лицах.
  3. Проверка контрагента с использованием специальных сервисов и источников в интернете.
  4. Проверка репутации контрагента (анализ характеристики компании, ее истории, ее отношения к выполнению договорных обязательств, отзывы о компании, мнение других партнеров и клиентов).

На современном этапе развития бизнеса важно эффективно проводить проверку контрагентов с учетом трансформации данного бизнес-процесса: Приоритетные подходы к трансформации проверки контрагента:

  1. Внедрение сценарного подхода в оценке. Данный подход характеризуется прогнозированием различных ситуаций для коммерческой гибкости, необходимой для развития бизнеса;
  2. Обучение сотрудников компании и усиление компетенций в области проверки. Данная мера не только повысит качество проверок, но и создаст условия для цифровой трансформации;

Мероприятия для создания модели стратегического развития проверки контрагентов:

  1. Учет стратегии компании и бизнес-модели. Важно оценивать настоящее положение качества оценки контрагентов со стороны интеграции и её влияния на аспекты деятельности организации (продажи, бюджет, риски, корпоративную культуру);
  2. Моделирование трендов корпоративной безопасности. Данное мероприятие важно проводить с учетом давления негативных прогнозов на принятие решений, повышенного стресса компании, факторов влияния интереса государства.

Данные направления мероприятий помогут определить предпосылки к росту потребности в новых технологических обновлениях систем безопасности, а также вызвать потребность в повышении гарантии безопасного сотрудничества, а также выявить проблемные места системы оценки контрагентов.

Некачественная проверка контрагентов может оказать негативное влияние на деятельность организации в целом. Основные риски, которые предприятие может понести от проверки контрагентов: повышение дебиторской задолженности; риск возможности невыполнения обязательств контрагентом; репутационные, налоговые риски; риски корпоративного мошенничества; нарушение сроков поставок, количества поставляемой продукции, а также поставка некачественного материала; нарушение способа оплаты, договоренностей о ценах; банкротство контрагента, или наличие признаков банкротства; остановка производства (деятельности) контрагента по различным причинам; политические ситуации (санкции).

Направления совершенствования системы оценки контрагентов организации можно разделить на три группы:

  1. Управление улучшениями. Модернизирование процесса проверки путем: упрощенного порядка проверки по ключевым рискам, который закроет 60–80 % проверки; назначение ответственных лиц и повышение их квалификации; составление матрицы сотрудничества и гарантии в зависимости от результатов проверки.
  2. Список ключевых клиентов и поставщиков. Данное направление заключается в составлении реестра особого порядка проверки для основных клиентов и поставщиков и, соответственно, более подробной проверки при новых контрагентах. Также важно внедрить в процесс проверки внешний анализ (особенности иностранного законодательства, обмен информацией).
  3. Информатизация процесса проверки. Использование автоматизации процесса проверки, программ обучения сотрудников по актуальным моделям проверки.

Литература:

  1. Письмо ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4–15/10588
  2. Богомолов, Ю.В. «Экономическая безопасность предприятий: методы и моделирование»
  3. Карасева, Е.Л. «Методы и приемы проверки контрагентов»
  4. Смирнов, В.Ю. «Анализ контрагентов как составляющая обеспечения экономической безопасности предприятия».
  5. Практика бизнеса: проверка контрагентов в корпорациях. — Текст: электронный // Контур: [сайт]. — URL: https://kontur-f.ru/news/proverka-kontragentov-v-korporaciyakh/?ysclid=luu0qrp9gb418702838
Основные термины (генерируются автоматически): контрагент, процесс проверки, экономическая безопасность предприятия, данные, контрагент условий договора, личная встреча, проверка, реальное выполнение.


Ключевые слова

риски, экономическая безопасность предприятия, контрагент, процесс проверки благонадежности, меры совершенствования

Похожие статьи

Экономическая безопасность предприятия строительной отрасли

Наиболее важным аспектом экономической безопасности предприятия строительной отрасли является финансовая безопасность. Именно в финансовых показателях находят отражение все элементы экономической безопасности предприятия строительной отрасли для опре...

Понятие и правовая природа юридического сопровождения деятельности организации

В настоящей статье автором рассмотрены вопросы правовой природы юридического сопровождения деятельности организации. Исследовано понятие юридического сопровождения деятельности организации, выделяются его характерные особенности. В результате продела...

Разработка комплексной системы обеспечения безопасности предприятия

Анализ финансового состояния организации и оценка вероятности его банкротства

В статье рассмотрена сущность банкротства предприятия и его актуальность в современных условиях. Кроме этого, проведен анализ финансового состояния и банкротства предприятия и определена связь банкротства с экономической безопасностью предприятия.

Теоретическое исследование взаимосвязи удовлетворенности и вовлеченности сотрудников с социально-экономическими показателями деятельности производственного предприятия

В статье автор рассматривает различные подходы в современной психологии к определению терминов «удовлетворенность трудом» и «вовлеченность персонала», а также исследует их взаимосвязь с показателями эффективности деятельности предприятия.

Обеспечение экономической безопасности предприятия на основе управления рисками

Целью исследования данной работы является рассмотрение возможностей обеспечения экономической безопасности предприятия на основе управления рисками, возникающими в процессе ее функционирования.

Формирование системы обеспечения экономической безопасности предприятия

В статье проанализированы системообразующие факторы и условия обеспечения экономической безопасности предприятия. Сделан вывод о необходимости системного подхода к обеспечению экономической безопасности предприятия.

Управление рисками как элемент системы обеспечения экономической безопасности предприятия

Статья посвящена рассмотрению риск-менеджмента в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности предприятия. С помощью управления рисками компания имеет возможность достичь желаемых показателей и обеспечить эффективность функционирования...

Страхование в системе обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Данная статья посвящена рассмотрению роли страхования как инструмента обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Также в статье рассмотрены основные риски и угрозы, связанные с деятельностью страховых компаний.

Внутренний налоговый контроль как инструмент управления деятельностью предприятия

Статья посвящена основным функциям и задачам внутреннего налогового контроля. Изучив механизм построения внутреннего налогового контроля на предприятии, автор приходит к выводу, что внутренний налоговый контроль предприятия является важнейшим механиз...

Похожие статьи

Экономическая безопасность предприятия строительной отрасли

Наиболее важным аспектом экономической безопасности предприятия строительной отрасли является финансовая безопасность. Именно в финансовых показателях находят отражение все элементы экономической безопасности предприятия строительной отрасли для опре...

Понятие и правовая природа юридического сопровождения деятельности организации

В настоящей статье автором рассмотрены вопросы правовой природы юридического сопровождения деятельности организации. Исследовано понятие юридического сопровождения деятельности организации, выделяются его характерные особенности. В результате продела...

Разработка комплексной системы обеспечения безопасности предприятия

Анализ финансового состояния организации и оценка вероятности его банкротства

В статье рассмотрена сущность банкротства предприятия и его актуальность в современных условиях. Кроме этого, проведен анализ финансового состояния и банкротства предприятия и определена связь банкротства с экономической безопасностью предприятия.

Теоретическое исследование взаимосвязи удовлетворенности и вовлеченности сотрудников с социально-экономическими показателями деятельности производственного предприятия

В статье автор рассматривает различные подходы в современной психологии к определению терминов «удовлетворенность трудом» и «вовлеченность персонала», а также исследует их взаимосвязь с показателями эффективности деятельности предприятия.

Обеспечение экономической безопасности предприятия на основе управления рисками

Целью исследования данной работы является рассмотрение возможностей обеспечения экономической безопасности предприятия на основе управления рисками, возникающими в процессе ее функционирования.

Формирование системы обеспечения экономической безопасности предприятия

В статье проанализированы системообразующие факторы и условия обеспечения экономической безопасности предприятия. Сделан вывод о необходимости системного подхода к обеспечению экономической безопасности предприятия.

Управление рисками как элемент системы обеспечения экономической безопасности предприятия

Статья посвящена рассмотрению риск-менеджмента в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности предприятия. С помощью управления рисками компания имеет возможность достичь желаемых показателей и обеспечить эффективность функционирования...

Страхование в системе обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Данная статья посвящена рассмотрению роли страхования как инструмента обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Также в статье рассмотрены основные риски и угрозы, связанные с деятельностью страховых компаний.

Внутренний налоговый контроль как инструмент управления деятельностью предприятия

Статья посвящена основным функциям и задачам внутреннего налогового контроля. Изучив механизм построения внутреннего налогового контроля на предприятии, автор приходит к выводу, что внутренний налоговый контроль предприятия является важнейшим механиз...

Задать вопрос