В статье автор пытается выявить положительные и отрицательные аспекты правовой системы института карпулинга, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства в указанной части.
Ключевые слова: водитель, законодательный уровень, правовое регулирование, Россия, частность, государственный уровень, карпулинг.
В современном мире, где на первое место поставлен комфорт клиента, активно вырос спрос на услуги такси, доставок, а в последнее время — и на карпулинг, представляющий собой онлайн-сервис, функционирующий в целях предоставления частного автомобиля заинтересованным пользователям при соблюдении заранее оговоренных требований. Вместе с тем, расходы на топливо распределяются между участниками маршрута пропорционально их количеству. Маршрут выбирается правообладателем транспортного движения самостоятельно, с учетом запросов и потребностей заинтересованных лиц [1].
Актуальность темы исследования заключается в том, что карпулинг связан с использованием источника повышенной опасности, как следствие, требуется оценка с сервиса с точки зрения безопасности участников дорожного движения, а также минимизации уровня ответственности правообладателя и пассажиров при аварийных и иных внештатных ситуациях.
Целью исследования в рамках настоящей статьи является комплексное изучение нового для отечественной правовой системы института карпулинга, его значение, положительные и отрицательные аспекты, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства в указанной части.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи:
— изучить историю формирования правового института, регулирующего вопросы карпулинга;
— рассмотреть положительные и отрицательные аспекты функционирования института карпулинга в общественной жизни и в правовом поле;
— на основе проведенного анализа сформулировать собственную точку зрения о механизме правового регулирования института карпулинга в отечественном законодательстве.
Механизм карпулинга зародился еще в период Второй мировой войны в Соединенных Штатах Америки, в качестве инициатора внедрения указанной модели установлена Американская автомобильная ассоциация. В условиях социально-экономической обстановке в Америке того времени, совместные поездки стали рациональным способом решения проблемы передвижения населения, в частности, именно в указанный период времени наблюдался дефицит ресурсов в сфере обслуживания, в частности, такси [2].
С новой силы вопросы о необходимости распространения карпулинга стали обсуждаться одновременно с нефтяным кризисом 1973 года, а также кризиса в сфере энергетике в 1979 году. Потребность в развитии карпулинга проявилась в том, что ряд государств, занимающихся добычей нефти и иных полезных ископаемых, решили прекратить поставки, как следствие, острый дефицит нефтепродуктов отразился на автомобильном потоке в государстве. Зарождение и активные темпы развития Интернета спровоцировали возможность поиска попутчиков для совместных поездок в одном направлении, именно с этого момента следует отсчитывать активное развитие онлайн-транспортного рынка.
Сайты, предлагающие совместные поездки, как правило используются пользователями с нечастой периодичностью, вместе с тем, с течением времени резко вырос потом пассажиров, пользующихся анализируемыми услугами.
В США правовое регулирование карпулинга развивается стремительно не только в части регулирования правовых отношений между пассажиром и перевозчиком, но и в части дорожного движения: так, для автомобилей, которые перевозят от двух и более пассажиров на выделенных автомагистралях предусматривается выделение специальные остановок, где водители могут подождать попутчиков. В ряде кампаний для сотрудников, активно использующих карпул-сервисы предусмотрены специально выделенные места для паркинга. Целью такой программы в отношении карпулинга стало стимулирование сотрудников к объединению с другими гражданами в целях экономии собственных средств и ресурсов.
При анализе использования карпулинга в иных государствах следует отметить, что, к примеру, в Канаде указанный сервис, также активно используется, причем поддержка осуществляется на государственном уровне. В частности, на территории Канады развивался Квебекский план действий на 2012–2020, предполагавший, что развитие карпулинга будет способствовать сокращению негативных выбросов в атмосферу, приводящие к его загрязнению и изменению климата, в целом.
Помимо этого, для лиц, использующих карпулинг не установлено требование о наличии лицензии, а такси или общественный транспорт, использующий подобную схему и вовсе на момент поездки освобождается от обязанности по внесению налоговых платежей [3].
Говоря о развитии карпулинга в европейских государствах, следует отметить, что в Великобритании и Норвегии анализируемая идея активно поддерживается на государственном уровне, в частности, во Франции, первой из государств в мире, была разработана и внедрена онлайн-система для поиска попутчиков в целях совместных поездок.
Особенность правового регулирования карпулинга в Польши проявляется в том, что распределение затрат по организации совместной поездки не является прибыль правообладателя транспортного средства, а налогообложению подлежит лишь разница между доходом и расходом, как следствие, на законодательном уровне в Польше водителей освободили от обязанности по уплате налогов, полученных в результате карпулинга.
В России идеи карпулинга активно развиваются онлайн-сервисом поиска попутчика — BlaBlaCar. В то же время, в России указанная модель взаимодействия между водителем и попутчиками находит существенное количества камней преткновения, например, в 2017 году онлайн-сервис подвергался блокировке из-за обращения в суд органов прокуратуры, поскольку последние посчитали, что онлайн-сервис выступает пособником в организации нелегальных перевозок.
В этой связи компанией BlaBlaCar в правилах пользования было закреплено, что карпулинг является схемой совместного использования транспорта для поездки, которая была заранее спланирована водителем. При использовании водителем схемы карпулинга водителю запрещается взымать плату, за исключением разделения между пассажирами расходов на эксплуатацию автомобиля и топливо [4].
Как следствие, карпулинг не может выступать в качестве механизма предпринимательской деятельности, поскольку не носит цели по извлечению прибыли.
В этой части необходимо рассмотреть вопросы правового регулирования карпулинга, в частности, на законодательном уровне в РФ отсутствует даже легальное определение «карпулинга», который бы в рамках правового поля оформил отношения между перевозчиком и пассажирами.
Далее, в качестве следующей проблемы следует отметить двоякую ситуацию, сложившуюся на рынке перевозок: перевозчики в рамках карпулинга, в действительности, имеют своей целью, в том числе, извлечение прибыли, в то же время, официальные перевозчики в лице общественного транспорта в корне не согласны с происходящим, поскольку деятельность по перевозке подлежит лицензированию и строго регулируется на законодательном уровне:
во-первых, плата за организацию процесса по получению лицензии на перевозку требует как колоссального количества денежных средств, так и времени, сил;
во-вторых, во исполнение лицензионных требований и требований действующего законодательства, перевозчик обязан проходить предрейсовые медицинские осмотры, что, также, требует колоссальные финансовые и временные затраты;
в-третьих, к перевозчикам, оказывающим услуги на основании лицензии, предъявляются более строгие требования к содержанию и эксплуатации транспортного средства.
В таком случае, в России карпулинг является «теневым» рынком заработка перевозчиков, поскольку перевозчик получает исключительно прибыль, при этом не тратится на иные сопутствующие расходы — лицензирование, прохождение медицинского осмотра, трата финансов на поддержание транспортного средства в том состоянии, в котором это необходимо в соответствии с положениями действующего законодательства.
Другой, глобальной проблемой в части пользования карпулинга является обеспечение безопасности пассажиров [5].
В частности, в 2019 году в Чувашской республике произошло страшное дорожно-транспортное происшествие: водитель уснул за рулем, выехал на встречную полосу и столкнулся с автомобилем, который двигался навстречу, в результате погибли 12 пассажиров, 6 с различными увечьями были направлены в медицинские учреждения.
Далее, нередки случаи, когда водители гибнут от рук «пассажиров-убийц», например, в декабре 2018 года осужденный Чикирев В. зарегистрировался на онлайн-сервисе для совместной поездки из Москвы в Тулу, причем заказал места на все доступные к бронированию, позже, в день преступления он сел к водителю, отправились в Тулу. По пути Чикирев попросил остановить машину у обочины, стал вымогать ценности и денежные средства, девушка ответила отказом, в результате было совершено убийство водителя, тело женщины вывезено в лес. В результате, 21.04.2021, в отношении Чикирева был вынесен приговор с наказанием в виде лишения свободы на срок 25 лет [6].
Также, важно отметить и проблему снижения выручки у официальных перевозчиков, так, в 2021 году было зафиксировано снижение уровня пассажиропотока на междугородних видах общественного транспорта: с 18 млн человек в 2019 году до 15 млн — в 2021 году.
Все эти проблемы требует детально решения, в частности, предлагается:
— сформулировать и закрепить на законодательном уровне определение «карпулинг». Это необходимо и с определением возможности налогообложения указанной деятельности;
— ввести процедуру аккредитации для водителей, пользующихся системой карпулинга;
— внедрить систему аутентификации как для попутчиков, так и для водителей с целью минимизации потенциально возможных убийств, грабежей;
— ввести требования к водителям, которые могут заниматься карпулингом (возрастной ценз, ценз по опыту вождения);
— разработать требования для транспортных средств, которые будут задействованы в перевозке, в частности, оснащение спутниковой системой, прохождение технического осмотра с определенной периодичностью.
Таким образом, карпулинг — новый правовой механизм взаимодействия между водителем и пассажирами, которая помогает решить важные социально-экономические вопросы, в то же время, имеющая ряд сложностей и проблем, требующих решения.
Литература:
- Веселова, А. С. Адаптация бизнес-моделей совместного потребления под реалии различных рынков: на примере компании Uber / А. С. Веселова, Н. Рибберинк. — Текст: непосредственный // Управленческие науки в современном мире.. — 2018. — № Т. 1. № 1.. — С. 79–81.
- Горбунова, М. В. Безопасность пассажироперевозок при использовании услуг «райдшеринга» и «карпулинга» / М. В. Горбунова. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-passazhiroperevozok-pri-ispolzovanii-uslug-raydsheringa-i-karpulinga (дата обращения: 02.10.2022).
- Ефанова, Н. В. Актуальность разработки интернет-сервиса поиска попутчиков для междугородних и внутригородских поездок / Н. В. Ефанова, А. В. Шролик. — Текст: непосредственный // Научный журнал КубГАУ. — 2016. — № N 11 (02). — С. 870–881.
- Сатюков, С. Р. Проблемы и перспективы развития райдшеринга в рамках формирования экономики совместного потребления / С. Р. Сатюков. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-raydsheringa-v-ramkah-formirovaniya-ekonomiki-sovmestnogo-potrebleniya (дата обращения: 02.10.2022).
- Сизова, И. Л. Уберизация и формирование сетевой структуры занятости / И. Л. Сизова, Т. М. Хусяинов. — Текст: непосредственный // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.. — 2018. — № № 1. — С. 80–88.
- Убийца клиентки Блаблакар приговорен к 25 годам заключения. — Текст: электронный // Интерфакс: [сайт]. — URL: https://www.interfax.ru/moscow/763359 (дата обращения: 02.10.2022).