В данной работе рассматривается высший свет эпохи Реставрации и Июльской монархии через призму произведений известного французского писателя Оноре де Бальзака. В ней освещены вопросы определения «высшего света», его характерные черты, правила поведения в высшем обществе, а также отношения самого Оноре де Бальзака к элите того времени с учётом рассмотрения высшего общества современного ему периода и периода до Великой Французской революции.
Ключевые слова: светское общество, Реставрация, Июльская монархия, Оноре де Бальзак.
This study examines the high society of the Restoration era and the July monarchy through the prism of the works of the famous French writer Honore de Balzac. It highlights the issues of the definition of «high society», its characteristic features, rules of conduct in high society, as well as the attitude of Honore de Balzac himself to the elite of that time, taking into account the consideration of high society of the modern period and the period before the French Revolution.
Keywords: secular society, Restoration, July monarchy, Honore de Balzac.
Период Реставрации и Июльской монархии не так давно стал объектом исследований. Между тем, это исключительный период XIX века, века революций, поскольку в течение практически 30 лет царило спокойствие. Изучение же светского общества этого периода и вовсе достаточно новое направление, среди крупных работ можно назвать монографии В. А. Мильчиной «Париж 1814–1848 годах. Повседневная жизнь» и А. Мартен-Фужье «Элегантная жизнь или как возник Париж». Также существует некоторые произведения, посвящённые Оноре де Бальзаку как биографу светского общества — работа А. В. Карельского «Метаморфозы Морфея» и М. А. Лифшица «Художественный метод Бальзака».
Политические изменения после Великой Французской Революции не замедлили сказаться на обществе, особенно ярко они проявись «на теле» светского общества. Эти перемены удалось уловить французскому писателю Оноре де Бальзаку. Его творчество, вместившее более сотни романов, стало зеркалом целой эпохи. Известное изречение «из грязи князи» напрямую относится к семье Бальзака. Во время Великой Французской революции его отцу Бернару-Франсуа Бальса удалось разбогатеть. Он решает поменять свою плебейскую фамилию на Бальзак. В своё время сын переплюнет своего родителя, добавив в свою фамилию частичку «de», знаменующую дворянское происхождение, поэтому судьба Оноре де Бальзака тесно связано с судьбой его героев и путём пробивания в «высший свет», частью которого он изначально не являлся.
Своей целью, как он сам пишет во введении к «Человеческой комедии», было отображение социального бытия. Его произведения отобразили социальные тенденции новой буржуазной эпохи. Бальзака отличает от всех романтиков то, что новая буржуазная форма воспринималась им как данность, в то время как остальные мечтали о возвращении к старому укладу. Все его герои имеют в своей биографии события, связанные с их деятельностью во время Французской революции 1789 г. Он, подобно историку, рассматривает события не как внезапно возникшую данность, а как результат некого развития [2, с. 122], потому его произведения ценны в контексте изучения изменения «светского общества» в социальном и культурном плане. Основной проблемой данной работы является изучение жизни светского общества в его эволюции. В качестве источников привлечены произведения «Шагреневая кожа», «Гобсек», «Отец Горио» в переводе Б. А. Грифцова.
У Оноре де Бальзака была своя классификация людей: те, кто трудятся, те, кто маслят, те, кто ничего не делают. Именно эти последние и были тем самым элегантным обществом [6, с. 52]. Ранее положение в высшем свете определялось близостью ко двору, благородным происхождением и титулом, этикет был чрезвычайно строг, Париж был законодателем мод, поэтому отставание от неё высмеивалось и порицалось. Но после революции аристократическое круги утрачивают многие привилегии, буржуазия стремится занять лидирующие позиции, а вход в дворянский круг внезапно открывается. Наполеон раздаёт незнатным титулы, которые позже так и не осмелились отнять Бурбоны [4, с. 200.]. Так в аристократии внезапно оказываются мелкие дворяне, представители буржуазии и разночинцы [3, с. 79]. Бальзак указывает на то, что светское общество изменилось, хотя в его словах видна некоторая горечь, ведь изменения произошли в худшую сторону. Исчез тот шарм, которым славилась аристократия, теперь «балом правят» те, у кого есть большие суммы. В конце жизни Отец Горио рассказывает о том, что пока у него были деньги, перед ним пресмыкались истинные графы, но только он обеднел, от него все отвернулись [6, с. 276]. В свою очередь огромное богатство, несмотря на неприятную наружность, почитается. Так Гобсек говорит о своей власти: «Я настолько богат, что могу подкупить совесть министров, даже их любовниц, разве это не считается настоящей властью? Вся сила в золоте» [5, с. 56.]. Следовательно, силу играют деньги и роскошь.
Тем не менее такой порядок не мог водворится одномоментно. На примере действительно имеющих знатное происхождение представителей всё ещё можно увидеть значимость титула. Титул маркиза помогает Растиньяку отчасти рассчитывать на место в высшем обществе, несмотря на его бедность [6, с. 56.]. В свою очередь намёк Феодоре о её не самом знатном происхождении со стороны Рафаэля весьма задевает даму, при том, что она имеет огромные богатства [8, с. 154]. Следовательно, светское общество Реставрации и Июльской монархии — это представители «элегантной жизни», «тройная аристократия денег, власти и таланта» [7, (дата обращения: 27.08.2022)]. Но чтобы быть частью элегантной жизни Парижа, мало стать или родиться богатым, надо обладать чувством элегантности [4, с. 28.].
Бальзак не ставит задачу полностью расписать жизнь светского человека, однако он умело подчёркивает важные для раскрытия их образов детали. Так, большое внимание он уделяет жестам. В целом, язык жестов был понятен только светским людям («слова, кивок, взгляд…») [6, с. 144.], что и определяло принадлежность к ним. И эта мелочность в жестах своего рода отображение такой же мелочности души, люди с тонкой душой, «благородными, большими чувствами не могут долго оставаться в этом мире» [6, с. 243]. Ещё один яркий момент — это игорные заведения, им уделяется большое внимание, поскольку они отлично отражают и новые финансовые отношения и разницу «новой» и «старой» аристократии. Чаще всего последняя не способна заработать себе никаким другим образом, кроме как удачной женитьбой или выигрышем в карты. В целом, элегантная жизнь вынуждает тратить много денег для того, чтобы удержаться там. Необходимо наносить визиты и закупать предметы роскоши.
Занятно, что Оноре де Бальзак в противовес светскому обществу намеренно рисует жизнь бедняков. Они пытаются пародировать высший свет, как, например, госпожа Воке, пытающаяся сделать из своего довольно жалкого пансиона приёмную для высокопоставленных гостей, титулы настолько затмевают ей глаза, что её предпринимательская жилка на время исчезает в раболепстве перед графиней. В подобранных эпитетах скользит неприятие. Два мира описаны на основе антитезы, где одновременно есть «жирное потрёпанное лицо» госпожи Воке и «одетая как божество» девица, столовая, «выкрашенная непонятно в какой цвет, где краска не различима и служит грунтом для грязи» [6, с. 11] и великолепная гостиная де Босеан. Таким образом, Бальзак ужасается нищете и порицает её так же, как развращённость высшего общества.
Однако писатель, показывая ужасы бедности, не обеляет таким образом высший свет. Бальзак настойчиво обличает его меркантильность, но он же даёт объяснения этому. Всё дело в изменившихся порядках, прихода к власти буржуазии, которая и навязала эту жажду наживы, привнеся свои порядки. Бальзак отчасти симпатизирует дворянству, возможно, в молодом Растиньяке ещё в книге «Отца Горио» он видит себя, хотя в «Шагреневой коже» он уже показывает, что на нём появился определённый налёт «парижской цивилизации» [6, с. 54]. Писатель показывает, что роль земельной аристократии уже сыграна, и она уже не играет решающей роли в жизни современной ему Франции [7, (дата обращения: 18.05.2022)]. Однако образы старой аристократии, созданные Бальзаком, написаны с неким трепетом. Скорее всего, симпатии Бальзака к дворянству явились следствием его глубокой ненависти к «финансовой буржуазии»; их ненасытное корыстолюбие и моральная развращенность и явились главными объектами его обличений [1, (дата обращения: 30.08.2022)].
Таким образом, можно сказать, что Бальзак пытался показать эволюцию светского общества, он разделяет «старую» и «новую аристократию», при этом, последняя не вызывает у него симпатии, но и первая представляется прогнившей в результате изменения в политическом отношении, а также в социально-экономическом. Он ловко подмечает атрибуцию высшего света: слова, жесты, роскошный образ жизни. Однако и показывает, что старая аристократия хоть и пускает новую в свой круг, поскольку нуждается в их деньгах, но огораживается за счёт этикета, тонкости которого «новому» человеку не всегда подвластны.
Литература:
- Елизарова М. Е. История зарубежной литературы XIX века. [Электронный ресурс] // URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/elizarova-izl/onore-balzak.htm
- Карельский А. В. Метаморфозы Орфея: Беседы из истории зап. лит. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998.
- Мартен-Фюже А. Элегантная жизнь или как возник «весь Париж». — М.: Издательство им. Сабалинниковых, 1998.
- Мильчина В. А. Париж 1814–1848 годах. Повседневная жизнь. — М.: Новое литературное обозрение. 2017.
- Оноре де Бальзак. Гобсек. — М.: Художественная литература, 1952.
- Оноре де Бальзак. Отец Горио. — М.: Худож лит. 1965.
- Оноре де Бальзак. Патология общественной жизни. [Электронный ресурс] // URL: https://www.litmir.me/br/?b=429320
- Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа. — Ижевск: Удмуртия, 1979.