Цель исследования заключается в анализе эффективности защиты прав человека практикой Европейского суда по правам человека. Методы исследования включают анализ статистических данных о рассмотрении дел, анализ судебной практики и интерпретацию норм международного права.
Данная статья рассматривает защиту прав человека в контексте практики Европейского суда по правам человека. Особое внимание уделено анализу основных принципов и процедур, которые применяются в рассмотрении дел, связанных с нарушением прав человека. Рассмотрены различные аспекты работы суда, такие как основные статьи Конвенции о правах человека, процесс подачи жалобы и принятие решения. Исследование показывает важность защиты прав человека и роль Европейского суда в этом процессе.
Ключевые слова: права человека, Европейский суд по правам человека, Конвенция о правах человека, защита, жалобы, решения.
The purpose of the study is to analyze the effectiveness of human rights protection by the practice of the European Court of Human Rights. The research methods include the analysis of statistical data on the consideration of cases, the analysis of judicial practice and the interpretation of international law.
This article examines the protection of human rights in the context of the practice of the European Court of Human Rights. Particular attention is paid to analyzing the basic principles and procedures that apply in cases involving human rights violations. Various aspects of the court's work are examined, such as the main articles of the Convention on Human Rights, the process of filing a complaint and the decision-making process. The study shows the importance of human rights protection and the role of the European Court of Justice in this process.
Keywords: human rights, European Court of Human Rights, Convention on Human Rights, protection, complaints, decisions.
Суд ЕСПЧ, основанный в 1959 году, играет ключевую роль в контроле за соблюдением стандартов, установленных Конвенцией 1950 года. Его задача — гарантировать единообразное применение Конвенции во всех государствах-участниках и рассматривать ее как основополагающий документ европейского публичного порядка. Юридическая деятельность Суда опирается на нормы Конвенции, ее протоколы и регламент ЕСПЧ [2].
В обязанности Суда входит избрание 47 судей, каждый по стране-участнице Конвенции, на период длительностью в девять лет без возможности повторного избрания. Для разбирательства дел Суд формирует палаты, комитеты и Большую палату. На президентское место в Суде выбирается самими судьями председатель, путем тайного голосования принимается данное решение на пленарном заседании. Для поддержки президента исполнения его административных функций формирует бюро суда.
Суду предоставлены полномочия по обработке трех групп дел: индивидуальные жалобы, межгосударственные претензии и консультативные заключения, каждое из которых имеет свою значимость в практике суда.
Распространенное использование консультативной юрисдикции ЕСПЧ оказывается скромным в сравнении с рассмотрением межгосударственных дел. Каждое государство-участник Конвенции имеет право инициировать дело против другого государства-участника по любому предполагаемому нарушению. Однако количество постановлений ЕСПЧ по таким делам крайне ограничено, что указывает на тот факт, что такие дела не являются основополагающими в практике суда [5].
Для защиты своих граждан государство-ответчик должно в первую очередь использовать альтернативные юридические меры, установленные международным правом, согласно ст. 35 Конвенции. Это может включать диалог с другими государствами через дипломатические каналы или предъявление исков в суды страны-заявителя. Один из главных видов деятельности Европейского суда по правам человека — это рассмотрение и разрешение индивидуальных жалоб, что подчеркивает важность этого аспекта.
Физические лица, неправительственные организации и группы частных лиц имеют право обращаться с жалобами в Европейский суд за нарушение прав, гарантированных Конвенцией (в соответствии с статьей 34). Однако основная часть жалоб в ЕСПЧ поступает от отдельных граждан.
Индивидуальные жалобы могут быть направлены только против государств-участников Конвенции, исключая другие юридические и физические лица. Жалоба может быть основана на нарушении прав, закрепленных в Конвенции и соответствующих протоколах (при условии их ратификации со стороны ответственного государства) [7].
Для подачи жалобы в ЕСПЧ необходимо исчерпать все внутренние средства правовой защиты, включая апелляционные и кассационные инстанции национальных судов. По прошествии шести месяцев с момента вынесения окончательного решения национальными органами возможно обжалование прав, которые не прямо указаны в Конвенции, но вытекают из судебной практики ЕСПЧ. При этом необходимо делать ссылку на статьи Конвенции и толкования Суда.
В соответствии с пунктом 46 Конституции Российской Федерации, утвержденное требование приемлемости соответствует праву каждого обращаться в международные органы по защите своих прав и свобод в случае, если все внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны [4, а 49].
Ранее Европейский суд по правам человека в отношении России указывал, что окончательные суждения и решения, вынесенные судами на этапе кассационного производства, должны считаться законченными. Напротив, поданные жалобы о пересмотре приговора или решения в порядке надзора не рассматриваются ЕСПЧ как эффективное средство защиты прав в соответствии со статьей 35 Конвенции [9].
04.06.2015 года стал важным моментом, когда ЕСПЧ вынес решение, утверждая, что перед подачей жалобы в Страсбург необходимо обязательно пройти через третью и четвертую инстанции в гражданском процессе, начиная с 2012 года. В контексте дела под названием «Абрамян и другие против России», ЕСПЧ впервые подвергла рассмотрению процедуру кассации в областных президиумах и Верховном суде РФ по гражданским делам после изменений в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, которые вступили в силу с начала 2012 года.
Прежде чем обратиться в ЕСПЧ с жалобой на нарушение прав, предусмотренных Конвенцией, необходимо исчерпать кассационные средства правовой защиты перед Верховным судом РФ. Это позволит суду принять решение о нарушении прав в гражданском процессе до обращения дела в ЕСПЧ. Уверенность суда заключается в том, что такой подход усилит взаимодействие между российской юстицией и органами Конвенции, а также будет соответствовать принципу субсидиарности [1, а 110].
К иным условиям приемлемости относятся: обязательное наличие идентификации в жалобе (с возможностью сохранения анонимности по желанию заявителя, при этом его имя будет скрыто под инициалами или буквами X, У, Z и прочими в переписке и в заключительном решении); исключение возможности подачи аналогичной жалобы, уже рассмотренной Судом, а также запрет на включение жалобы в иные международные процедуры или соглашения (запрет на повторные жалобы).
Добавление Протоколом № 14 нового требования к критериям оценки жалоб, а именно исключение индивидуальных жалоб, не связанных с серьезными нарушениями основных прав и свобод, позволяет Европейскому Суду по правам человека отклонять жалобы, которые не соответствуют этому критерию. В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конвенции в новой версии, ЕСПЧ имеет право признать жалобу неприемлемой, если лицо, подавшее жалобу, не потерпело значительных ущербов, обусловленных этим.
Статья 35 Конвенции уделяет внимание не только материальному ущербу, но также учитывает негативные последствия, такие как утрата рабочего места или ограничение свободы. Новое условие наложено на рассмотрение жалобы, если соблюдение прав человека, гарантированных Конвенцией и ее протоколами, требует такого рассмотрения или если внутренний суд не исполнил свои обязанности по делу. Однако Конвенция не устанавливает четкого определения значительного ущерба [6].
В процедуре рассмотрения жалоб в ЕСПЧ акцент делается на письменном характере, хотя также присутствует элемент устного судопроизводства.
Заявитель имеет возможность предоставлять жалобы на любом из государственных языков, указанных в Конвенции (также на русском языке), посредством письменного или факсимильного сообщения. В случае направления жалобы по факсу, следует отправить затем подписанный экземпляр по почте.
Для передачи жалобы необходимо использовать предписанный формуляр ЕСПЧ. Если жалоба составлена иначе, секретариат ЕСПЧ может предложить заявителю заполнить соответствующую форму.
Заявитель может указать на нарушение нескольких статей Конвенции, не обязательно только одной. Каждое утверждение будет рассмотрено в отдельности при вынесении решения.
Для подачи жалобы необходимо приложить документы, подтверждающие ее обоснованность (решения судов, приговоры и прочее). В процессе рассмотрения могут быть запрошены дополнительные материалы и информация [3, с. 388]. Иногда ответственность за доказывание фактов (например, наличие эффективных процедур защиты нарушенных прав внутри страны) может лечь на государство-ответчика.
После назначения происходит отправка дела в раздел Европейского суда по правам человека, где определяется комитет, осуществляющий дальнейшее изучение. Вначале проводится анализ жалобы на возможность ее признания. В случае, если жалоба не считается неприемлемой без колебаний, окончательное определение может быть составлено группой из трех судей, когда существует хорошо известная судебная линия ЕСПЧ. Участие адвоката при представлении жалобы необходимо только в случае, если Суд направит копию жалобы стране-ответчику, исключая случаи, когда председатель палаты решает иначе. Есть устройство оказания правовой поддержки тем, кто не имеет достаточных финансовых средств для участия в процессе [8, с. 389–392].
Подчинение правилам ЕСПЧ является обязательным для всех государств-участников. Они должны обеспечивать соблюдение индивидуальных прав и предоставлять необходимую информацию для судебных процедур. Если нарушают это правило, государство может быть признано нарушителем Конвенции. Рассмотрение дела в палате ЕСПЧ происходит только при назначении судьей-докладчиком для проведения судебного следствия и вынесения постановления.
Государства, принимающие участие в делах перед ЕСПЧ, обязаны соблюдать предписания суда о предварительных мерах, которые не были установлены в Конвенции, но были зафиксированы в его регламенте. Такие меры включают возможное прекращение действия решений национальных властей относительно высылки или выдачи лиц в другие страны.
В процессе рассмотрения дел, ЕСПЧ также руководствуется обязанностью искать варианты достижения мирного урегулирования споров, включая добровольное возмещение убытков пострадавшим сторонам. Постигнутое соглашение между заявителем и ответчиком подтверждается специальным постановлением суда. При этом процесс продолжения рассмотрения дела прекращается.
Участники дел, рассматриваемых ЕСПЧ, могут быть не только заявители и государства-ответчики, но также третьи стороны. Согласно Конвенции, каждое государство-участник имеет право участвовать, если гражданин этого государства выступает в качестве заявителя, а также Комиссар по правам человека Совета Европы. Председатель ЕСПЧ также имеет полномочия приглашать другие государства-участники или заинтересованных лиц для представления письменных замечаний или участия в слушаниях [10].
Постановления и решения ЕСПЧ, которыми дело решается, содержат несколько частей: вступительная часть, описание ситуации и заключения.
При принятии решений ЕСПЧ необходимо поощрять разнообразие мнений. Голоса судей, не согласных с мнением большинства, имеют важное значение и должны быть учтены. Эти мнения, будучи разнообразными, дополняют постановления и решения ЕСПЧ, делая их более полными. Таким образом, суды делают шаг к совершенству правосудия, предоставляя всем возможность ознакомиться с различными точками зрения.
Европейский суд использует свою юрисдикцию для установления единого правопорядка среди стран-участниц Конвенции 1950 года. Эта задача составляет основной приоритет для судей, которые влияют на законность и правоприменение внутри участников судебного процесса. Благодаря судебной практике и принятым прецедентам, Суд сегодня лидирует в обеспечении защиты прав и свобод людей, закрепленных в Конвенции. Европейская конвенция стала ключевым элементом в системе права стран-участниц Совета Европы, создавая нормы и правила ориентированные на уважение прав человека.
Литература:
- Рытиков, Е. А. Европейский суд по правам человека и Россия: вопросы взаимодействия // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 376–377
- Европейский суд по правам человека. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://european-court-help.ru/itogi-raboty-evropeiskogo-suda-po-pra/(Дата обращения 22.02.2021)
- Количество принятых ЕСПЧ жалоб на Россию в 2020 году резко сократилось. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/news/69478537?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop(Дата обращения: 23.02.2021);
- Стрельникова, К. А. Защита прав в Европейском суде по правам человека / К. А. Стрельникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 203–205. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79526/ (дата обращения: 25.03.2024).
- Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. М.: Московская школа прав человека, 2023. С. 111.
- Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. СПб.: Юридический центр Пресс, 2020. С. 957.
- Европейское право: учебник / рук. авт. кол. и отв. ред. д. ю. н., проф. Л. М. Энтин. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2023. С. 388.
- Караманукян Д. Т. Процедура обращения в Европейский суд по правам человека: учебное пособие. Омск: Омская юридическая академия, 2020. С. 49.
- Кожеуров Я. С. Консультативная юрисдикция международного суда: опыт межамериканского суда по правам человека // Российский юридический журнал. № 4. 2022. С 96.
- Фомичев А. В., Екатеринчева Т. В. Защита прав человека в Европейском суде по правам человека // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-cheloveka-v-evropeyskom-sude-po-pravam-cheloveka (дата обращения: 25.03.2024).