Право, политика и мораль: сущностные особенности и антиномия категорий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 19.02.2024

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Леонова, Е. В. Право, политика и мораль: сущностные особенности и антиномия категорий / Е. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111306/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье автор исследует взаимосвязь таких категорий, как право, власть и мораль, их интеракцию и ключевые особенности.

Ключевые слова: власть, право, государство, мораль, ценности.

Проблема соотношения права и морали обсуждается учеными-юристами, философами, психологами уже на протяжении многих веков. И право, и мораль выполняют роль социальных регуляторов, способствующих контролю поведения граждан. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть данных понятий, между ними существует ряд различий, лежащих в основе данных понятий. Стоит отметить, что проблема взаимосвязи права и морали помимо теоретической значимости имеет также актуальность и в практической сфере деятельности юристов, поскольку имеют место случаи, когда право и мораль расходятся в своих позициях, и то, что с правовой точки зрения является правильным не находит понимания в моральном и нравственном смысле и наоборот. При этом разные ученые имеют различные точки зрения на контекст взаимодействия данных понятий, при этом сходятся во мнении, что данные понятия являются одними из ключевых в развитии теории права и государства.

Подчеркнем, что право — это свод законодательно закрепленных общеобязательных правил и норм. Таким образом, право выступает мощным социальным регулятором, определяющим действия и поведения конкретных индивидов. Стоит отметить, что право является инструментом государства и правящей элиты по осуществлению контроля за обществом и регулирования общественных отношений. Право дает возможность развития стабильности в обществе, поскольку граждане знают о том, какое поведение является легальным, а какое нет, и, следовательно, будут бояться совершать те или иные правонарушения, поскольку за ними может последовать наказание. Однако во всем есть мера, и право, основывающееся на воле тирана в рамках осуществления тоталитарного политического режима способно спровоцировать недовольства общества, и как следствие, свержение действующей власти. Таким образом, право выступает социальным регулятором общества с одной стороны, и является инструментом властных структур- с другой стороны, при этом общая масса населения понимает и волей или неволей вписывается в те общественные нормы и правила, которые установлены и действуют в том или ином государстве, понимая, что за несоблюдением этих правил последует наказание.

То есть право всегда выражает определенные интересы правящих верхов, оно позволяет осуществлять контроль над обществом, являясь при этом инструментом регуляции общественных отношений.

При этом мораль можно интерпретировать как совокупность религиозных и нравственных убеждений конкретного человека, влияющих на его поступки и действия в окружающем мире. Стоит отметить, что моральная система человека формируется и закрепляется благодаря определенным социокультурным традициям, воспитанию и восприятию окружающей реальности. Мораль, как и право, всегда имела и имеет социальный характер. Это означает, что с помощью ее норм регулируются такие отношения и связи, которые возникают между людьми, а также между человеком и обществом» [2, c.456]. Мораль влияет на выбор человека между тем или иным поведением исходя из определенных ценностей и убеждений. Таким образом, справедливо отметить, что мораль позволяет трактовать и регулировать различные общественные отношения. Поскольку мораль воплощает в себе восприятие индивида о добре и зле, справедливости, ценностях, она позволяет контролировать собственные поступки, ориентируясь на так называемый «моральный ценз», то есть человек действует исходя из своих убеждений, и если одно действие он совершает безоговорочно, то совершение другого ему могут не позволять его морально-нравственные убеждения и установки.

Сравнивая между собой понятия о праве, власти и морали мы приходим к выводу о том, что у ученых нет единого взгляда на характер взаимодействия между этими понятиями. При этом целесообразно обратить внимание на то, что синтез права и власти представляет собой юридический континуум свободы. Именно целостность их взаимодействия образует системообразующий фактор юридической сферы. Например, в юридической практике юридический континуум свободы проявляется в процессе правотворчества и реализации права, каждый из описанных процессов предполагает присутствие как права, так и власти.

При этом, поднимая на обсуждение тему о взаимодействии таких понятий как мораль и власть, необходимо отметить труды Макиавелли, который в своем трактате «Государь» описывает свое видение отношений между данными категориями [3]. При этом, то или иное обоснование роли данных категорий, а также характера взаимодействия и влияния на государственное устройство зависит от множества факторов, лежащих в плоскости социо-политических, правовых, экономических и философских концепций.

Безусловно, понятие о власти часто ассоциируется с принуждением и ограничением свободы человека, при этом мораль критикует действия власти, отклоняет ряд существующих правовых ограничений, рассматривает волю и свободу выбора человека как высшую ценность. При этом именно с помощью правовых норм происходит контроль и регуляция поведения общества. Однако, право без ориентации на моральные нормы обречено на гибель. Таким образом, все вышеперечисленные категории представляют собой обязательный симбиоз в любом государстве, при этом роль каждой из них определяется множеством факторов. Следовательно, без рассмотрения и анализа взаимоотношений между такими категориями как право, мораль и власть невозможно понимать сущность устройства государства, правовых институтов, а также роль общества в государственной системе.

Говоря об особенностях взаимодействия права и морали, необходимо отметить, что право и мораль тесно взаимосвязаны. Справедливо сказать, что они взаимно дополняют друг друга, обеспечивая при этом регулирование общественных отношений. Такие крупные регулятивные системы как право и мораль в процессе выполнения регулятивной функции взаимно дополняют и взаимно влияют друг на друга. «Законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества» [1, с.165].

Общность права и морали заключается в первую очередь в том, что и право и мораль выступают регуляторами всевозможных общественных отношений, и, следовательно, имеют одинаковое предназначение, т. к. возникли в целях упорядочения и совершенствования общественных отношений, а также имеют одинаковую культурную и социально-экономическую основу, выступая средством обеспечения баланса интересов индивида, граждан и общества в целом.

Таким образом, справедливо отметить, что с одной стороны, право способствует развитию и укоренению моральных и нравственных принципов в обществе, а с другой стороны мораль делает право более гуманным, ставя права человека во главу угла. Большинство ученых-правоведов, занимающихся проблемой взаимоотношений права и морали, утверждают, что все то, что подлежит правовому регулированию, подлежит и моральной оценки.

Говоря о проблеме взаимодействия права и морали, стоит упомянуть работу Гегеля «Философия права», в которой ученый трактует вопросы права исключительно во взаимосвязи с вопросами морали и нравственности. Гегель отмечает, что лишь понимание о справедливости или несправедливости того или иного поступка позволяет установить его моральную ценность.

Таким образом, право и мораль — это два инструмента-регулятора общественных отношений, которые дополняя друг друга, создают цивилизованную и благоприятную среду для взаимодействия общества и государства в целом, а также на уровне отдельных индивидов. Ни право без морали ни мораль без права не смогут эффективно осуществлять контроль над общественными отношениями, они являются звеньями одной цепи и лишь их взаимодействие и пересечение позволяет создать полноценные условия существования социальных регуляторов в обществе. Справедливо отметить, что внутренних мотивов недостаточно для контроля за поведением общества и его отдельных индивидов, именно поэтому право с его точным пониманием, что можно, а что нельзя позволяет регулировать общественную среду, вместе с тем создавая и развивая морально-нравственную среду в обществе, в свою очередь также оказывающей влияние на право, делая его морально обоснованным, тем самым справедливым в практическом применении в обществе.

Несмотря на имеющиеся схожие черты права и морали, в первую очередь одинаковое предназначение по контролю общественных отношений, данные регуляторы также имеют различные, специфические черты.

К общим чертам права и морали справедливо отнести следующие:

— и право, и мораль представляют собой социальные нормы, в совокупности образуя целостную систему нормативного регулирования;

— перед правом и моралью стоит общая цель — гармонизация общественных отношений, их упорядочивание и контроль;

— право и мораль имеют одинаковый предмет регулирования — общественные отношения;

— право и мораль в равной степени определяют границы дозволенного, контролируют поведение индивидов в обществе;

— рассматривая данные понятия в философском плане, справедливо отметить, что оба они являются надстроечными категориями, которые обусловлены политическими, экономическими, а также культурными факторами;

— право и мораль являются фундаментальными ценностями, отражающими общественный прогресс.

Говоря о различии права и морали, стоит перечислить следующие:

— право и мораль имеют разный способ установления и формирования: правовые нормы создаются государством, в то время как мораль возникает и развивается на протяжении всей жизни людей в процессе их практической деятельности. В отличие от права она носит неофициальный характер;

— методы обеспечения морали и права различны: созданное государством право находится у него под защитой, то есть за правом стоит аппарат принуждения. Мораль в свою очередь опирается на силу общественного мнения, то есть само общество имеет тот или иной характер реагирования на лиц, не соблюдающих нормы морали;

— мораль и право имеют различную форму выражения: правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), в то время как нормы морали не имеют подобных четких форм выражения, а возникают и существуют в сознании людей в процессе общественного развития;

— право и мораль по-разному воздействуют на поведение людей: если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного — неправомерного, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т. п. То есть право и мораль имеют различные оценочные критерии;

— право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т. е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом — он носит процессуальный характер. За нарушение нравственности наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и пр.). Это — ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей и окружающими людьми;

— право и мораль имеют разные сферы действия, то есть мораль шире права. Право регулирует наиболее важные отрасли (собственность, труд, правосудие), а мораль регулирует такие человеческие отношение как любовь, дружба, взаимопонимание, привязанность и т. п.

То есть право способствует утверждению в обществе прогрессивных нравственных принципов, а мораль — поддерживает право, способствует закреплению в нем высоких нравственных идеалов, а также повышению его эффективности.

Таким образом, проблема взаимодействия права и морали является актуальной. Справедливо отметить, что и право, и мораль являются социальными регуляторами, контролирующими общественные отношения и определяющие границы дозволенного. Мораль и право — это две стороны одной медали, несмотря на имеющиеся различия этих двух понятий, лишь в консенсусе они обеспечивают наиболее эффективно свою контролирующую функцию и способствуют гармонизации общественных отношений.

Стоит отметить, что в юридической практике встречаются случаи, когда понятия права и морали сталкиваются между собой, и что не запрещено юридически, карается моралью, и наоборот. Следовательно, данная тема является важной не только в рамках теоретической юридической науки, но и в практической правовой деятельности.

В заключение справедливо привести слова Гегеля о том, что в первую очередь нужно добиваться поведения, которое соответствует праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания. Действительно, лишь в тесном взаимодействии права и морали и их влиянии друг на друга можно говорить об эффективном осуществлении контроля за общественным порядком, его справедливом регулировании как с правовых, так и с моральных позиций.

Литература:

  1. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. — М.: Норма, 2001.
  2. Кант И. Взаимодополнительность морали и права. — М., 1992.
  3. Макиавелли Н. Государь: Сочинения./ Н.Макиавелли. М.: Изд-во Эксмо Пресс.
  4. Левченко И. П. Механизм применения права (опыт системного исследования). Смоленск, 1997.
  5. Рикер П. Мораль, этика и политика. — М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): мораль, отношение, общество, власть, государство, норма, друг друга, одинаковое предназначение, юридическая практика, юридический континуум свободы.


Похожие статьи

Мораль и право в социальном государстве

В статье автор определяет взаимодействие морали и права в социальном государстве.

Свобода в государстве

В этой статье автор пытается определить понятие свободы в рамках политической системы, государства и за пределами этих рамок.

Государство как понятие, социальное явление и порядок

Статья посвящена проблеме определения понятия государства, цели и функций его как особой формы объединения людей, а также вопросу применимости слова «государство» к тому социальному феномену, которое оно призвано обозначать.

Право — надежда и драма современной эпохи

В статье автор пытается определить векторы развития права в современных реалиях, его судьбу и роль на международной арене. Рассматривается соотношение права и силы, как инструментов решения различных вопросов.

Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия

В статье авторы рассматривают совокупность представлений «герой» и «героизм» как объект этико-философского анализа через призму этических категорий.

Проблемы института экспроприации в современных геополитических условиях

В статье автор исследует проблемы института экспроприации, существующие в российской юриспруденции и международном праве.

Равенство, справедливость и гуманизм как принципы уголовного закона

В данной статье анализируются законодательные определения принципов равенства, справедливости и гуманизма, их содержательные и правоприменительные особенности. Рассматриваются различные подходы исследователей к данному вопросу. Исследуются составные ...

Проблемы взаимодействия права и религии

В статье автор пытается определить взаимодействие права и религии, возможность их сосуществования, а также рассматриваются некоторые проблемы, возникающие из взаимодействия права и религии, предлагаются пути их решения.

Роль принципа справедливости в системе социального государства с точки зрения либертарианства

В статье рассматривается принцип справедливости как неотъемлемая и необходимая составляющая системы социального государства, его роль, основная задача, анализируется нормативное закрепление с точки зрения либертарианства.

Многозначная сущность морали сквозь призму модальности и культуры

Цель статьи: определить моральную суть модальности. В статье используется комплексный метод лингвистического анализа. Выводы: Модальности в своём значении и моральной конкретизации выстраиваются в цепочку этических категорий

Похожие статьи

Мораль и право в социальном государстве

В статье автор определяет взаимодействие морали и права в социальном государстве.

Свобода в государстве

В этой статье автор пытается определить понятие свободы в рамках политической системы, государства и за пределами этих рамок.

Государство как понятие, социальное явление и порядок

Статья посвящена проблеме определения понятия государства, цели и функций его как особой формы объединения людей, а также вопросу применимости слова «государство» к тому социальному феномену, которое оно призвано обозначать.

Право — надежда и драма современной эпохи

В статье автор пытается определить векторы развития права в современных реалиях, его судьбу и роль на международной арене. Рассматривается соотношение права и силы, как инструментов решения различных вопросов.

Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия

В статье авторы рассматривают совокупность представлений «герой» и «героизм» как объект этико-философского анализа через призму этических категорий.

Проблемы института экспроприации в современных геополитических условиях

В статье автор исследует проблемы института экспроприации, существующие в российской юриспруденции и международном праве.

Равенство, справедливость и гуманизм как принципы уголовного закона

В данной статье анализируются законодательные определения принципов равенства, справедливости и гуманизма, их содержательные и правоприменительные особенности. Рассматриваются различные подходы исследователей к данному вопросу. Исследуются составные ...

Проблемы взаимодействия права и религии

В статье автор пытается определить взаимодействие права и религии, возможность их сосуществования, а также рассматриваются некоторые проблемы, возникающие из взаимодействия права и религии, предлагаются пути их решения.

Роль принципа справедливости в системе социального государства с точки зрения либертарианства

В статье рассматривается принцип справедливости как неотъемлемая и необходимая составляющая системы социального государства, его роль, основная задача, анализируется нормативное закрепление с точки зрения либертарианства.

Многозначная сущность морали сквозь призму модальности и культуры

Цель статьи: определить моральную суть модальности. В статье используется комплексный метод лингвистического анализа. Выводы: Модальности в своём значении и моральной конкретизации выстраиваются в цепочку этических категорий

Задать вопрос