Статья посвящена актуальной теме — месту договора о перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования в системе договора перевозки пассажиров и багажа. Автор обозначает, что представляет собой договор перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования. Также автором рассмотрены договоры транспортных инфраструктур и райдшеринг.
Ключевые слова: договор о перевозке пассажира и багажа, система договоров о перевозке пассажиров и багажа, транспортная инфраструктура, райдшеринг.
Договор перевозки пассажира и багажа представляет собой одну из разновидностей договоров, оформляющих транспортные обязательства. С данным договором почти каждый сталкивается в повседневной жизни. Например, Фактом заключения договора перевозки пассажира на маршрутке является оплата за проезд и получение проездного билета.
Процесс перевозки пассажиров и багажа включает в себя взаимодействие всех сторон перевозочного процесса. Кибкало А. А. выделил, что это диктует необходимость правового регулирования взаимоотношений и взаимоответственности между сторонами, а также определения перечня договорных транспортных обязательств всех участников данного процесса. Правовым основанием осуществления деятельности по перевозке грузов, пассажиров и багажа являются договоры перевозки [5, 209].
Современный процесс доставки пассажира в пункт назначения является сложным, состоящим из множества действий и операций, которые отражают внутреннюю структуру транспортной деятельности это является основным видом договора перевозки пассажира.
Помимо основного договора перевозки пассажира и багажа на практике возникает необходимость в заключении ряда иных договоров, не направленных на непосредственное перемещение пассажира, а способствующих этому процессу. Данный вид договора носит обеспечивающий характер — то есть делающие договор вполне возможным, реально выполнимым.
Таким образом, можно справедливо говорить о существовании двух типов договоров в зависимости от того, какую деятельность в сфере перевозки — основную или обеспечивающую — они оформляют.
К основным договорам следует отнести договоры перевозки, т. е. непосредственно направленные на перемещение пассажиров, багажа в пространстве, а к обеспечивающим — те договоры, которые способствуют выполнению основного обязательства, имеют обеспечивающее значение.
Пилюкова М. В. приводит следующую классификацию по договорам, обеспечивающим перевозку пассажиров, относятся:
– договоры об организации перевозок пассажиров;
– договоры между транспортными организациями при перевозке пассажиров в прямом смешанном сообщении;
– договоры между владельцами транспортных инфраструктур;
– договоры аренды транспортной инфраструктуры [7, 35].
Другие классификации договоров перевозки пассажиров приводятся Рыженковой А. Я.:
1) По видам транспорта, например, железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный.
2) Перевозка пассажиров может осуществляться по регулярному маршруту (по расписанию рейсов автобусов, самолета, поезда) или в частном порядке (по заказу, например, проезд в такси). Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки и относятся к перевозкам транспортом общего пользования [3, 174].
Во многих странах мира основные транспортные коммуникации (железные дороги, автомагистрали, часть инфраструктуры морского флота и гражданской авиации) находятся в государственной собственности. Это вызвано спецификой технологических процессов на транспорте, их важной инфраструктурной ролью в государстве и особенностями получения экономического эффекта (выгоды) от крупных фондоёмких производств, обеспечивающих общенациональные интересы. Основным в организации работы транспортной системы является не столько вид собственности (хотя, разумеется, это обстоятельство существенно), сколько интересы потребителей, конечный результат деятельности этой системы в вещественно-натуральной форме, что соответствует маркетинговой, т. е. рыночной концепции нормального функционирования экономики. В зависимости от складывающейся ситуации на транспортном рынке необходима и здоровая конкуренция между видами транспорта и внутри одного вида, например, между автомобильными фирмами и железными дорогами на параллельных направлениях.
В современном мире происходит развитие электронных систем и информационных технологий, упрощающих жизнь общества, появляются новые объекты, возникают не существующие ранее общественные отношения такие как отношения райдшеринга (карпулинга) — отношения, связанные с перемещением пассажиров в заранее определенном направлении. В своей статье Дерюгина Т. В. определяет райдшеринг «как совместное передвижение с использованием частного транспортного средства по заранее оговоренному маршруту водителя и попутчиков, найденных путем размещения оферты с использованием информационно-коммуникационной сети, где водитель и попутчики объединены общей целью перемещения в пункт назначения и минимизации расходов, направленных на достижение этой цели». Наличие электронного информационного посредника и отсутствие цели извлечения прибыли являются существенными признаками для квалификации возникающих договорных отношений как райдшеринг (самые популярные сервисы поиска попутчиков в России BlaBlaCar.ru и BeepCar.ru).
Райдшеринг имеет двойственную цель. Первая, как и в договоре перевозки, связана с перемещением в определенный пункт назначения. При этом у лица, управляющего транспортным средством, по договору перевозки цель — доставить пассажиров в пункт назначения, а в райдшеринге данную цель преследуют все попутчики, включая лицо, управляющее транспортным средством. Вторая цель заключается в экономии денежных средств путем образования суммарного капитала для покрытия фактических затрат на эксплуатацию транспортного средства для перемещения в пункт назначения [4, 40].
Можно привести в пример Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 19.12.2017 по делу № 33–41539/2017 [9].
Судом установлено, что пользователи Платформы, являющиеся водителями, не осуществляют предпринимательскую деятельность, сайт «BlaBlaCar.ru» является информационным ресурсом для организации совместных поездок физических лиц. Своим пользователям, планирующим поездку в определенном направлении, сайт предоставляет возможность установления связи с другими пользователями, попутчиками для выполнения совместной поездки и разделения связанных с поездкой расходов. В стоимость поездки не включается компенсация трудовых затрат водителя, а только расходы на топливо. К перевозкам, осуществляемым пользователями сайта «BlaBlaCar.ru», не применимы требования законодательства РФ, регулирующие деятельность легковых такси, в том числе требования о регистрации водителей в качестве индивидуальных предпринимателей, проведении медицинского освидетельствования и учета рабочего времени.
Особенное место в договорах перевозки пассажиров занимает договор между владельцами транспортных инфраструктур — это соглашение, в соответствии с которым владельцы различных инфраструктур обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах перевозчика, направленные на обеспечение оказания услуг по пользованию несколькими объектами транспортной инфраструктуры.
Необходимость в заключении таких договоров обусловлена тем, что достаточно часто исполнение договора перевозки пассажира реализуется с использованием нескольких видов транспорта, которые имеют своих собственников. Либо возможен вариант, когда используется один вид транспорта, но с применением инфраструктур, принадлежащих разным собственникам. В частности, это характерно для перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Договоры между собственниками инфраструктур порождают необходимость заключения вытекающих договоров: на эксплуатацию и обслуживание объектов инфраструктуры и т. д.
В случае организации постоянных перевозок пассажиров и их багажа с перевозчиком заключается договор аренды инфраструктуры. Такой договор влечет за собой соглашение между собственниками инфраструктур, в котором отражаются основные условия совместной деятельности по предоставлению инфраструктуры в пользование.
Как было сказано выше, договор между владельцами транспортных инфраструктур, обеспечивающих перевозку пассажиров, является самостоятельным видом договора. Но, в юридической литературе по-прежнему высказываются различные позиции относительно взаимосвязи рассматриваемого договора с другими договорами.
Договор между владельцем инфраструктуры и перевозчиком по аренде инфраструктуры является обязательством по оказанию услуг. Эта разновидность договора на оказание услуг не указана в ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [2]. Данный договор имеет специфический предмет. Предметом договора является такой результат деятельности исполнителя, который не может существовать без лица, исполняющего обязательство, и не представляет собой конкретную вещь.
Так как выше было определено, что предметом договора является услуга, то она обладает всеми признаками и свойствами, присущими услуге. То есть ей присущи такие признаки, как осуществимость, законность, привязанность к лицу, оказывающему услугу, взаимосвязанность предоставления и получения услуги, трудноопределимость качества оказываемой услуги.
Хлебников В. Ю. придерживается мнения ученых, которые высказывают позицию, что в одном договоре нельзя сочетать работы и услуги. Это ведет к нецелесообразности заключения единого договора. В законе должны быть четко разграничены работы и услуги. Однако законодатель стоит на той позиции, что четкого разграничения нет. мало того, перечень работ оставлен открытым, то есть любой иной договор может быть отнесен к данному виду договоров.
Данный договор содержит обязательства по предоставлению услуг и обязательства по выполнению работ.
Если обратиться к договору между владельцами инфраструктур, то он направлен на организацию действий нескольких владельцев, имеющую цель наилучшим образом осуществить перевозку пассажиров и их багажа. На основании такого договора владельцы инфраструктур не имеют обязательств по выполнению работ по отношению друг к другу. То же самое можно сказать и в отношении выполнения услуг. Применительно к указанному договору между владельцами имеют место быть только организационные правоотношения.
Все сказанное позволяет выделить следующую проблему, связанную с анализируемым договором. Это отсутствие ясности относительно предмета рассматриваемого договора, не предполагающего, как указывалось выше, выполнение работ или оказание услуг [8, 129].
В классификации договоров, обеспечивающих перевозку пассажиров и их багажа автомобильным транспортом, указанные организационно-правовая природа взаимосвязи указанных договоров определяется тем, что договор между владельцем инфраструктуры и перевозчиком признается основным. Такой договор обеспечивает непосредственную перевозку пассажиров. Договор между владельцами транспортных инфраструктур является дополнительным, вспомогательным, призванным обслуживать основной договор.
В соответствии с ч.1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа, доставить также багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.
Транспорт общего пользования — транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения.
Перевозки транспортом общего пользования осуществляются на основании договора перевозки пассажира, обладающего признаками публичности (426, 789 ГК РФ) [6, 185].
Распространенно считать, что транспортом общего пользования только городской транспорт, за исключение легкового такси, а также автобусы и электрички, совершающие перевозки пассажиров в пригородном сообщении.
Но статья 789 ГК РФ опровергает такую трактовку. Данная статья рассматривает, договор перевозки пассажира транспортом общего пользования как публичный договор, а именно коммерческая организация, обязанная осуществлять услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится — признается организацией, осуществляющей перевозки транспортом общего пользования. Таким образом, круг транспорта значительно расширяется в отличии от бытового понимания.
Кроме того, статья обращает внимание на существенное отличие от нормы указанной в ст. 426 ГК РФ, а именно то, что в комментируемой статье обязанность заключения договоров перевозки по обращению любого лица должна следовать только из закона или иного правового акта, т. е. принадлежность к транспорту общего пользования определяет законодатель (на это указывает и предусмотренная комментируемой статьей необходимость составления списков организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования [1]).
Из чего следует, что перевозки пассажира и багажа транспортом общего пользования является неотъемлемой частью системы перевозки пассажиров и багажа, так как транспорт общего пользования является объединяющим понятием для всех видов транспорта, предназначенных для перевозки пассажиров, и договоры по перевозки на них регулируются разными кодексами и законами в соответствии с транспортом.
Литература:
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024 N 48-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. — 1994. — N 32. — ст. 3301; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 11.03.2024.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023 N 339-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. — 1996. — N 5, — ст. 410; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 12.09.2023.
3. Гражданское право России. Особенная часть в 2 т. Том 1: учебник для вузов/ А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. — 7-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 388с.
4. Дерюгина, Т. В. Правовая природа договора райдшеринга (карпулинга) / Т. В. Дерюгина, С. Р. Дерюгина // Власть Закона. — 2020. — № 1(41). — С. 32–41.
5. Кибкало, А. А. Договорные транспортные обязательства / А. А. Кибкало, Н. Ю. Егорова // Парадигмальные установки естественных и гуманитарных наук: междисциплинарный аспект: Материалы XVI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Ростов-на-Дону, 30 декабря 2021 года. — Ростов-на-Дону: ООО «Издательство ВВМ», 2021. — С. 209–212.
6. Морозов, С. Ю. Транспортное право: учебник для среднего профессионального образования/ С. Ю. Морозов. — 5-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 305 с.
7. Пилюкова, М. В. Система договоров, обеспечивающих перевозку пассажиров / М. В. Пилюкова // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей X Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 июня 2018 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2018. — С. 35–37.
8. Хлебников, В. Ю. Проблемы соотношения договора между владельцами транспортных инфраструктур, обеспечивающих перевозку пассажиров, со смежными договорными конструкциями / В. Ю. Хлебников // Симбирский научный вестник. — 2020. — № 1–2(39–40). — С. 128–133.
9. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 19.12.2017 по делу № 33–41539/2017// URL: http://sudact.ru/regular/doc/vAluMCdusjQX/. (Дата обращения 20.03.2024).