Европейский суд по правам человека и Россия: вопросы взаимодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 25.11.2019

Статья просмотрена: 1156 раз

Библиографическое описание:

Рытиков, Е. А. Европейский суд по правам человека и Россия: вопросы взаимодействия / Е. А. Рытиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 376-377. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64312/ (дата обращения: 18.11.2024).



В ст. 15 Конституции РФ сказано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [1].

Одним из таких международных договоров является Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция).

Согласно Федеральному закону от 30 марта 1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» [2] Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ) обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней, а также в части рассмотрения жалоб о нарушении этих документов со стороны России.

Применительно к нашему государству ЕСПЧ рассматривает жалобы на нарушение прав, свобод и других гарантий, которые определены самой Конвенцией и протоколами к ней, в частности это право на жизнь, запрещение пыток, запрещение рабства и принудительного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, наказание исключительно на основании закона, право на уважение частной и семейной жизни, свобода мысли, совести и религии, свобода выражения мнения, свобода собраний и объединений, право на вступление в брак, право на эффективное средство правовой защиты, запрещение дискриминации, защита собственности, право на образование, право на свободные выборы, запрещение лишения свободы за долги, свобода передвижения, запрещение высылки граждан, запрещение коллективной высылки иностранцев, процедурные гарантии в случае высылки иностранцев, право на апелляцию по уголовным делам, компенсация в случае судебной ошибки, право не привлекаться к суду или повторному наказанию, равноправие супругов.

Россия в 2018 году стала абсолютным лидером по числу жалоб в ЕСПЧ, следует из ежегодного отчета организации, согласно которому количество находящихся на рассмотрении заявок от России составляет 11745 (20,8 % от общего количества заявок, поданных в ЕСПЧ). Всего было подано 56350 жалоб. [3]

В 2018 году ЕСПЧ рассмотрел 11745 жалобы против России, из которых признал приемлемыми только 908 (7,7 %). По ним суд вынес 248 постановлений, 238 из которых указывают по меньшей мере на одно нарушение прав и свобод человека (здесь Россия также лидирует). Наиболее частыми являются нарушения: права на свободу и личную неприкосновенность (99), запрета бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (99), права на эффективное средство правовой защиты (67), права на справедливое судебное разбирательство (46). [4]

Этот массовый наплыв жалоб свидетельствует о том, что граждане России доверяют Европейскому механизму защиты прав человека, и о том значении, которое они придают ему.

Россия является единственной страной Совета Европы, которая на законодательном уровне установила право властей не исполнять решение ЕСПЧ. Однако, такое право государство использует крайне редко. На сегодняшний день власти отказались исполнять только два решения ЕСПЧ.

Уже не раз высказывалось мнение о том, что многие решения ЕСПЧ являются не только необъективными, но и провокационно политизированными.

Депутат Государственной думы от партии «Справедливая Россия» Елена Мизулинавыступила с достаточно радикальным предложением к президенту РФ Владимиру Путину о выходе России из-под юрисдикции межгосударственного суда. «Следует честно признать, что сегодня ЕСПЧ не является символом справедливости, он превратился в примитивное орудие политического давления на Россию. Более того, это канал вмешательства во внутренние дела России через судебные решения», — заявила она.

Владимир Путинсчитает, что в деятельности ЕСПЧпроявляетсяизлишняя политизированность, если подобная практика будет иметь место и дальше, то выход России из-под юрисдикции данного суда возможен. Глава государства добавил, что на данный момент этот вопрос на повестке дня не стоит.

Стоит заметить, что дела, которые рассматривает ЕСПЧ, в некоторых случаях действительно затрагивают политические интересы России. Учитывая репутацию государства как основного «поставщика» жалоб, неудивительно возникновение периодических инициатив о выходе из-под юрисдикции ЕСПЧ или о снижении его влияния на российскую правовую систему.

Однако большинство экспертов признают, что постановления ЕСПЧ положительно влияют на степень защиты прав и свобод граждан, и тем самым обеспечивают приведение как российской правовой системы, так и судебной практики в соответствие со стандартами Конвенции.

По мнению Федеральной палаты адвокатов РФ, отсутствие международного контроля, предписывающего государству оставаться в рамках, установленных Конвенцией, несомненно приведет к ухудшению положения граждан России.

Характеризуя роль ЕСПЧ в системе защиты прав и свобод человека К. В. Энтин отмечает, что «Суд — особая гордость Европы, ее ценнейшее достояние» [5].

Действительно, важность и ценность ЕСПЧ как международного суда очень высока. Именно он сможет обеспечить защиту прав и законных интересов граждан в случае, если решения национальных судебных органов государства нарушат стандарты и принципы Конвенции.

В данном случае, интересным будет мнение относительно выхода России из-под юрисдикции ЕСПЧ самого Генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда. В Парламентской Ассамблее 11 октября 2018 года он сказал, что «если Россия покинет Организацию, ее граждане больше не будут иметь доступа к Европейскому суду по правам человека», добавив, что это будет «огромным ударом по правам человека в России» [6].

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237
  2. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // «Российская газета» от 7 апреля 1998 г.
  3. ANNUAL REPORT European Court of Human Rights 2018 // https://www.echr.coe.int/. URL: https://www.echr.coe.int/Documents/Annual_Report_2018_ENG.pdf (дата обращения: 20.11.2019).
  4. Analysis of statistics 2018 // https://www.echr.coe.int/. URL: ttps://www.echr.coe.int/Documents/Stats_analysis_2018_ENG.pdf (дата обращения: 20.11.2019).
  5. ECHR — Violations by Article and by State 2018 // https://www.echr.coe.int/. URL: https://www.echr.coe.int/Documents/Stats_violation_2018_ENG.pdf (дата обращения: 20.11.2019).
  6. Энтин К. В. В поисках партнерских отношений: Россия и Европейский союз в 2004–2005 годах: моногр. / К. В. Этни. — СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006.С.465
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, выход России, владимир, Европейский суд, международный договор, решение, российская правовая система, свобода человека, юрисдикция.


Задать вопрос