Метод проектов зародился во второй половине XIX века в США и опирался на теоретические идеи «прагматической педагогики», которая придерживалась принципа «обучение посредством делания». Основоположником данных идей был Джон Дьюи. Он утверждал: «Ценно то, что полезно людям, что имеет практический результат и направлено на благо всего общества» [5]. Процесс обучения в его школе основывался на сочетании трудовой и игровой деятельности обучающихся. В результате такой организации учебного процесса у обучающегося формировались способности к самообучению и саморазвитию.
Концепция Джона Дьюи широко реализовывались в XIX и начале XX века его последователями, в том числе и в России. Наиболее активно и результативно метод проектов использовал в своей деятельности А. С. Макаренко [4, с. 59].
В 1930 году Народный комиссариат просвещения одобрил программы, которые были сформированы на основе комплексов-проектов. Однако данный период длился не долго, так как данные программы значительно уменьшили объем знаний по основным предметам. Помимо этого, существовала нехватка педагогов, которые в полной степени владели данной методикой. В результате произошло снижение уровня теоретической подготовки обучающихся. Все это привело к тому, что метод проектов в 1931 годуосуждается и больше не применяется в отечественной педагогике [2, с. 237].
С середины 90-х годов XX века данный метод вновь получает признание в педагогике. В результате совершенствования процесса обучения основными становятся вопросы планирования содержания и организации компетентностно-направленного обучения. Данные вопросы требуют использования соответствующих технологий, в том числе и метода проектов [3, с. 5].
Сегодняшний метод проектов является составным элементом современных технологий обучения [1, с. 39].
Учитель в сегодняшней системе образования — это просто человек, передающий знания и умения обучающемуся, а это специалист в своем деле, который развивает ученика как личность. Современный педагог, организуя учебную деятельность обучающихся по ФГОС, должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, в том числе уметь организовывать проектную деятельность обучающихся [6, с. 4].
Для определения соответствия современного учителя требованиям ФГОС мною была разработана группа вопросов и проведено анкетирование среди учителей русского языка с целью соотнесения теоретических аспектов использования проектной деятельности и практического применения данного метода в процессе обучения.
В ходе опроса учителям предстояло ответить на следующую группу вопросов:
- Как вы считаете, почему метод проектов относится к технологиям развивающего обучения?
- Организовываете ли вы проектную деятельность обучающихся на уроках русского языка?
- Какие проекты вами были реализованы на уроках русского языка?
- Используете ли вы проектную технологию на других уроках и во внеурочное время?
- С какого класса, по вашему мнению, целесообразней начинать использование проектного обучения?
- Как вы думаете, является ли данный метод эффективным при организации процесса обучения?
- Способствует ли проектное обучению формированию и развитию универсальных учебных действий?
- Перечислите положительные и отрицательные стороны данного метода.
- Оцените эффективность использования метода проектов в процессе обучения по десятибалльной шкале.
- Как вы считаете, нужно ли использовать метод проектов в учебном процессе?
Большинство учителей решили, что метод проектов относится к технологиям развивающего обучения потому, что данный метод способствует развитию ученика как творческой личности, стремящейся не получать знания в готовом виде, а добывать их самостоятельно, а также применять эти знания на практике, то есть пробуждает в ученике стремление к самообразованию и самовоспитанию.
На вопрос об организации проектной деятельности на уроках русского языка все учителя дали положительный ответ. Используют данную технологию часто 40 % опрошенных учителей, остальные 60 % — иногда. Каждый учитель описал несколько проектов, которые уже были реализованы им на уроках русского языка. Приведем примеры некоторых проектов: «Наши друзья — словари», «Рассказ о слове», «Заимствования в русском языке», «Путешествие в страну Глаголию» и другие.
Также учителя ответили, что используют проектное обучение на других уроках и во внеурочное время. Чаще всего учителя организуют проектную деятельность обучающихся на уроках литературы (70 %). Во внеурочное время организовывают данную деятельность 47 % учителей.
Все учителя считают, что начинать применять метод проектов нужно в начальной школе в качестве знакомства и подготовки обучающихся, но организовывать данную деятельность в полном объеме можно лишь с пятого класса. Ведь именно на данном этапе обучения учащиеся активно опираются в своей деятельности на воображение и мышление. Центральным изменением в данном возрасте становится произвольность психических процессов, предусматривающая регулирование и направленность деятельности. Обучающиеся активно пытаются реализовать свои потребности в создании чего - либо нового. Учителю нужно лишь только вовремя стимулировать данную деятельность.
На вопрос, является ли данный метод эффективным при организации процесса обучения, 80 % учителей ответили положительно, остальные 20 % — затруднились ответить.
Все учителя считают, что проектное обучение способствует формированию и развитию универсальных учебных действий, так как в ходе реализации данного вида деятельности, обучающиеся самостоятельно добывают новые знания, учатся применять их на практике и самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, а также активно общаются, делятся друг с другом полученными знаниями.
На вопрос о положительных и отрицательных сторонах данного метода учителя дали разнообразные ответы. В качестве положительных сторон были названы:
— развитие творческой личности;
— раскрытие творческого потенциала обучающегося;
— самостоятельная работа обучающихся;
— поиск, анализ, переработка информации;
— использование различных источников (словари, энциклопедии, интернет);
— возможность приобретения дополнительных знаний;
— увлеченность детей в ходе работы над проектом;
— более глубокое раскрытие какой-либо темы;
— раскрытие индивидуальных способностей обучающихся;
— технология проекта доступна для разных уровней развития обучающихся;
— дифференцированный подход;
— развитие исследовательских умений;
— способствует повышению мотивации обучающихся.
К отрицательным сторонам учителя отнесли:
— низкий уровень самоконтроля;
— объемные, долговременные проекты влекут за собой перегрузку обучающихся;
— большие временные затраты;
— выполнение проекта родителями или полное отсутствие родительского контроля;
— отсутствие умения у многих обучающихся пользоваться компьютером в учебных целях;
— организация данной деятельности не с целью получить новые знания, а с целью принять участие в конкурсе, а на конкурсы представляются проекты в большей степени сделанные учителем.
При оценке эффективности метода проектов по десятибалльной шкале 60 % учителей оценили данную технологию в 5–7 баллов, 40 % учителей поставили оценку 7–9 баллов. Высший балл не поставил ни один учитель.
Отвечая на последний вопрос, все учителя высказали единогласное мнение — использовать метод проектов в учебном процессе необходимо.
Таким образом, проанализировав ответы учителей, можно сделать вывод о том, что существует разрыв между теоретическими положениями современной педагогики и требованиями ФГОС ООО и организацией проектного обучения на практике. По итогу опроса положительных сторон у проектного метода намного больше, чем отрицательных, однако в школе данная технология используется крайне редко.
Литература:
1. Борисенко, Н. А. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся / Н. А. Борисенко // Литература в школе. — 2002. — № 7. — С. 39–42.
2. Кукушин, В. С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В. С. Кукушин. — Москва — Ростов-на-Дону: Март, 2006. — 336 с.
3. Никонова, Т. В. Метод учебного проекта как личностно-ориентированная развивающая педагогическая технология: методические рекомендации / Т. В. Никонова. — Пермь: ПОИПКРО, 2005. — 52 с.
4. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.
5. Томина Е. Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-dzhona-dyui-istoriya-i-sovremennost. Время обращения — 29.01.2024.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011.