Творческие задания по морфемике и словообразованию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 02.04.2024

Статья просмотрена: 763 раза

Библиографическое описание:

Дартаева, А. Н. Творческие задания по морфемике и словообразованию / А. Н. Дартаева, А. П. Парфёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112464/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор предлагает ряд творческих заданий по морфемике и словообразованию.

Ключевые слова: морфемный анализ, морфема, приставка, суффикс, словообразование.

Как правило, в современной начальной школе, чтобы освоить курс русского языка на более качественном и высоком уровне, невозможно обойтись без знания структуры слова и морфемного анализа. Умение правильно находить части слова освобождает учащихся от многих орфографических ошибках в письменных работах.

При изучении русского языка в школах, ученикам предоставляются такие разделы как «Словообразование» и «Морфемика». Их задачей является познакомить с характеристиками значимых структурных единиц слова — морфемами, дать более глубокое представление о системе словообразовательных единиц, познакомить с единицами словообразования.

«Творческие игровые задания — это задания, предлагающие сочинение связных и желательно остроумных текстов, соблюдая разнообразные сложные условия. Ценный результат таких заданий — исчезает страх перед сочинительством». [1]

Творческие задания расширяют лингвистический кругозор учащихся, а также развивают их языковое чутье, воспитывают любовь и уважение к русскому языку, прививают обучающимся навыки самостоятельной работы с книгой, учат пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку. Именно поэтому их наличие в изучении языка так важно.

Просматривая учебники по русскому языку за 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы Сабитовой З. К, издательства «Мектеп», можно выявить, что творческих заданий в них почти не имеется.

По морфемике и словообразованию школьники изучают следующие термины и понятия: окончание, нулевое окончание, звуковое окончание, основа, приставки, суффиксы, морфологический способ образования, неморфологический способ образования, морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический. Весь теоретический материал по разделу «Состав слова» и «Словообразование» дается в виде небольших правил и определений с примерами.

Разбор по составу дается школьникам в виде последовательного анализа всех присутствующих морфем в слове, выполняется по строгому порядку. Для начала они определяют часть речи, задавая вопрос на него, далее выделяют окончание, указывают основу слова, затем корень, приставку и суффикс.

Первые упражнения по теме носят поисковой характер, формируют у школьников умение определять структуру слова (обозначь окончания в словах, выдели приставку). Вторые упражнения имеют описательный характер (работа со схемой). Третьи упражнения на умение классифицировать слова по наличию морфем. Все упражнения основаны на умении выделения морфем школьником, но выявлением никак не творческим путем.

Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим и предложим новый подход к изучению школьниками таких разделов как «Словообразование» и «Морфемика». А именно использование творческих заданий на уроках русского языка.

Использование творческих заданий на уроке морфемики и словообразования имеет несколько важных преимуществ:

  1. Заинтересованность учеников: Творческие задания делают учебный процесс более увлекательным и интересным для учеников. Они могут применять свои знания в творческих заданиях, что способствует развитию их воображения и творческих способностей.
  2. Понимание и запоминание: Когда ученики активно применяют свои знания, чтобы создавать новые слова или истории, они лучше понимают правила морфемики и словообразования, их запоминают и лучше усваивают.
  3. Применение в практических ситуациях: Творческие задания позволяют ученикам применять свои знания в реальных ситуациях, что помогает им лучше усвоить материал. Например, создание историй или новых слов позволяет ученикам увидеть, какие новые слова можно образовать и как они используются в контексте.
  4. Развитие критического мышления: Творческие задания способствуют развитию креативного и критического мышления учеников. Они учатся анализировать слова, составлять новые сочетания и использовать знания над морфемикой и словообразованием.

Таким образом, использование творческих заданий на уроке морфемики и словообразования помогает сделать обучение более привлекательным, помогает ученикам лучше понимать и запоминать материал, а также развивает их креативность и критическое мышление.

Творческие задания по морфемике и словообразованию могут быть полезными в обучении русскому языку и развитии языковой креативности. Они могут помочь учащимся лучше понять структуру слова, его компоненты и способы образования слов.

Вот несколько примеров, для чего могут быть использованы такие задания:

  1. Развитие словарного запаса: Учащимся предлагается составить словарь слов, образованных с помощью конкретной морфемы или при помощи определенного процесса словообразования. Например, составить словарь слов, в которых есть морфема «без-».
  2. Творческое письмо: Учащимся предлагается написать небольшой рассказ или историю, используя как можно больше слов, образованных с помощью определенной морфемы или процесса словообразования. Например, написать историю, в которой все герои имеют имена, начинающиеся с морфемы «на-».
  3. Поиск аналогий и создание новых слов: Учащимся предлагается находить аналогичные слова, используя изученные морфемы или процессы словообразования, и создавать новые слова на основе найденных аналогий. Например, найти аналогичные слова для слова «лесные» и создать новое слово, используя аналогию.
  4. Игры на развитие морфологического анализа: Учащимся предлагается анализировать слова на морфемы, анализировать смысловое значение каждой морфемы и составлять новые слова на основе анализа. Например, анализировать слово «непредсказуемый» на составляющие морфемы и составить соответствующие слова с помощью предложенных морфем.

Такие задания помогают учащимся лучше понять структуру слова, осознавать различные морфемы и процессы словообразования, расширять словарный запас и развивать языковую креативность.

Творческие задания:

1) Создайте список слов, содержащих приставку «пере-", и объясните их значения. Например: переходить — перейти с одного места на другое; передумать — изменить свое мнение.

2) Придумайте и составьте историю, используя слова с суффиксами «ка», «чик», «ик». Например: книжка, собачка, братик, кирпичик, зонтик, перевозчик.

3) Составьте два слова с противоположными значениями, используя приставку «не-». Например: неудача — удача.

4) Придумайте слово с приставкой «за-», которое будет означать начало действия. Например: заболеть, загрипповать, заговорить, заработать.

5) Составьте таблицу слов, включающую приставку «рас-». Укажите значение приставки в каждом слове. Например: раскрыть — открыть полностью; рассмотреть — разглядеть, всматриваться.

6) Придумайте пять слов, содержащих приставку «под-», и объясните их значения. Например: подкрашенный — то, что подкрасили; подвезти — доставить куда-либо.

7) Создайте два слова, используя приставку «вы-» , и напишите значения этих слов. Например: выбежать — выйти из помещения бегом; выбеливать — сделать белым.

8) Составьте таблицу слов, включающую суффиксы «-еньк-», «-оньк-», «-онечк-». Укажите значения суффиксов в каждом слове. Например: красненький — слегка красный.

9) Придумайте три слова, содержащих суффикс «-ик», и объясните их значения. Например: домик — небольшой дом; слоник — маленький слон.

10) Создайте два слова, используя суффикс «-к», и напишите значения этих слов. Например: песок — мелкие зерна песка; терка — пластинка с острой насечкой и отверстиями.

Данные задания отлично разнообразят школьную программу, которая очень сдержанна. Дети научатся изначально делить слово на морфемы, знать их функцию и для создания каких слов они используются (род деятельности, уменьшительно-ласкательные формы, значение отвлеченного признака или состояния и т.д.).

Преподавание морфемики и словообразования может быть интересным и увлекательным для учеников, если использовать творческие методы. Вот несколько идей:

  1. Игры и конкурсы: проведите конкурс на самое креативное слово, образованное путем добавления приставки, суффикса или корня. Это может быть весело и познавательно.
  2. Конструирование новых слов: дайте ученикам списки корней, приставок и суффиксов, а затем попросите их создать новые слова, объясняя их значения.
  3. Создание историй: попросите учеников написать короткие истории, используя слова с различными морфемами. Это позволит им применить свои знания на практике.
  4. Рисование слов: предложите ученикам нарисовать картинку, которая бы отражала значение слова с определенной морфемой или приставкой.
  5. Словесные коллажи: ученики могут создавать коллажи из вырезанных букв, чтобы составить новые слова с различными морфемами.

Подобные методы помогут ученикам лучше понять и запомнить основные принципы морфемики и словообразования, делая учебный процесс более увлекательным.

  1. Творческие задания по морфемике и словообразованию важны в языковом обучении по нескольким причинам:
  2. Повышение мотивации: Творческие задания способствуют большей мотивации и заинтересованности учеников. Они делают учебный процесс более интересным, поскольку задействуют креативные и творческие способности.
  3. Глубокое понимание: Такие задания помогают учащимся продумывать процессы образования слов и процессы морфемной анализа, что способствует более глубокому пониманию структуры языка.
  4. Применение в реальной жизни: С помощью творческих заданий ученики могут применить свои знания в практических ситуациях, например, при создании собственных текстов, поэзии или при разборе неизвестных слов.
  5. Развитие языковых навыков: Творческие задания развивают умение анализировать слова и их составляющие, а также создавать новые слова, что способствует лучшему усвоению лексики и грамматики.

Таким образом, творческие задания по морфемике и словообразованию не только помогают учащимся усвоить языковые навыки, но и способствуют их развитию и пониманию структуры языка.

Литература:

  1. Творческие задания на уроках русского языка. https://www.eduneo.ru/tvorcheskie-zadaniya-na-urokax-russkogo-yazyka/
  2. Словообразование как раздел языкознания. Морфемика https://ebooks.grsu.by/morph_slovo/slovoobrazovanie-kak-razdel-yazykoznaniya-morfemika.htm
Основные термины (генерируются автоматически): слово, задание, русский язык, морфема, приставка, процесс словообразования, словообразование, ученик, структура слова, учебный процесс.


Похожие статьи

Овладение операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы

В статье рассматриваются основные положения овладения операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы, анализируются основные положения подходов к методике формирования операций морфемного анализа.

Методика обучения словообразованию современного русского языка в национальных вузах

В данной статье рассматриваются основные аспекты обучения русскому словообразованию. Приведены примеры словообразования в русском и узбекском языках.

Модели транспозиции на уровне лексико-грамматических разрядов имён существительных

В данной статье рассматриваются модели транспозиции на уровне лексико-грамматических разрядов имён существительных в современном русском языке.

Реализация морфолого-синтаксического принципа в изучении имени существительного

Современные проблемы французского словообразования и словосложения

В статье анализируются проблемы современного французского словообразования и возможности формирования новых слов через словосложение и телескопию. Особое внимание уделяется различным подходам к анализу и интерпретации указанного языкового феномена.

Морфонологические явления в системе глагола каракалпакского языка

В статье произведен собственный анализ морфологических преобразований глагольного формообразования и словообразования на материале каракалпакского языка.

Стилистический аспект синонимии словообразовательных приставок

Данная работа посвящена синонимии словообразовательных приставок в стилистическом аспекте. Синонимия — один из главных видов лексической парадигматики, один из самых фундаментальных типов семантических отношений в лексической и словообразовательных с...

Производные-неологизмы в российской прозе начала ХХI века

В статье рассматриваются типы и функции производных-неологизмов в современной российской прозе.

Сравнительные особенности грамматического строя в русском и английском языках на примере временных глаголов и артиклей

В статье авторы выявляют сравнительные особенности грамматических структур русского и английского языка с помощью опоры на перевод грамматических конструкций, а также с помощью учёта значений и смыслов, заключающихся в самих грамматических конструкци...

Лексико-семантическое поле глагола look: лексикографический аспект

В статье рассматривается лексико-семантическое поле глагола look в современном английском языке. В работе применяется лексико-центрический подход. Для выявления дефиниций исследуемых единиц используются современные лексикографические источники.

Похожие статьи

Овладение операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы

В статье рассматриваются основные положения овладения операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы, анализируются основные положения подходов к методике формирования операций морфемного анализа.

Методика обучения словообразованию современного русского языка в национальных вузах

В данной статье рассматриваются основные аспекты обучения русскому словообразованию. Приведены примеры словообразования в русском и узбекском языках.

Модели транспозиции на уровне лексико-грамматических разрядов имён существительных

В данной статье рассматриваются модели транспозиции на уровне лексико-грамматических разрядов имён существительных в современном русском языке.

Реализация морфолого-синтаксического принципа в изучении имени существительного

Современные проблемы французского словообразования и словосложения

В статье анализируются проблемы современного французского словообразования и возможности формирования новых слов через словосложение и телескопию. Особое внимание уделяется различным подходам к анализу и интерпретации указанного языкового феномена.

Морфонологические явления в системе глагола каракалпакского языка

В статье произведен собственный анализ морфологических преобразований глагольного формообразования и словообразования на материале каракалпакского языка.

Стилистический аспект синонимии словообразовательных приставок

Данная работа посвящена синонимии словообразовательных приставок в стилистическом аспекте. Синонимия — один из главных видов лексической парадигматики, один из самых фундаментальных типов семантических отношений в лексической и словообразовательных с...

Производные-неологизмы в российской прозе начала ХХI века

В статье рассматриваются типы и функции производных-неологизмов в современной российской прозе.

Сравнительные особенности грамматического строя в русском и английском языках на примере временных глаголов и артиклей

В статье авторы выявляют сравнительные особенности грамматических структур русского и английского языка с помощью опоры на перевод грамматических конструкций, а также с помощью учёта значений и смыслов, заключающихся в самих грамматических конструкци...

Лексико-семантическое поле глагола look: лексикографический аспект

В статье рассматривается лексико-семантическое поле глагола look в современном английском языке. В работе применяется лексико-центрический подход. Для выявления дефиниций исследуемых единиц используются современные лексикографические источники.

Задать вопрос