Место договора о перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования в системе договоров о перевозке пассажиров и багажа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 29.03.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Широкова, Т. С. Место договора о перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования в системе договоров о перевозке пассажиров и багажа / Т. С. Широкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112413/ (дата обращения: 19.11.2024).



Статья посвящена актуальной теме — месту договора о перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования в системе договора перевозки пассажиров и багажа. Автор обозначает, что представляет собой договор перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования. Также автором рассмотрены договоры транспортных инфраструктур и райдшеринг.

Ключевые слова: договор о перевозке пассажира и багажа, система договоров о перевозке пассажиров и багажа, транспортная инфраструктура, райдшеринг.

Договор перевозки пассажира и багажа представляет собой одну из разновидностей договоров, оформляющих транспортные обязательства. С данным договором почти каждый сталкивается в повседневной жизни. Например, Фактом заключения договора перевозки пассажира на маршрутке является оплата за проезд и получение проездного билета.

Процесс перевозки пассажиров и багажа включает в себя взаимодействие всех сторон перевозочного процесса. Кибкало А. А. выделил, что это диктует необходимость правового регулирования взаимоотношений и взаимоответственности между сторонами, а также определения перечня договорных транспортных обязательств всех участников данного процесса. Правовым основанием осуществления деятельности по перевозке грузов, пассажиров и багажа являются договоры перевозки [5, 209].

Современный процесс доставки пассажира в пункт назначения является сложным, состоящим из множества действий и операций, которые отражают внутреннюю структуру транспортной деятельности это является основным видом договора перевозки пассажира.

Помимо основного договора перевозки пассажира и багажа на практике возникает необходимость в заключении ряда иных договоров, не направленных на непосредственное перемещение пассажира, а способствующих этому процессу. Данный вид договора носит обеспечивающий характер — то есть делающие договор вполне возможным, реально выполнимым.

Таким образом, можно справедливо говорить о существовании двух типов договоров в зависимости от того, какую деятельность в сфере перевозки — основную или обеспечивающую — они оформляют.

К основным договорам следует отнести договоры перевозки, т. е. непосредственно направленные на перемещение пассажиров, багажа в пространстве, а к обеспечивающим — те договоры, которые способствуют выполнению основного обязательства, имеют обеспечивающее значение.

Пилюкова М. В. приводит следующую классификацию по договорам, обеспечивающим перевозку пассажиров, относятся:

– договоры об организации перевозок пассажиров;

– договоры между транспортными организациями при перевозке пассажиров в прямом смешанном сообщении;

– договоры между владельцами транспортных инфраструктур;

– договоры аренды транспортной инфраструктуры [7, 35].

Другие классификации договоров перевозки пассажиров приводятся Рыженковой А. Я.:

1) По видам транспорта, например, железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный.

2) Перевозка пассажиров может осуществляться по регулярному маршруту (по расписанию рейсов автобусов, самолета, поезда) или в частном порядке (по заказу, например, проезд в такси). Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки и относятся к перевозкам транспортом общего пользования [3, 174].

Во многих странах мира основные транспортные коммуникации (железные дороги, автомагистрали, часть инфраструктуры морского флота и гражданской авиации) находятся в государственной собственности. Это вызвано спецификой технологических процессов на транспорте, их важной инфраструктурной ролью в государстве и особенностями получения экономического эффекта (выгоды) от крупных фондоёмких производств, обеспечивающих общенациональные интересы. Основным в организации работы транспортной системы является не столько вид собственности (хотя, разумеется, это обстоятельство существенно), сколько интересы потребителей, конечный результат деятельности этой системы в вещественно-натуральной форме, что соответствует маркетинговой, т. е. рыночной концепции нормального функционирования экономики. В зависимости от складывающейся ситуации на транспортном рынке необходима и здоровая конкуренция между видами транспорта и внутри одного вида, например, между автомобильными фирмами и железными дорогами на параллельных направлениях.

В современном мире происходит развитие электронных систем и информационных технологий, упрощающих жизнь общества, появляются новые объекты, возникают не существующие ранее общественные отношения такие как отношения райдшеринга (карпулинга) — отношения, связанные с перемещением пассажиров в заранее определенном направлении. В своей статье Дерюгина Т. В. определяет райдшеринг «как совместное передвижение с использованием частного транспортного средства по заранее оговоренному маршруту водителя и попутчиков, найденных путем размещения оферты с использованием информационно-коммуникационной сети, где водитель и попутчики объединены общей целью перемещения в пункт назначения и минимизации расходов, направленных на достижение этой цели». Наличие электронного информационного посредника и отсутствие цели извлечения прибыли являются существенными признаками для квалификации возникающих договорных отношений как райдшеринг (самые популярные сервисы поиска попутчиков в России BlaBlaCar.ru и BeepCar.ru).

Райдшеринг имеет двойственную цель. Первая, как и в договоре перевозки, связана с перемещением в определенный пункт назначения. При этом у лица, управляющего транспортным средством, по договору перевозки цель — доставить пассажиров в пункт назначения, а в райдшеринге данную цель преследуют все попутчики, включая лицо, управляющее транспортным средством. Вторая цель заключается в экономии денежных средств путем образования суммарного капитала для покрытия фактических затрат на эксплуатацию транспортного средства для перемещения в пункт назначения [4, 40].

Можно привести в пример Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 19.12.2017 по делу № 33–41539/2017 [9].

Судом установлено, что пользователи Платформы, являющиеся водителями, не осуществляют предпринимательскую деятельность, сайт «BlaBlaCar.ru» является информационным ресурсом для организации совместных поездок физических лиц. Своим пользователям, планирующим поездку в определенном направлении, сайт предоставляет возможность установления связи с другими пользователями, попутчиками для выполнения совместной поездки и разделения связанных с поездкой расходов. В стоимость поездки не включается компенсация трудовых затрат водителя, а только расходы на топливо. К перевозкам, осуществляемым пользователями сайта «BlaBlaCar.ru», не применимы требования законодательства РФ, регулирующие деятельность легковых такси, в том числе требования о регистрации водителей в качестве индивидуальных предпринимателей, проведении медицинского освидетельствования и учета рабочего времени.

Особенное место в договорах перевозки пассажиров занимает договор между владельцами транспортных инфраструктур — это соглашение, в соответствии с которым владельцы различных инфраструктур обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах перевозчика, направленные на обеспечение оказания услуг по пользованию несколькими объектами транспортной инфраструктуры.

Необходимость в заключении таких договоров обусловлена тем, что достаточно часто исполнение договора перевозки пассажира реализуется с использованием нескольких видов транспорта, которые имеют своих собственников. Либо возможен вариант, когда используется один вид транспорта, но с применением инфраструктур, принадлежащих разным собственникам. В частности, это характерно для перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Договоры между собственниками инфраструктур порождают необходимость заключения вытекающих договоров: на эксплуатацию и обслуживание объектов инфраструктуры и т. д.

В случае организации постоянных перевозок пассажиров и их багажа с перевозчиком заключается договор аренды инфраструктуры. Такой договор влечет за собой соглашение между собственниками инфраструктур, в котором отражаются основные условия совместной деятельности по предоставлению инфраструктуры в пользование.

Как было сказано выше, договор между владельцами транспортных инфраструктур, обеспечивающих перевозку пассажиров, является самостоятельным видом договора. Но, в юридической литературе по-прежнему высказываются различные позиции относительно взаимосвязи рассматриваемого договора с другими договорами.

Договор между владельцем инфраструктуры и перевозчиком по аренде инфраструктуры является обязательством по оказанию услуг. Эта разновидность договора на оказание услуг не указана в ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [2]. Данный договор имеет специфический предмет. Предметом договора является такой результат деятельности исполнителя, который не может существовать без лица, исполняющего обязательство, и не представляет собой конкретную вещь.

Так как выше было определено, что предметом договора является услуга, то она обладает всеми признаками и свойствами, присущими услуге. То есть ей присущи такие признаки, как осуществимость, законность, привязанность к лицу, оказывающему услугу, взаимосвязанность предоставления и получения услуги, трудноопределимость качества оказываемой услуги.

Хлебников В. Ю. придерживается мнения ученых, которые высказывают позицию, что в одном договоре нельзя сочетать работы и услуги. Это ведет к нецелесообразности заключения единого договора. В законе должны быть четко разграничены работы и услуги. Однако законодатель стоит на той позиции, что четкого разграничения нет. мало того, перечень работ оставлен открытым, то есть любой иной договор может быть отнесен к данному виду договоров.

Данный договор содержит обязательства по предоставлению услуг и обязательства по выполнению работ.

Если обратиться к договору между владельцами инфраструктур, то он направлен на организацию действий нескольких владельцев, имеющую цель наилучшим образом осуществить перевозку пассажиров и их багажа. На основании такого договора владельцы инфраструктур не имеют обязательств по выполнению работ по отношению друг к другу. То же самое можно сказать и в отношении выполнения услуг. Применительно к указанному договору между владельцами имеют место быть только организационные правоотношения.

Все сказанное позволяет выделить следующую проблему, связанную с анализируемым договором. Это отсутствие ясности относительно предмета рассматриваемого договора, не предполагающего, как указывалось выше, выполнение работ или оказание услуг [8, 129].

В классификации договоров, обеспечивающих перевозку пассажиров и их багажа автомобильным транспортом, указанные организационно-правовая природа взаимосвязи указанных договоров определяется тем, что договор между владельцем инфраструктуры и перевозчиком признается основным. Такой договор обеспечивает непосредственную перевозку пассажиров. Договор между владельцами транспортных инфраструктур является дополнительным, вспомогательным, призванным обслуживать основной договор.

В соответствии с ч.1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа, доставить также багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования — транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения.

Перевозки транспортом общего пользования осуществляются на основании договора перевозки пассажира, обладающего признаками публичности (426, 789 ГК РФ) [6, 185].

Распространенно считать, что транспортом общего пользования только городской транспорт, за исключение легкового такси, а также автобусы и электрички, совершающие перевозки пассажиров в пригородном сообщении.

Но статья 789 ГК РФ опровергает такую трактовку. Данная статья рассматривает, договор перевозки пассажира транспортом общего пользования как публичный договор, а именно коммерческая организация, обязанная осуществлять услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится — признается организацией, осуществляющей перевозки транспортом общего пользования. Таким образом, круг транспорта значительно расширяется в отличии от бытового понимания.

Кроме того, статья обращает внимание на существенное отличие от нормы указанной в ст. 426 ГК РФ, а именно то, что в комментируемой статье обязанность заключения договоров перевозки по обращению любого лица должна следовать только из закона или иного правового акта, т. е. принадлежность к транспорту общего пользования определяет законодатель (на это указывает и предусмотренная комментируемой статьей необходимость составления списков организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования [1]).

Из чего следует, что перевозки пассажира и багажа транспортом общего пользования является неотъемлемой частью системы перевозки пассажиров и багажа, так как транспорт общего пользования является объединяющим понятием для всех видов транспорта, предназначенных для перевозки пассажиров, и договоры по перевозки на них регулируются разными кодексами и законами в соответствии с транспортом.

Литература:

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024 N 48-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. — 1994. — N 32. — ст. 3301; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 11.03.2024.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023 N 339-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. — 1996. — N 5, — ст. 410; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 12.09.2023.

3. Гражданское право России. Особенная часть в 2 т. Том 1: учебник для вузов/ А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. — 7-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 388с.

4. Дерюгина, Т. В. Правовая природа договора райдшеринга (карпулинга) / Т. В. Дерюгина, С. Р. Дерюгина // Власть Закона. — 2020. — № 1(41). — С. 32–41.

5. Кибкало, А. А. Договорные транспортные обязательства / А. А. Кибкало, Н. Ю. Егорова // Парадигмальные установки естественных и гуманитарных наук: междисциплинарный аспект: Материалы XVI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Ростов-на-Дону, 30 декабря 2021 года. — Ростов-на-Дону: ООО «Издательство ВВМ», 2021. — С. 209–212.

6. Морозов, С. Ю. Транспортное право: учебник для среднего профессионального образования/ С. Ю. Морозов. — 5-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 305 с.

7. Пилюкова, М. В. Система договоров, обеспечивающих перевозку пассажиров / М. В. Пилюкова // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей X Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 июня 2018 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2018. — С. 35–37.

8. Хлебников, В. Ю. Проблемы соотношения договора между владельцами транспортных инфраструктур, обеспечивающих перевозку пассажиров, со смежными договорными конструкциями / В. Ю. Хлебников // Симбирский научный вестник. — 2020. — № 1–2(39–40). — С. 128–133.

9. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 19.12.2017 по делу № 33–41539/2017// URL: http://sudact.ru/regular/doc/vAluMCdusjQX/. (Дата обращения 20.03.2024).

Основные термины (генерируются автоматически): общее пользование, договор, перевозка пассажиров, пункт назначения, багаж, ГК РФ, вид транспорта, договор перевозки, транспорт, транспортное средство.


Ключевые слова

транспортная инфраструктура, договор о перевозке пассажира и багажа, система договоров о перевозке пассажиров и багажа, райдшеринг

Похожие статьи

Электронный документооборот как путь совершенствования организации перевозок нестандартных грузов на примере транспортировки животных

В статье представлен один из путей совершенствования организации перевозок нестандартных грузов, такой как электронный документооборот. Рассмотрены основные аргументы, обосновывающие возможность применения ЭДО для перевозок нестандартных грузов. Пред...

Договор о реализации туристского продукта

В статье автор рассматривает правовое регулирование понятия, содержания договора о реализации туристского продукта, необходимые приложения к договору, права и обязанности сторон договора. Так же автор приводит анализ действующего законодательства и м...

Применение контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности при оказании услуг при перевозке пассажиров маршрутными такси, легковом такси

В качестве основной проблемы исследования данной статьи выступает анализ проблем толкования и применения налоговым органом отдельных положений российского законодательства по вопросам применение контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности ...

Порядок подачи и рассмотрения претензий и исков при железнодорожных международных перевозках груза

Данная тема раскрывает вопрос о предъявлении иска к перевозчику по договору международной железнодорожной перевозки. Характеризует, как действует обязательный претензионный порядок досудебного разрешения споров, кто имеет право на предъявление иска, ...

Электронная переписка по договору поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

Целью статьи является выявление проблем при ведении электронной переписки между заказчиком и исполнителем при исполнении государственного или муниципального контракта. В статье посредством обращения к судебной практике рассмотрены основные правила на...

Разработка конструкции контейнера для перевозки плодоовощной продукции

В настоящей статье рассматривается необходимость разработки и эксплуатации контейнеров для перевозок плодоовощной продукции. Приведены требования к конструкции контейнера и предложена новая конструкция контейнера для перевозок плодоовощной продукции....

Проблемы качества товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд

Автор статьи проводит анализ общественных отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования качества товаров, работ и услуг, закупаемых ...

Досмотр транспортного средства, личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице: проблемы правоприменения и анализ судебной практики

В статье рассмотрены такие меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении, как досмотр транспортного средства, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Определены основные проблемы правоприменения и с...

Правовая природа, сущность и отраслевая принадлежность договора о передаче ребенка под опеку и попечительство

В данной статье рассматриваются вопросы правовой природы, сущности и отраслевой принадлежности договора о передаче ребенка под опеку и попечительство. В статье излагается точка зрения авторов по вопросу правовой природы исследуемого договора. В заклю...

Договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Важность изучения вопросов, касающихся правового регулирования отношений, которые возникают в юридических отношениях в процессе заключения и исполнения договора поставки для государственных и муниципальных нужд заключается в снижении барьеров для орг...

Похожие статьи

Электронный документооборот как путь совершенствования организации перевозок нестандартных грузов на примере транспортировки животных

В статье представлен один из путей совершенствования организации перевозок нестандартных грузов, такой как электронный документооборот. Рассмотрены основные аргументы, обосновывающие возможность применения ЭДО для перевозок нестандартных грузов. Пред...

Договор о реализации туристского продукта

В статье автор рассматривает правовое регулирование понятия, содержания договора о реализации туристского продукта, необходимые приложения к договору, права и обязанности сторон договора. Так же автор приводит анализ действующего законодательства и м...

Применение контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности при оказании услуг при перевозке пассажиров маршрутными такси, легковом такси

В качестве основной проблемы исследования данной статьи выступает анализ проблем толкования и применения налоговым органом отдельных положений российского законодательства по вопросам применение контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности ...

Порядок подачи и рассмотрения претензий и исков при железнодорожных международных перевозках груза

Данная тема раскрывает вопрос о предъявлении иска к перевозчику по договору международной железнодорожной перевозки. Характеризует, как действует обязательный претензионный порядок досудебного разрешения споров, кто имеет право на предъявление иска, ...

Электронная переписка по договору поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

Целью статьи является выявление проблем при ведении электронной переписки между заказчиком и исполнителем при исполнении государственного или муниципального контракта. В статье посредством обращения к судебной практике рассмотрены основные правила на...

Разработка конструкции контейнера для перевозки плодоовощной продукции

В настоящей статье рассматривается необходимость разработки и эксплуатации контейнеров для перевозок плодоовощной продукции. Приведены требования к конструкции контейнера и предложена новая конструкция контейнера для перевозок плодоовощной продукции....

Проблемы качества товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд

Автор статьи проводит анализ общественных отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования качества товаров, работ и услуг, закупаемых ...

Досмотр транспортного средства, личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице: проблемы правоприменения и анализ судебной практики

В статье рассмотрены такие меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении, как досмотр транспортного средства, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Определены основные проблемы правоприменения и с...

Правовая природа, сущность и отраслевая принадлежность договора о передаче ребенка под опеку и попечительство

В данной статье рассматриваются вопросы правовой природы, сущности и отраслевой принадлежности договора о передаче ребенка под опеку и попечительство. В статье излагается точка зрения авторов по вопросу правовой природы исследуемого договора. В заклю...

Договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Важность изучения вопросов, касающихся правового регулирования отношений, которые возникают в юридических отношениях в процессе заключения и исполнения договора поставки для государственных и муниципальных нужд заключается в снижении барьеров для орг...

Задать вопрос