Ключевые слова: парламентаризм, многопартийность, мемуары, С. Ю. Витте, Российская империя.
Сергей Юльевич Витте, безусловно, является одним из наиболее значимых представителей власти Российской империи на закате её существования.
Если при жизни С. Ю. Витте прославился как государственный муж, то после смерти — как автор самых известных мемуаров [1, c. 16].
«Воспоминания» С. Ю. Витте являются шедевром отечественной мемуаристики и кроме того ценнейшим из источников личного происхождения, повествующий о той эпохе истории России, наполненной трагическими явлениями и процессами [2, c. 459].
В своих мемуарах С. Ю. Витте не обходит стороной и сюжеты, связанные с зарождением института парламентаризма и многопартийности, следует остановиться на данных сюжетах подробнее.
Датой рождения первого отечественного парламента стало 27 апреля 1906 г. В этот день начали свою работу Государственная Дума и обновленный Государственный Совет.
Российские историки И. К. Кирьянов и М. Н. Лукьянов, в своём исследовании, посвящённом проблеме становления и неудачи первого опыта парламентаризма в России пишут о том, что появление в составе органов власти законодательного представительного органа было центральным звеном реформы государственного порядка, означавшей трансформацию российского самодержавного режима в сторону конституционного строя. Учёные также отмечают преобразование многопартийности в многопартийную систему, в рамках которой у политических партий появилась некая возможность влияния на принятие государственных решений. По мнению авторов, именно благодаря парламенту, взаимоотношениям власти и общества в Российской империи, впервые в истории был дан шанс приобрести цивилизованные формы. Однако он не был использован, что повлекло за собой весьма трагические последствия [3, c. 6].
К. А. Соловьёв также указывает на неудачу становления первого опыта парламентаризма. Историк указывает на то, что первая Государственная дума начала свою работу в результате первой русской революции и, несмотря на то, что проходили выборы в представительное учреждение, существовали легальные партии, а также свободная печать; как и прежде, новый порядок под давлением обстоятельств творила все та же бюрократия. Она это делала, опираясь на свой прежний опыт, отталкиваясь от уже существовавших законов. Новый строй надстраивался над прежним, заимствуя все его противоречия и присовокупив к ним новые, прежде неизвестные [4, c. 292].
По мнению С. Ю. Витте само открытие Государственной думы и обновленного Государственного совета, т. е. встреча монарха с представителями народа представляла собой исторический акт [5, c. 1035].
О «шансе приобрести цивилизованные формы» российской монархии благодаря парламенту и об использовании прежнего опыта со всеми его противоречиями писал и С. Ю. Витте в «Воспоминаниях».
С. Ю. Витте описывает, что в теории, согласно основным законам, Государственная дума — это есть первая законодательная инстанция, однако на практике сдерживающим фактором для Государственной думы являлся Государственный совет [5, c. 1036]. Работу Государственной думы на практике С. Ю. Витте описывает на примере, пожалуй, самого острой проблемы, стоящей перед Российской империей в начале ХХ века — крестьянскому вопросу. Граф отмечает, что как только Дума начала обсуждать вопрос о земельном устройстве с точки зрения принудительного отчуждения частновладельческих земель, конечно, за плату, правительство решило заранее Думу такую разогнать» [5, c. 1036].
Таким образом, в «Воспоминаниях» С. Ю. Витте наглядно демонстрирует упущенный шанс обратить российскую монархию в «цивилизованные формы», путём развития института парламентаризма, что в конечном итоге привело к печальным последствиям (о которых С. Ю. Витте также писал), в качестве инструмента действия власть использовала уже веками опробованные механизмы «закручивания гаек» — ужесточения законодательства.
Политические партии в Российской империи стали легальным и полноправным элементом политической жизни только после 17 октября 1905 года.
Политолог З. М. Зотова выделяет особенность российских политических партий, которая проявлялась в оппозиционности партий по отношению к правящему режиму. Исключая лишь проправительственные партии, которые возникли позже, чем остальные партии, подавляющее большинство российских политических партий начала XX века были противниками самодержавия. Демократические традиции в Российской империи отсутствовали, а сформированная система правовых институтов укрепляла монархический режим, и тем самым усугубляла политический кризис в стране. Декларирование гражданских и политических прав и свобод личности не нашло отражения в реальных действиях власти, несмотря на активную пропагандистскую работу либеральных и социалистических партий [6, c. 6].
«Воспоминания» С. Ю. Витте служат ценнейшим источником для репрезентации образа политических партий Российской империи начала ХХ века. В восприятии С. Ю. Витте правые политические партии — черносотенцы (с которыми у С. Ю. Витте наблюдалась стойкая взаимная неприязнь) не меньшее зло для Российской империи, чем левые политические партии– социалисты. Провозглашение черносотенцев как образцов патриотизма и национальную гордость государем, С. Ю. Витте связывает с близкими отношениями между Великим князем Николаем Николаевичем и лидером черносотенцев Дубровиным.
С. Ю. Витте писал о черносотенцах следующее: «они, ни по приемам своим, ни по лозунгам (цель оправдывает средства), не отличаются от крайних революционеров слева, они отличаются от них только тем, что революционеры слева — люди, сбившиеся с пути, но принципиально большею частью люди честные, истинные герои, за ложные идеи жертвующие всем и своею жизнью, а черносотенцы преследуют в громадном большинстве случаев цели эгоистические, самые низкие, цели желудочные и карманные. Это типы лабазников и убийц из-за угла. Они готовы совершать убийства также как и революционеры левые, но последние большею частью сами идут на этот своего рода спорт, а черносотенцы нанимают убийц; их армия — это хулиганы самого низкого разряда» [5, c. 803].
К черносотенцам С. Ю. Витте питал лютую ненависть, которая была взаимной. Нельзя оставить без внимания колоритную цитату из «Воспоминаний» С. Ю. Витте «так называемые «черносотенцы» (г–да Пуришкевичи, Грингмуты, Юзефовичи и прочая политическая с....ь)»; «мошенник Дубровин», «подлый шут Пуришкевич» [5, c. 549].
К либеральным партиям Российской империи С. Ю. Витте также пиетета не испытывает, например, партию кадетов он неоднократно называет «так называемыми кадетами», тем самым, указывая на то, что идеи конституции и демократии им чужды. С. Ю. Витте указывает на то, что после 17 октября кадеты пошли на него войной, желая вырвать власть из рук государя [5, c. 212]. Именно на кадетов С. Ю. Витте возлагает вину за то, что после 17 октября Россия получила вместо нормально действующей конституции лишь только революцию, поскольку вместо конституционной монархии кадеты хотели республику с наследственным президентом [5, c. 212].
Крайне негативно С. Ю. Витте оценивал и представителей партии кадетов, называя Милюкова и Гессена «свихнувшимися буржуазными революционерами» [5, c. 523].
Таким образом, в мемуарах С. Ю. Витте предстаёт определённый образ политических партий Российской империи начала ХХ века. Если правые партии, согласно официальной идеологии провозглашались главными патриотами, то в «Воспоминаниях» графа черносотенцы стоят в одном ряду с эсерами–террористами, а либеральные партии мечтают вырвать власть из рук государя. Это обстоятельство указывает на отсутствие в России демократических традиций, а в совокупности с упущенным шансом трансформации монархии в «цивилизованные формы» путём развития института парламентаризма также говорит об углубляющемся политическом кризисе.
Литература:
- Карабущенко П. Л. Имперские элиты России в воспоминаниях графа С. Ю. Витте// Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. № 87. Ч.2. С. 16
- Ильин С. В. Витте. М., 2012. С. 511
- Кирьянов И. К., Лукьянов М. Н. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты, 1906–1917. Пермь, 1995. 168 с.
- Соловьев, К. А. Хозяин земли русской? Самодержавие и бюрократия в эпоху модерна. М., 2017. 296 с.
- Витте С. Ю. Воспоминания. Полное издание в одном томе. М., 2017. 1247 с.
- Зотова З. М. 100 лет российской многопартийности. М., 2006. 240 с.