Опыт гражданского контроля и наблюдения за деятельностью полиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Борисов, Д. Е. Опыт гражданского контроля и наблюдения за деятельностью полиции / Д. Е. Борисов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 265-268. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110597/ (дата обращения: 17.12.2024).



Эта тема является актуальной, так как обеспечение безопасности гражданского общества немыслимо без сотрудничества с полицией. У многих стран в мире достаточно длительный опыт этого взаимодействия, но каждый случай является уникальным и требует своего анализа.

В данном параграфе мы рассмотрим роль общественности в контроле за деятельностью полиции, методы исследования эффективности данного контроля, организации и институты, занимающиеся гражданским контролем за полицией и опыт гражданского контроля за полицией в зарубежных странах. Мы должны понимать, что контроль за деятельностью правоохранительных органов — это не только право гражданского общества, но и обязанность. Граждане имеют право на безопасность, а полиция обязана обеспечивать эту безопасность в соответствии с законами. Однако иногда соотношение между безопасностью и свободами и правами граждан может быть неясным, а возможность полиции нарушать права граждан в процессе исполнения служебных обязанностей вызывает опасения. Поэтому контроль за полицией требуется на всех этапах: от создания органов контроля до оценки их деятельности. Основной механизм контроля за полицией — это контроль гражданского общества. Гражданское общество состоит из людей, которые не имеют полномочий по исполнению законов, но имеют право на их соблюдение.

Взаимодействие между полицией и гражданским обществом является ключевым и должно быть построено на партнерстве, исходя из принципов демократии и гражданского участия. Одним из методов контроля за полицией является исследование эффективности гражданского контроля. Для этого проводятся социологические исследования, которые позволяют оценить мнение граждан о работе полиции, их уровень доверия и необходимость проведения реформ [2, c. 88], Такие исследования также способствуют повышению качества работы полиции и доверия граждан к правоохранительным органам.

Организации и институты, занимающиеся гражданским контролем за полицией, играют важную роль в этом процессе. К таким организациям могут относиться, например, правозащитные организации и общественные советы. Они следят за работой полиции, проводят наблюдение и анализируют данные нарушения со стороны полиции. Кроме того, они также могут оказывать помощь гражданам в случае нарушений и привлекать виновных в ответственность.

Наконец, опыт гражданского контроля за полицией в зарубежных странах является важным и может помочь нам понять, как эффективно организовать такой контроль. Например, в некоторых странах существуют независимые институты, занимающиеся мониторингом деятельности полиции, которые используют новейшие технологии и методы исследования. Однако при опыте гражданского контроля за полицией возникают определенные проблемы и вызовы. Это может быть как недостаточное понимание роли гражданского общества в этом процессе, так и отсутствие необходимых знаний, технологий и ресурсов. Кроме того, административные, юридические и финансовые проблемы также могут серьезно затруднить гражданский контроль за полицией.

Таким образом, оптимальное взаимодействие гражданского общества и полиции является залогом безопасности и стабильности в каждом обществе. Гражданское участие в контроле за деятельностью полиции является ключевым фактором для продвижения к демократическому обществу и взаимному уважению между правоохранительными органами и населением [1, c. 194].

Роль общественности в контроле за деятельностью полиции играет важную роль в обеспечении прозрачности и открытости работы правоохранительных органов. Общественность выступает в качестве человека-наблюдателя, который имеет право следить за деятельностью полиции и подавать жалобы в случае нарушения прав граждан или неправомерных действий со стороны сотрудников полиции. Одним из важных моментов роли общественности является ее вовлечение в мониторинг деятельности полиции. Для эффективной работы необходимо взаимодействие полиции и общественности, которое может быть обеспечено при помощи создания различных форм сотрудничества.

Во-первых, это может быть образование гражданских комитетов, состоящих из представителей разных слоев населения, которые будут следить за работой отделений полиции в их районе.

Во-вторых, это может быть создание организаций, независимых от полиции, занимающихся контролем за работой правоохранительных органов. Для успешного контроля за деятельностью полиции необходимо использовать различные методы исследования, такие как социологические опросы населения, оценка качества работы полиции и рабочих условий и т. д. Кроме того, общественность должна иметь доступ к информации о работе полиции и ее действиях, что может быть обеспечено при помощи публикации отчетов о деятельности полиции и ее планов на будущее. Среди организаций и институтов, занимающихся гражданским контролем за полицией, можно отметить общественные наблюдательные комиссии, общественные правозащитные организации, религиозные организации, волонтерские отряды и т. д. Они осуществляют контроль за работой полиции, проводят ее административный, оперативный и контрольный журналы [5, c. 98].

В мировом опыте можно выделить несколько успешных моделей гражданского контроля за полицией. Например, в Великобритании создан орган Independent Complaints Commission, занимающийся расследованием жалоб на работу полиции. В Германии функционируют штатные службы по контролю за полицией, в состав которых входят независимые эксперты, а в Канаде существуют комиссии по обжалованию действий офицеров полиции. Одной из основных проблем гражданского контроля за полицией является его неэффективность из-за недостатка ресурсов общественности и отсутствия достаточной квалификации у его представителей. Нередко, обыватель не знает своих прав и обязанностей, не знает, как правильно составить жалобу или как действовать в тех или иных ситуациях. В связи с этим, особое внимание должно быть уделено обучению населения правам и обязанностям гражданского контроля за деятельностью полиции.

В заключении параграфа необходимо отметить, что гражданский контроль за полицией — это важный компонент обеспечения прав и свобод граждан, а также укрепления доверия населения к правоохранительным органам. Задача полиции — не только обеспечение безопасности граждан, но и сотрудничество с общественностью в интересах общего блага [8, c. 201].

Эффективность гражданского контроля над полицией является важным критерием для оценивания работы правоохранительных органов. В связи с этим, разработка методов исследования этой эффективности представляет собой необходимость.

Существует несколько подходов к изучению эффективности гражданского контроля над полицией. Один из таких подходов ориентирован на изучение оценок, которые люди дают деятельности полиции. Эти оценки могут быть получены как напрямую, через опросы и общение с людьми, так и в косвенной форме, через различные формы статистического анализа.

Второй подход основывается на анализе тех же категорий, но уже со стороны полиции. Это означает, что в данном случае используется анализ отчетов, документов и других материалов, которые связаны с деятельностью полиции. Эти материалы могут содержать статистическую информацию, анализ конкретных случаев, а также иные данные.

Третий подход заключается в изучении судебных решений и подобной информации. Это позволяет увидеть, как органы правосудия оценивают результаты деятельности полиции, и какие меры по приостановлению или улучшению деятельности могут быть приняты.

Кроме того, в изучении эффективности гражданского контроля за полицией используется и другой подход — это оценка работ подобного рода в других правоохранительных органах в других странах. Этот подход позволяет установить, какие меры и подходы работают эффективнее, а также понять, какие аспекты деятельности полиции необходимо изменить. Однако, необходимо помнить, что методы изучения эффективности гражданского контроля за полицией являются лишь инструментом для изучения данной проблемы и не могут быть рассмотрены как единственный способ получения информации. Кроме того, необходимо учитывать возможные отклонения и искажения в процессе исследования эффективности гражданского контроля над полицией, связанные с техническими и другими факторами.

В целом, методы исследования эффективности гражданского контроля над полицией должны быть гибкими и адаптируемыми к различным условиям, а также учитывать особенности и потребности конкретного региона. Более того, необходимо определять критерии для измерения эффективности гражданского контроля, так что результаты исследования могли быть применены в качестве руководства для реформирования системы правоохранительных органов [7, c. 156].

Организации и институты, занимающиеся гражданским контролем за полицией, играют важную роль в создании открытого и прозрачного правоохранительного процесса. В России существует множество общественных и неправительственных организаций, которые занимаются мониторингом и контролем за деятельностью полиции.

К ним относятся такие организации, как Московское Хельсинкское общество, «Правозащитный центр «Мемориал», Фонд борьбы с коррупцией и другие. Основная задача данных организаций заключается в донесении до широкой общественности информации о нарушениях в работе правоохранительных органов, а также в любых возможных случаях поддержки потерпевших от нарушений прав. Они осуществляют наблюдение и мониторинг деятельности полиции, проводят собственные расследования на случаи нарушения прав граждан, принимают жалобы от населения, помогают гражданам защитить свои конституционные права в судах. Также они оказывают психологическую помощь и консультации потерпевшим и их близким.

Для того чтобы соблюдать законодательство и успешно расследовать нарушения со стороны полиции, эти организации используют различные методы исследования эффективности гражданского контроля. Например, они могут оценивать методы работы полиции, сравнивать статистику по количеству жалоб на органы внутренних дел, вести социологические исследования на тему доверия населения к полиции и т. д. Они также выводят собственные рекомендации и проводят кампании с целью повышения качества работы полиции. Стоит отметить, что роль гражданского общества в контроле за деятельностью полиции может быть ограничена различными факторами, такими как проблемы доступа к информации, отсутствие интереса со стороны населения, недостаток финансирования и другие. Непрерывные усилия и эффективное взаимодействие между полицией и общественными организациями могут помочь преодолеть эти препятствия и достичь цели — обеспечить права и свободы каждого гражданина [6, c. 123].

Во всем мире существуют организации и институты, которые занимаются гражданским контролем за полицией. Опыт гражданского контроля за полицией в зарубежных странах показывает разнообразие методов и подходов, которые применяются для этой цели.

В некоторых странах имеется институт официальных омбудсменов, которые имеют специальные полномочия для расследования жалоб на действия полиции. Например, в Швеции такие омбудсмены работают с 1809 года, а в Австралии с 1977 года. В других странах гражданским контролем занимаются общественные правозащитные организации, которые проводят мониторинг деятельности полиции и публикуют отчеты о выявленных нарушениях. В некоторых странах гражданским контролем за полицией занимается прямо само население. Например, в Швейцарии и Норвегии каждый год проводятся общенародные опросы, в которых население высказывается о деятельности полиции и о качестве предоставляемых ею услуг. Опыт гражданского контроля за полицией в Америке показывает, что наиболее эффективным методом является создание независимых комиссий по рассмотрению жалоб на действия полиции.

Такие комиссии существуют во многих городах, например, в Лос-Анджелесе, Сиэтле, Денвере и Нью-Йорке. Интересный опыт гражданского контроля за полицией существует в Германии, где существует так называемая «полицейская федеральная служба надзора». Эта служба занимается расследованием жалоб на действия полиции с помощью специальных комиссий, которые состоят из полицейских и гражданских экспертов.

Опыт гражданского контроля за полицией в зарубежных странах показывает, что для эффективного контроля необходима комплексная система, которая включает в себя общественные организации, омбудсменов, независимые комиссии, общенародные опросы и другие методы. Несмотря на то, что в разных странах используются разные подходы, все они направлены на улучшение работы полиции и защиту прав граждан [4, c. 87].

Проблемы и вызовы гражданского контроля за полицией могут включать в себя различные проблемы, с которыми сталкиваются гражданские организации и их представители при работе с полицейскими службами. Одна из главных проблем заключается в том, что полиция в некоторых случаях уклоняется от общения с гражданскими организациями и не предоставляет им достаточную информацию о своей деятельности.

Это может привести к тому, что гражданские организации не могут проявлять свою активность и не успевают своевременно реагировать на некоторые проблемы, связанные с полицейской деятельностью. Кроме того, существуют сложности с обеспечением доступа гражданских организаций к полицейским записям и документам. Это может быть связано с тем, что некоторые полицейские службы не имеют достаточно развитых инфраструктурных возможностей для обеспечения открытости и доступности информации.

Также существует проблема со сложностью интеграции данных, которая может привести к тому, что информация, которую получают гражданские организации, будет не полной или недостаточно точной.

Другой важной проблемой является то, что гражданские организации, занимающиеся контролем за полицией, могут столкнуться с проблемами эффективной координации и сотрудничества. Это связано с тем, что организации могут иметь различные цели и задачи, что может препятствовать эффективной работе по контролю за деятельностью полиции. Кроме того, могут возникать проблемы с финансированием гражданских организаций и программ контроля над полицией. Недостаточное финансирование может привести к тому, что организации не могут проводить необходимые исследования и исследовательские программы, а также не могут обеспечивать своих сотрудников необходимыми ресурсами и материалами для работы.

Важной проблемой контроля над деятельностью полиции также является то, что многие полицейские службы имеют сильную корпоративную культуру и неохотно принимают критику со стороны гражданских организаций. Кроме того, некоторые полицейские службы могут использовать различные способы, чтобы подавить голоса гражданских организаций, такие как угрозы или давление на активистов.

Наконец, вызовы гражданского контроля над полицией могут включать в себя сложности с применением современных технологий в этой области. Хотя некоторые полицейские службы уже используют современные технологии для улучшения контроля за своей деятельностью, многие организации могут оказаться не готовыми к использованию этих средств. Это может привести к тому, что они будут неспособны эффективно контролировать полицию, используя современные технологии [3, c. 99.]

Литература:

  1. Жилинская Н. А., Чекалин А. А. Отношения полиции и гражданского общества: актуальные проблемы и перспективы развития // Вестник Правительства Российской Федерации. 2017. № 11.
  2. Марфицкий А. И. Правозащитная деятельность полиции: проблемы и перспективы // Право и государство: теория и практика. 2019. № 7.
  3. Грибанов П. И. Русская полиция. М., 2002.
  4. Маркова О. В. Российская полиция: история и современность. М., 2005.
  5. Давыдов В. А. Развитие гражданского общества в России: социально-правовой анализ. Москва: Издательство «Статут», 2015.
  6. Хорошавина Е. С. Гражданское общество и полиция: актуальные проблемы сотрудничества. Москва: Издательство «Проспект», 2015.
  7. Шабалин А. В. Роль и место гражданского общества в сотрудничестве с полицией. Москва: Издательство «Издательский дом «Феникс», 2010.
  8. Шестаков В. С. Сотрудничество полиции и гражданского общества: теория и практика. Москва: Издательство «ЮрЛитИнформ», 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданский контроль, деятельность полиции, полиция, гражданское общество, контроль, работа полиции, мониторинг деятельности полиции, орган, проблема, действие полиции.


Задать вопрос