В статье рассматриваются вопросы безопасности осуществления закупочных процедур в современных условиях, выделяются потенциальные угрозы осуществления закупок применительно к проведению закупок в машиностроении.
Ключевые слова: закупки, экономическая безопасность, риски, контракт
Отечественная система закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по сути представляет собой самостоятельную отрасль, экономическую безопасность функционирования которой можно рассматривать как составную часть общей системы обеспечения экономической безопасности страны.
Специфика машиностроения в области ресурсообеспечения и гражданском, и военном секторах экономики связана с регламентированным закреплением в конструкторской документации технических решений, касающихся материалов и составляющих, а также тесной связью поставщиков данных компонентов с производителями.
Вследствие этого в машиностроении возникает ряд ограничения в сфере управления себестоимостью продукции по сравнению с другими отраслями экономики, в которых существенная доля объектов закупки обладает рынком готовых решений. Удельный вес покупной продукции (материалов и компонентов), которая закупается на действительно конкурентном рынке, в готовом изделии может составлять около 10–20 % [1]. Оставшаяся часть, параметры и технические решения которой отражены в конструкторской документации, приходится на ограниченный круг предприятий-партнеров. Прямым следствием такой ситуации зачастую является нерыночная цена поставок «безальтернативной» продукции, а в некоторых случаях и ценовой диктат поставщиков.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», система закупок должна отвечать требованиям прозрачности и открытости, защищая права участников закупочных процедур и минимизируя коррупционные риски [2].
Рассмотрим далее потенциальные угрозы осуществления закупок, соотнеся их с соответствующими этапами закупочного процесса:
1. Этап составления плана-графика закупок и подготовки закупочной документации. К основным рискам данного этапа относятся:
— включение в закупочную документацию непредусмотренных законодательством требований к участникам;
— отсутствие в документации и/или в проектах контактов необходимых сведений либо неполные сведения об объектах и условиях закупок
— несоответствие (неполное соответствие) технического задания финансовым ресурсам заказчика;
— «подгонка» технического задания под конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя);
— установление критериев отбора поставщиков и/или условий контракта, неприемлемых для большей части участников данного закупки;
— «размытость» и противоречивость условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя), условий исполнения контракта, условий приемки закупаемых товаров, работ, услуг.
2. Определение победителя торгов. К основным рискам данного этапа относятся:
— отсутствие в документации о закупке критериев оценки заявок участников, установление необъективных или недостаточно четких критериев оценки заявок, что не позволяет корректно определить победителя торгов;
— применение недопустимых критериев выбора победителя закупки либо применение неустановленных в документации о закупке критериев определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— дискриминация в отношении участников торгов на этапе оценки и сопоставления заявок: субъективная оценка предложений участников или наличие возможности манипуляций при оценке заявок участников;
— результаты торгов (определения победителей) не размещены в ЕИС.
3. Этап заключения государственного или муниципального контракта. Потенциальные риски данного этапа включают:
— необоснованные изменения условий контракта;
— запрос о предоставлении участником неуказанных (недопустимых) сведений при заключении контракта;
— затягивание (ускорение) сроков заключения контракта;
— необоснованный отказ от заключения контракта;
— создание искусственных препятствий (затягивание) обжалования результатов торгов.
4. Этап исполнения контракта. К основным рискам данного этапа относятся:
— необоснованно жёсткое администрирование исполнения контракта поставщиком;
— затягивание заказчиком сроков представления данных, необходимых для исполнения контракта;
— включение в контракт дополнительных не заявленных ранее условий;
— дополнительные соглашения об изменении цен контрактов, пересмотре объемов закупаемых товаров, работ, услуг вместо проведения новых закупок;
— подписание актов приемки товаров, выполнения работ, оказания услуг до их фактического приема;
— необоснованное затягивание (либо ускорение) процесса приемки и оплаты государственного или муниципального контракта;
— отсутствие или недостаточность контроля за исполнением гарантийных обязательств (при наличии);
— изменение в сторону увеличения цены государственного или муниципального контракта в процессе его заключения и (или) исполнения;
— оплата вызывающих сомнение счетов (или оплата без счета);
— ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в части качества поставляемых товаров (работ, услуг), просрочка обязательств по контракту и др.
Среди потерь, наносящих ущерб государству и обществу коррупционными действиями в ходе осуществления государственных и муниципальных закупок, выделим следующие:
- Финансовые потери, возникающие вследствие заключения контрактов на невыгодных для государства и общества финансовых условиях. Прежде всего, это касается, завышения цен контрактов при обосновании заказчиками НМЦК по сравнению ценами, сложившимися в данный момент времени на рынке.
- Количественные потери, возникающие вследствие завышения либо занижения количества поставляемых товаров или услуг по сравнению с необходимым объемом.
- Качественные потери, возникающие вследствие заключения контрактов с нарушениями необходимых технических требований условий.
Не способствуют оздоровлению ситуации и частые изменения законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок. Таким образом практика закупок как для нужд машиностроения, так и для других отраслей экономики сегодня в значительной мере подвержена рискам. Перечисленные выше факторы представляют собой вызовы действующей системе экономической безопасности, поскольку непосредственно воздействуют на экономическую эффективность закупок. В связи с этим необходима актуализация инструментария по своевременному выявлению, систематизации и качественной оценки угроз экономической безопасности для принятия соответствующих управленческих решений в сфере контрактной системы закупок.
Литература:
- Белякова Е. В., Рыжая А. А. Управление закупками машиностроительного предприятия [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-zakupkami-mashinostroitelnogo-predpriyatiya/viewer (дата обращения 05.03.2024)
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»