В статье рассматривается оценка социально-экономических преобразований в России по воспоминаниям С. Ю. Витте. Хронологические рамки нашего исследования охватывают период правления двух последних российских императоров: Александра III (1881–1894) и Николая II (1894–1917). Роль и значение С. Ю. Витте как политического лидера особенно существенны в переломные моменты истории. С середины XIX века Россия переживала именно такой период. Перед страной стояла задача перестройки экономики, социально-политической сферы, всего внутреннего уклада государства. Решение этой задачи вызвало на политическую авансцену людей с новым складом мышления. В исследовании рассматриваются мемуары С. Ю. Витте как одного из главных государственных деятелей, повлиявших на ход преобразований в государстве.
Ключевые слова: преобразования, реформы, деятельность, историческая личность, С. Ю. Витте.
The article deals with the research of S. Y. Witte's assessment of economic transformations in Russian historiography. The chronological framework of our research covers the reign of the last two Russian emperors: Alexander III (1881–1894) and Nicholas II (1894–1917). The role and importance of a political leader is especially significant at crucial moments in history. Since the middle of the XIX century, Russia has been going through just such a period. The country faced the task of restructuring the economy, the socio-political sphere, and the entire internal structure of the state. The solution of this problem brought people with a new mindset to the political forefront.
Keywords: transformations, reforms, activity, historical personality, S. Y. Witte.
Актуальность работы определяется тем, что граф Сергей Витте был очень влиятельным политиком в России. Он был свидетелем отмены крепостного права и первой русской революции. Его мемуары являются важным историческим источников. Исследователи, изучающие историю России XIX-XX века, а именно внешнюю политику и международные отношения, революционные движения и контрреволюционную политику царизма, народное хозяйство и финансы, обращаются к воспоминаниям Витте в своих исследованиях. Многие ученые скептически относятся к достоверности представленных в мемуарах данных, т. к. события данного периода могут быть искажены за счет личной оценки происходящих событий конкретного исторического периода, что вызывает необходимость подробного изучения воспоминаний Сергей Юльевича, как исторического источника.
Сергей Юльевич Витте, государственный деятель заставший правление нескольких императоров, он занимал различные высокопоставленные должности, был сторонником многих важных реформ. В своих воспоминаниях Витте характеризует периоды двух императоров противоположно друг другу, о период правления Александра III говорит, характеризуя успешными «взлетами» в промышленности, в экономической сфере, отмечает успехи в железнодорожном строительстве. Так же Витте отмечает, что на момент правления Александра III империя имела статус великой крупнейшей державы. Хотя Витте всегда был в большой благосклонности императора Александра III, высоко ценившего его за откровенность, отсутствие подобострастия и независимость суждений, министр финансов никогда не был должным образом принят в высшем обществе, которое не одобряло резкости, угловатости, беспристрастности Витте, аристократические манеры, южный выговор и плохое французское произношение. Долгое время он был любимым героем анекдотов в салонах Петербурга [6, с. 90].
В 1894 году на престол взошел последний император Российской империи Николай II. В отличие от Александра III отношения Витте с новым императором были неоднозначными. Более того, Николай II явно недолюбливал влиятельного министра финансов. Наставнический тон Витте по отношению к императору Николаю II, его постоянные ссылки на великое правление Александра III, его независимость и упорство историки считают главными причинами недоразумений между министром финансов и императором. Позиция Витте резко контрастировала с лестными речами суда. В обществе Витте сравнивали с великим визирем, игнорировавшим монарха. Но благодаря своим профессиональным навыкам он сохранил свой офис [6, с. 91].
Говоря о характеристики периода правления Николая II, стоит отметить более отрицательную оценку со стороны Сергея Юльевича Витте, отмечаются негативные революционные движения, анархия и беспорядки. Кризис и развал «экономики», Витте говорит об ошибочных мерах, предпринимаемых властью, негативно высказывается о вмешательстве войны с Японией [7]. Таким образом, если на времена Александра III приходится мир и стабильность, то на времена Николая II — самые неспокойные времена.
Если следовать логике С. Ю. Витте, то самый главный недостаток самодержавия — неудачная личность монарха — вполне может быть исправлен присутствием подобающего советника.
Воспоминания Витте впервые были опубликованы в Берлине только в 1921–1923 годах. За годы после их написания в России произошла череда таких бурных событий, что, казалось бы, его мемуары должны были потерять свою остроту. Тем не менее эффект от публикации воспоминаний Витте можно было смело уподобить взрыву мины замедленного действия. Именно по этой причине воспоминания царского министра были с восторгом встречены и немедленно переизданы в Советской России [1].
Мемуары С. Ю. Витте — председателя Кабинета Министров (1903–1906 гг.), дают представление о его взглядах относительно механизма взаимодействия Государственной думы и иных органов. «С. Ю. Витте был в теории и на практике сторонником просвещенного абсолютизма, при котором министры, пользующиеся доверием верховной власти, имеют возможность беспрепятственно осуществлять самые смелые мероприятия. Кроме того, важнейшей задачей для правительства, считает С. Ю. Витте, должно составлять стремление к осуществлению через Государственную Думу, основных элементов правового строя: свободы печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности» [4].
Укрепление этих важнейших основ политической жизни общества, отмечает министр, должно последовать путем законодательной разработки, основанной на уравнении перед законом всего населения, независимо от вероисповедания и национальности, предоставлении населению прав гражданской свободы. «Важнейшей задачей для правительства, считает С. Ю. Витте, является установление таких учреждений и законодательных норм, которые соответствовали бы политическим взглядам большинства русского общества и давали бы гарантию благ гражданской свободы. Задача эта сводится, по мнению С. Ю. Витте, к устроению правового порядка» [5].
Для установления в государстве спокойствия и безопасности, экономическая политика правительства должна быть направлена во благо народа. Между тем, государственный деятель отмечает, что сразу подготовить страну и население, воспитанное на консервативных началах, к восприятию и усвоению норм правового порядка, не под силу никакому правительству. Чтобы навести в стране порядок необходимо установить однородный состав правительства и единство преследуемых им целей. Заботою правительства, считает С. Ю. Витте, должно являться практическое водворение в жизнь главных стимулов гражданской свободы.
С этой целью правительство не должно вмешиваться в выборы в Государственную Думу и ее деятельность. «В отношении к будущей Государственной Думе заботою правительства должно быть поддержание ее престижа. Правительство не должно являться элементом противодействия решениям Думы, поскольку решения эти не будут коренным образом расходиться с величием России, достигнутым тысячелетней ее историей» [8].
Но удовлетворение желаний широких слоев общества путем той или иной формулировки гражданского правопорядка необходимо. Государственный деятель отмечает важность преобразования Государственного Совета на началах видного участия в нем выборных элементов, ибо только при этом условии возможно установить сотруднические отношения между этим учреждением и Государственной Думой.
Кроме того, С. Ю. Витте затрагивает вопрос о руководящих принципах деятельности власти, выделяя такие как: «прямота и искренность, дарование населению благ гражданской свободы и установление ее гарантий; согласование действий всех органов правительства; устранение репрессивных мер против действий, явно не угрожающих обществу и государству» [9]; противодействие действиям, явно угрожающим обществу и государству, опираясь на закон. Осуществление поставленных выше задач, пишет С. Ю. Витте в воспоминаниях, возможно лишь при широком и деятельном содействии общества и при соответствующем спокойствии, которое бы позволило направить силы к плодотворной работе. В свих воспоминаниях С. Ю. Витте описывает деятельность только Государственной думы [10].
Здесь он называет ее Думой «общественного увлечения и государственной неопытности». Автор дает критическую оценку деятельности партии кадетов, отмечая, что «если бы кадеты обладали хотя бы малой долею государственного благоразумия и понимания действительности» партия не шла бы на революционные провокации, и первая Дума просуществовала более долгий срок.
Вите Сергей Юльевич назначил первую думу «крестьянской», но говорил, что она непосредственно должна быть подчинена самодержавной власти императора, все члены этой думы были негативно настроены. Отрицательное отношение к власти обосновывали общим «неуверенным» курсом власти Николая II.
Воспоминания Сергея Юльевича Витте являются важнейшим источником в изучении социально-экономической и политической сферы общества XIX — XX веков, он передает информацию о народном и государственном хозяйстве, раскрывает социально-экономическую программу Российской империи.
Анализ мемуаров Витте в совокупности с анализом официальных документов позволяет глубже разобраться в механизмах происходящего и за сухими строчками официальных документов увидеть истинные причины, мотивы тех или иных преобразований в государстве.
«В «Воспоминаниях» предметно рассказывается о подготовке и проведении во второй половине XIX века военной реформы. Начинается повествование с проекта, предложенного фельдмаршалом князем Барятинским» [2]. Предполагалось преобразовать армию по прусскому варианту. Это означало следующее: все части войск имеют территориальное комплектование, но делятся на боевые и административные. Боевые (военные) части, возглавляемые корпусными командирами, непосредственно подчинены императору. Император руководит вооруженными силами, имея в наличии Генеральный штаб и походную канцелярию, «которая служит промежуточной инстанцией между Императором и корпусными командирами» [3].
«Все военные планы составляются Генеральным штабом. В отличие от военной части, административная должна находиться в ведении и распоряжении военного министерства. В такой конструкции князь Барятинский отводил себе место начальника Генерального штаба, а место военного министра прочил Милютину. Но события личной жизни Барятинского помешали осуществлению этих планов, и Милютин претворил в жизнь структуру французских вооруженных сил, то есть систему военных округов без отделения административной части от военной. При такой структуре всё касающееся войск, как административная часть, так и чисто военная переплетаются и обе они находятся в распоряжении одних и тех же начальников дивизии, а затем начальники дивизии уже подчинены начальникам военных округов, а начальники военных округов подчинены министру; номинально они, конечно, подчинены Монарху, но, в сущности говоря, военный министр, держа все военные части в своих руках, естественно является начальником и главою всего, что касается военного дела» [2].
«Обсуждение этих двух проектов получило широкое освещение. Один из сторонников Барятинского, Ростислав Андреевич Фадеев (дядя С. Ю. Витте. — Л.О.), основал специально для этого газету, которая впоследствии была переименована в «Свет»» [2, с. 67].
Если мы оглянемся на российское общество в начале XX века, оно характеризуется чрезвычайно большими промежутками между богатыми и бедными и в этом разница между сельской и городской Россией во всех аспектах-экономически, экономическая реформа Витте 1890–1905 гг., принесла с собой определенную модернизацию и индустриализацию, главная проблема была в том, что имущество было государственным — не частным.
Сельское хозяйство, а также перепроизводство в предыдущие годы привело в последовательные годы плохих посевов 1901–1905 гг. В то время как сельские крестьяне были освобождены от крепостного права в 1861 г.
У рабочих были веские причины на недовольство: переполненное жилье, долгие часы на работе — обычно до 10 часов в день шесть дней в неделю — очень плохая безопасность и санитарные условия, суровая дисциплина и неадекватная заработная плата с одновременно нарастающей инфляцией;
Витте изучал математику, но быстро увлекся железнодорожным строительством, находившимся тогда на пике своего развития в России. Существовало общее понимание того, что для удержания воедино рыхлой ткани этой огромной империи потребуются сухожилия «железного коня». Успешное завершение строительства Трансконтинентальной железной дороги США в 1869 году вызвало живой интерес в российских промышленных кругах и привело в 1880-х годах к ряду визитов русских специалистов для изучения технологии строительства железных дорог.
В качестве оперативного начальника Юго-Западной железной дороги Витте вскоре привлек внимание царя Александра III. Быстро поднявшись в Железнодорожном ведомстве, он стал в феврале 1892 года министром путей и сообщений, неся главную ответственность за строительство Транссибирской железной дороги. Транссиб станет основным элементом российской железнодорожной сети. Его строительство явилось бы главным стимулятором развития металлургической промышленности. Что еще более важно, Транссибирская магистраль станет стержнем великой концепции Витте по объединению народов континента вокруг евразийского сухопутного моста.
Такой «сухопутный мост» эффективно ограничил бы мощь англо-голландских финансовых интересов, а их главным представителем и исполнителем был бы британский король Эдуард VII. Финансовое влияние Великобритании подкреплялось ее монополией на морях. Британский военно-морской флот был сильнейшим в мире, и Соединенные Штаты не уступали ему до Первой мировой войны. Контроль над морями означал контроль над торговлей и финансированием торговли, которая в основном осуществлялась через океан. Создание железной дороги протяженностью 5800 миль от Москвы до Владивостока значительно сократило бы расходы и время на доставку товаров из Атлантики в Тихий океан. Тогда торговля внутри континента переместилась бы с моря на сушу, и Россия, оказавшись посередине этого пути, извлекла бы огромную выгоду из увеличения этой мировой торговли.
С назначением в октябре 1892 г. министром финансов Витте получил возможность реализовать свои планы. Консолидируя финансы Российской империи и создавая «золотой рубль», бедная капиталом страна стала предметом первостепенного интереса для международных инвесторов. Финансовый капитал, необходимый для строительства этой крупнейшей железной дороги в мире, должен быть получен на международных рынках, но использование средств будет в руках Министерства финансов. Витте уже позаботился о том, чтобы железные дороги, до того находившиеся в частных руках, теперь были превращены в государственные предприятия. Большая часть техники будет поставляться Германией, крупнейшим торговым партнером России, хотя локомотивы будут закупаться в Соединенных Штатах. Напряженные отношения между Францией и Германией после франко-прусской войны 1870 г., в результате которой Германия аннексировала Эльзас-Лотарингию, грозили отравить планы Витте. Его основные дипломатические усилия в начале 1890-х годов заключались в том, чтобы навести мост между этими двумя бывшими врагами и создать оплот трех континентальных держав против любых попыток англо-голландцев сорвать его проект сухопутного моста.
Дипломатия на Востоке также была сложной. Стремясь привлечь к выгодам нового торгового пути и Китай, и Японию, Витте предложил построить окончательное восточное продолжение железной дороги не через российскую территорию, а путем соглашений с Китайской империей по более короткому пути к морю через китайские провинции Маньчжурия.
К концу 1890-х годов реформы Витте заметно изменили российскую экономику.
Новые железные дороги позволили транспортировать в отдаленные части империи, облегчая строительство и эксплуатацию заводов, шахт, плотин и других объектов. Транссибирская магистраль открыла далекий восток, позволив инвестировать в такие проекты, как золотые прииски на реке Лена.
Промышленная экономика России за одно десятилетие продвинулась вперед больше, чем за предыдущее столетие. Его развитие было настолько стремительным, что историк экономики Александр Гершенкрон позже назвал его «великим рывком».
Таким образом, изучив оценки современных исследователей, мы можем сделать вывод, что деятельность С. Ю. Витте, а именно экономические преобразования России, имели важное значение для развития государства, модернизация Витте имела как негативные, так и позитивные последствия, как и любые изменения в обществе.
Литература:
- Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. С. Ю. Витте — мемуарист: Истории РАН. СПб, 1994. — С. 99.
- Витте С. Ю. Воспоминанiя: Дѣтство. Царствованiя Александра II и Александра III (1849–1894). М., 1923. — С. 25.
- Витте С. Ю. Избранные воспоминания. 1849–1911 гг. М.: Мысль, 1911. — С.112.
- Жуйкова Т. Н. Государственная деятельность С. Ю. Витте (1880–1903 гг.) –1995. — С.115
- Игнатьев А. В. С. Ю. Витте — дипломат. Международные отношения. — М., 1989. — С.34.
- Королева Н. Г. Совет министров — верховный штаб царский бюрократии в борьбе против первой русской революции. М., 1970. -T.28. — С.90
- Сидоров А. Л. К вопросу о характере текста и источников «Воспоминаний» С. Ю. Витте. // Исторические предпосылки Великой Октябрьской социалистической революции. — М.,1970 — С.120.
- Степанов С.А. Первый председатель совета министров России: Политический портрет Сергея Юльевича Витте // Вестник РУДН. Серия: Политология. 1999. – №.1. С. 94.
- Витте С. Ю. Воспоминания в 3-х томах — М., 1960. – С.12.
- Богучарский В. Новая книга графа С. Ю. Витте. / Голос минувшею, 1914. № 8. – С. 21-26.