Усовершенствование и конкретизация функций управления социально-экономическим развитием региона как элемент совершенствования регионального антикризисного менеджмента социально-экономического развития региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Герасимчук, З. В. Усовершенствование и конкретизация функций управления социально-экономическим развитием региона как элемент совершенствования регионального антикризисного менеджмента социально-экономического развития региона / З. В. Герасимчук, И. А. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6625/ (дата обращения: 16.11.2024).

Сбалансированное социально-экономическое развитие регионов государства, реализация антикризисных программ развития невозможны без координации и согласования действий как государственных, так и региональных органов власти, урегулированности процессов, происходящих в рамках региональной системы. Реализация данных мероприятий требует усовершенствования регионального антикризисного менеджмента социально-экономического развития, что позволило бы на практике эффективно реализовать антикризисные программы путем оптимального распределения функций между центральными и региональными органами управления, организации делегирование функций на низшие звенья управления, создание и функционирование системы управления, способной обеспечить одновременную высокую эффективность работы внутри региона, его самодостаточность, и, с другой стороны, согласованную управляемость и развитие региона в сотрудничестве с другими регионами [3, с. 63].

Необходимо заметить, что процесс совершенствования регионального антикризисного менеджмента социально-экономического развития является длительным и сложным, соответственно требует реализации различных задач, мероприятий и функций регионального управления (рис. 1.1).

На первом этапе следует определить принципы распределения полномочий между уровнями управления социально-экономическим развитием. При распределении полномочий следует исходить из приоритетных целей и направлений социально-экономического развития региона, где функции региональных и государственных органов власти должны им соответствовать. Время, следует решить задачи перехода от централизованного управления регионом в управление региональным социально-экономическим развитием на основе программно-целевого подхода.

Решение этих вопросов возможно при условии соблюдения принципов распределения полномочий между центральными и региональными органами управления социально-экономическим развитием:

  • Обеспечение достижения целей антикризисного менеджмента, который выявляет соответствие мероприятий, включаемых в антикризисный портфеля управления социально-экономическим развитием региона, определенным целям антикризисного менеджмента;

  • Трансформация структуры управления социально-экономическим развитием региона в результате улучшения управленческой деятельности региональных органов власти, снижения риска возникновения кризисных ситуаций, что обеспечит ее гибкость как предпосылки эффективного антикризисного регионального менеджмента;

Рис. 1. Процесс усовершенствования регионального антикризисного менеджмента социально-экономического развития региона


  • Ориентация на предупреждение возникновения проблемы и существующих проблем, требующих решения, т. е. выбор антикризисных мер и программ должна базироваться на имеющихся проблемах социально-экономического развития и предусматривать возможность их возникновения и своевременное устранение;

  • Безопасность развития социально-экономической системы региона, как критерия предупреждения возникновения кризиса. Соблюдение пороговых значений показателей социально-экономической безопасности региона является индикатором недопущения кризисных явлений в экономику региона через обеспечение способности региона к стабильному развитию его экономики, устойчивости к противостоянию дестабилизирующие действия факторов. Через гармоничное сочетание возможности роста и стабилизации экономики регионов, способности преодоления угроз можно будет предупредить и избежать социально-экономического кризиса;

  • Обеспечение соответствия антикризисной программы ресурсам региональной системы. Реализация этого принципа определяет ограниченность отбора антикризисных мер параметрам имеющегося потенциала региона, характеризовать эффективность социально-экономического развития региона через использование преимуществ территорий;

  • Многовариантность, соблюдение которого требует выдвижения и оценки не одного решения, а достаточно большого количества альтернатив. Потребность в разработке многовариантных предложений обусловливается необходимостью выбора оптимального перечня мероприятий, которые обеспечиваются оценке каждого предложенного варианта (антикризисной идеи) с последующим сравнением последствий и результата; глубиной кризиса, что обусловливает целесообразность предварительной разработки альтернативных вариантов действий на случай ожидаемых и неожиданных изменений; возможностью нереализации запланированных антикризисных мер, их недостаточной результативностью, что обуславливает потребность в их дополнения или обновлении с учетом потребностей региона и уровня его социально-экономического развития [2, с.533].

  • Максимизации результативности антикризисных мер, где преимущество должно предоставляться той антикризисной идеи, реализация которой позволит получить максимальный результат (переход в состояние оживление, подъем или пика) при минимальных затратах ресурсов, т. е. обеспечивается эффективность регионального антикризисного менеджмента.

На втором этапе осуществляется построение функциональной системы антикризисного регионального менеджмента социально-экономического развития. Данная система предусматривает усовершенствование и конкретизацию функций управления социально-экономическим развитием региона как со стороны государственных, так и региональных органов власти. Что касается функций управления социально-экономическим развитием региона, то на государственном уровне они рассредоточены по разным министерствам и ведомствам. Время, отсутствует координирующий орган управления антикризисными процессами как в государстве в целом, так и регионе в частности. На государственном уровне функции управления социально-экономическим развитием региона сосредоточены в Министерстве экономического развития и торговли Украины, Министерстве социальной политики Украины, Министерство инфраструктуры Украины, Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Государственном агентстве Украины по инвестициям и развитию, национальной безопасности и обороны Украины. Реализация функций этих министерств и ведомств, в основном направлена на социально-экономическое развитие регионов государства, оставляя без внимания вопросы разработки антикризисных программ развития, предупреждении возникновения кризисных явлений и предотвращении появления деструктивных явлений в экономике региона, процессам вывода его из кризиса.

В связи с этим, возникает актуальная проблема консолидации усилий органов государственного управления по антикризисного управления социально-экономическим развитием регионов страны. В качестве координирующего органа урегулирования процессов по разработке антикризисных программ развития предлагается выбрать Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Основные функциональные задачи Министерства изложены в Положении «О Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины». Однако, анализируя Положения, следует заметить, что возложенные на него задачи не отражают в полной мере особенности и процесс антикризисного менеджмента. Поэтому, считаем, что задачиа Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины следует дополнить следующими:

  • Разработка методических положений оценки уровня кризисности социально-экономического развития регионов страны;

  • Мониторинг социально-экономического развития регионов страны на предмет выявления признаков кризиса;

  • Прогнозирование уровня кризисности социально-экономического развития регионов страны для его предупреждения;

  • Разработка антикризисных программ развития социально-экономического развития регионов страны;

  • Разработка государственной региональной политики антикризисного социально-экономического развития регионов страны;

  • Оценка эффективности реализации внедрения государственной региональной политики антикризисного социально-экономического развития регионов страны;

  • Подготовка нормативных документов по устранению кризисных явлений социально-экономического развития регионов страны;

  • Контроль соблюдения нормативно-правового поля по устранению кризисных явлений социально-экономического развития регионов страны.

Конкретизируя функции высших органов управления, следует заметить, что органы государственного управления должны охватывать все аспекты социально-экономического развития регионов государства в комплексе, их задачи менее структурированные и детализированные по сравнению с задачами региональных органов управления, а период принятия решений в соответствии с возложенных функций, учитывая их специфику более длительным [3, с.155].

Следующим направлением является конкретизация функций регионального антикризисного менеджмента социально-экономического развития. Функции управления социально-экономическим развитием на региональном уровне сосредоточены в областных администрациях, в частности в таких управлениях как экономики, финансов, промышленности и развития инфраструктуры, управления образования и науки, здравоохранения, культуры и туризма. Однако, функции этих управлений требуют совершенствования в направлении реализации антикризисных мер социально-экономического развития региона на этапе предупреждения кризиса и этапе вывода региона из кризисного состояния (табл.1).

Таблица 1

Функции региональных органов управления антикризисным социально-экономическим развитием

Направления реализации функций антикризисного менеджмента

Функции антикризисного менеджмента социально-экономического развития региона

Планирование

Организация

Мотивация

Контроль

Предупреждение кризиса

Планирование и прогнозирование социально-экономического развития региона, планирование бюджета регионального развития разработка региональной политики предупреждения кризиса, установление причинно-следственных связей и прогнозирование возможных направлений кризиса

Налаживание внешне- и межрегиональных связей антикризисного управления между элементами региональной социально-экономической системы, усовершенствование процессов, удосконалення процесу делегирования и повышения тветственности субъектов за состояние социально-экономического развития региона

Формирование системы потребностей в соответствии с приоритетами региона, применение системы стимулов субъектам хозяйствования за высокие показатели социально-экономического развития

Своевременное реагирование на выявленные отклонения, немедленное устранение действия деструктивных факторов влияния, анализ внешней и внутренней среды с целью раннего вы явления признаков кризисной ситуации

Выведение из кризиса

Разработка антикризисной стратегии

Формирование организационной структуры управления антикризисным социально-экономическим развитием региона, формированию подсистемы идентификации региональных проблем

Стимулирования субъектов хозяйствования к активизации развития бизнеса, улучшения социально-экономических показателей регионального развития

Усиление ответственности органов местного самоуправления за расходованием финансовых ресурсов региона; выявленными отклонениями от намеченных целей; глубокий анализ кризисных ситуаций, контроль процессов борьбы с кризисом


Таким образом, региональные органы власти, принимающих решения в ситуации должны уметь решать как стандартные, так и креативные проблемы, формировать «портфель» антикризисных мер, определять масштабность проблем с позиции кризисной ситуации, разрабатывать и принимать соответствующие антикризисные программы по устранению проявлений кризиса в социально-экономическом развитии региона и недопущения ее в будущем. Необходимо отметить, что региональные органы власти должны постоянно мониторить ситуацию относительно социально-экономического развития региона на предмет появления признаков кризиса.


Литература:

  1. Кривовязюк И. В. предприятие в условиях рынка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Киев: «Кондор», 2009. — 840с.,

  2. Курмаев П. Ю. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием региона / / Формирование рыночных отношений в Украине, № 4 (83), 2008.,

  3. Кушнирецька О. В., Демидюк О. М. теоретические подходы к определению сущности организационно-экономического механизма управления социально-экономическим развитием региона / / Региональная экономика, 2010, № 3. — С.63–70

Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономическое развитие региона, социально-экономическое развитие, региональное развитие, антикризисный менеджмент, региональный антикризисный менеджмент, региональный орган власти, жилищно-коммунальное хозяйство Украины, региональный орган управления, антикризисная программа развития, Министерство.


Похожие статьи

Обоснование критерия оценки эффективности антикризисного менеджмента социально-экономического развития региона

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Формирование эффективной системы управления экономической безопасностью инжинирингового предприятия путем разработки системы мониторинга результатов экономической деятельности предприятия

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Формирование и реализация стратегии развития организации в современных условиях функционирования на отраслевом рынке

Основные направления модернизации образовательно-научного кластера в целях инновационной трансформации экономики

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Социально-педагогический потенциал внутриорганизационного обучения субъектов государственно-общественного управления в укреплении деловой репутации образовательной организации

Похожие статьи

Обоснование критерия оценки эффективности антикризисного менеджмента социально-экономического развития региона

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Формирование эффективной системы управления экономической безопасностью инжинирингового предприятия путем разработки системы мониторинга результатов экономической деятельности предприятия

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Формирование и реализация стратегии развития организации в современных условиях функционирования на отраслевом рынке

Основные направления модернизации образовательно-научного кластера в целях инновационной трансформации экономики

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Социально-педагогический потенциал внутриорганизационного обучения субъектов государственно-общественного управления в укреплении деловой репутации образовательной организации

Задать вопрос