Механизм реализации государственной программы субъекта РФ является средством обеспечения наиболее продуктивного выполнения программных мероприятий и контроля достижения ожидаемых результатов.
Что касается настоящего времени, то, проводя анализ в сегменте механизма реализации государственной программы, следует отметить, что на основе целевых показателей можно описать нынешнюю ситуацию в рамках инвестиционной активности, в рамках развития малого и среднего предпринимательства, промышленного производства.
Говоря об инвестиционном климате, следует отметить, что повышение и улучшение инвестиционной составляющей является главной задачей для повышения социально-экономического положения Ивановской области. Для достижения этого показателя на постоянной основе функционирует Межведомственный совет по повышению инвестиционной активности в области. Совет рассматривает вопросы, которые связанны с развитием инвестиционного климата Ивановской области путём расположения производственных сил в Ивановской области, включая создание новых, расширение и перепрофилирование уже действующих объектов (муниципальных, региональных, федеральных), вопросы связанные с проведением политики в отрасли государственно-частного партнёрства, проверка и отбор проектов, связанных с инвестиционной деятельностью.
Организациям, которые осуществляют инвестиционную деятельность, обеспечивается финансовая помощь в виде:
- Субсидии на погашение процентов по кредитам, которые были получены предприятиям области на инвестиционные цели;
- Предоставления объектов залогового фонда области для реализации обязательств субъекта инвестиционной деятельности, которые реализует проект и привлекает кредитные средства для воплощения проекта;
- Льготной ставки по налогу на имущество предприятий. Размер льготной ставки составляет 1,2 % для организаций, которые реализуют проекты, включенные в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области;
- Снятие обязательств по уплате налога на имущество предприятий текстильного сектора, осуществляющих инвестиционную активность на территории области;
- И снятие обязательств по уплате налога на имущество предприятий, которые реализуют инвестиционную деятельность, проекты стоимостью свыше 1 млрд руб.
Еще в 2012–2013 годах по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», Ивановская область отнесена к типу 3B1 — пониженный потенциал и умеренный риск. Область, по уровню инвестиционного потенциала занимала 57 место среди субъектов РФ. Но за последние годы, следуя изтаблицы приведенной ниже, инвестиционная привлекательность Ивановской области набрала обороты и прослеживается динамика роста инвестиционной стабильности региона [3].
Таблица 1
Динамика инвестиций в основной капитал [7]
Рассмотрим далее такой показатель как развитие малого и среднего предпринимательства.
Малое и среднее предпринимательство является особенным сектором экономики, который создаёт материальные блага с помощью внедрения наиболее минимального количества материальных, природных и энергетических ресурсов, но при этом, применяется максимальное использование человеческого капитала. Сектор малого и среднего предпринимательства является источником формирования новых рабочих мест и базой, для создания среднего класса.
В целях поддержания сферы предпринимательства в области реализуется поддержка данного сектора экономики.
Исходя из информации, указанной в программе, следует отметить, что по итогам 2012 года такую государственную поддержку получили 150 субъектов малого и среднего предпринимательства. С помощью такой поддержки, региону удалось сохранить 1576 рабочих мест и создать 494 новых рабочих мест.
В период с 2014–2018 ожидалось продолжение тенденции роста числа малых и средних организаций, индивидуальных предпринимателей, прирост занятых работников. Все данные прогноза основывались на дальнейшем осуществлении мер по поддержке малого и среднего предпринимательства на всех уровнях региона.
В контексте реализации государственных программ, а также благодаря мерам налогового регулирования представленного сектора экономики оказывается значительная государственная поддержка:
– Покрытие части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным и лизинговым договорам на приобретение оборудования, по аренде выставочных павильонов с целью участия в выставках и ярмарках;
– Покрытие части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые производят экспортную продукцию;
– Сниженная ставка налогообложения (5 %), взимаемая в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для большинства малых и средних организаций, а также ИП, которые заняты в реальном секторе экономики и социальной сфере;
– И другие субсидии.
Вопреки, такой эффективной поддержки данного сектора экономики, возникает ряд ограничений, которые сдерживают развитие малого и среднего предпринимательства на территории Ивановской области, среди таких ограничений можно выделить:
- Неустойчивость законодательной основы в сфере малого и среднего предпринимательства;
- Нехватка ресурсов, в том числе материальных и финансовых;
- Дефицит квалифицированных кадров и нехватка навыков ведения предпринимательской деятельности у граждан, участвующих в данном секторе;
- Административные барьеры, а также малоэффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов.
Главной целью в отрасли развития малого и среднего предпринимательства является поддержание позитивной, стабильной динамики развития малого и среднего предпринимательства в области за счет совершенствования механизмов реализации новых направлений государственной поддержки, а также обеспечение благоприятной конкурентной среды для бизнеса в регионе.
И завершающим целевым показателем государственной программы выступает такой сектор, как промышленное производство. Начиная с 2009 года, после спада, который был обусловлен мировым финансово-экономическим кризисом, промышленное производство на территории Ивановской области активно набирает обороты и уже к концу 2012 года промышленный сектор Ивановской области вышел на докризисный уровень. Весомый рост можно было наблюдать в производстве транспортных средств и оборудования, производстве резиновых и пластмассовых изделий.
Продолжается работа по развитию текстильного кластера области. Проходит реализация проекта по созданию на территории региона комбината по выпуску синтетических волокон и нитей. Данный проект поможет достичь сырьевой зависимости текстильных предприятий от импорта [3].
В Ивановской области созданы и ещё создаются индустриальные парки, которые обеспечат экономическое развитие в сфере промышленности, среди них:
– Индустриальный парк «Родники». Площадь парка составляет около 416 га. Площадь для размещения малых и средних предприятий составляет 320 тыс. кв. м. в начале 2014 года у парка было 36 фирм-производителей, которые являлись резидентами и их количество с каждым годом прибавляется;
– Индустриальный парк «Кинешма». В 2013 году на территории парка уже работали такие компании как «КейЭйСи», НПО «Русский металл», а также приступило к производственной деятельности обособленное подразделение транспортной компании «Желдорэкспедиция»;
– Индустриальный парк «Иваново-Вознесенск». Парк в основном предназначен для легкой промышленности (швейное и мебельное производство). На 2012 год свою деятельность на территории парка осуществляли 43 предприятия-резидента [3].
Что касается, ограничений, приводящих к нарушению развития, то здесь можно выделить такие проблемы как: технологическое отставание производств, нехватка инвестиций, а также дефицит рабочих кадров.
Основной целью промышленного производства выступает стабильное развитие, повышение эффективности ведущих промышленных отраслей области, отвечающие экономическим, экологическим и социальным нуждам, благодаря созданию благоприятных условий развития индустриальных парков.
Таким образом, изучив механизмы государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области», следует сказать о том, что органами власти ведётся активная работа по реализации основных показателей программы, в тексте документа представлены риски и возможности в реализации той или иной подпрограммы, представлены основные льготы и субсидия, которые позволяют привлечь новых инвесторов для развития и улучшения социально-экономического сектора Ивановской области.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. От 28.12.2021) — Консультант. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) — Консультант. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
- Постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 года N 459-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области» — Консультант. https://docs.cntd.ru/document/460212669
- Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р (ред. от 07.12.2011) «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» — Консультант. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102311/ff0c656f2ae90ec1f64834820f61649a24b6b222/
- Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/mb/mb2020_2022/
- Робинсон М. Бюджетирование, ориентированное на результат [Электронный ресурс] / М. Робинсон // — Режим доступа: http://www.pfmresalts.com
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ivanovo.gks.ru/folder/29949