Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы недоверия современного общества правоохранительным органам

Научный руководитель
Правоохранительные органы
03.12.2018
1873
Поделиться
Библиографическое описание
Власов, А. С. Проблемы недоверия современного общества правоохранительным органам / А. С. Власов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 1 (8). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/113/3776/.


Доверительные, уважительные и доброжелательные отношения между государством и населением — основа эффективной деятельности полиции и правоохранительной системы в целом. Для того, чтобы преодолеть недоверие общества к деятельности правоохранительных органов, требуется эффективная работа последних, а также регулярная повседневная работа с обществом в целом — через СМИ, общественные советы и другие структуры гражданского общества.

Ключевые слова: социум, полиция, доверие, недоверие, правоприменение, масс-медиа, правовая культура.

Trustful, respectful, and benevolent relations between the state and the public are the basis for effective police and law-enforcement activities in general. In order to overcome public distrust of law-enforcement, effective work of the latter is required, as well as regular daily work with society as a whole — through the media, public councils and other structures of civil society.

Keywords: society, police, trust, mistrust, law-enforcement, mass media, legal culture.

В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» деятельность полиции строится на стремлении обеспечить высокий уровень общественного доверия к себе и поддержку граждан. Согласно п. 6 той же статьи Закона, основным критерием официальной оценки деятельности полиции выступает ничто иное, как общественное мнение. Эти фундаментальные принципы полностью соответствуют мировым стандартам перехода к «клиентоориентированной» системе госуправления и закладывают новую модель взаимодействия по линии «социум — государство». Эти принципы нельзя ограничивать лишь сферой деятельности полиции, но можно смело экстраполировать на всю правоохранительную систему России.

Уровень доверия населения к деятельности госаппарата — показатель развития институтов гражданского общества и правового государства [2].

К сожалению, негативный бэкграунд «перестроечных» лет дает о себе знать и сегодня, детерминируя значительные проблемы в выстраивании доверительных отношений между гражданами и правоохранительными органами. Как известно, распад СССР ознаменовался резким ростом криминальных проявлений во всех сегментах социальных взаимодействий, деформациями правоохранительной системы, падением личной безопасности и острой незащищенностью населения перед преступниками всех мастей. Начало 90-х годов не без основания было названо криминальной революцией» [4]. И, прежде всего, на правоохранительную систему страны обрушился шквал острой критики — причем нередко вполне заслуженной. Именно в обстановке всеобщей нестабильности перестроечных и постперестроечных времен нужно искать корни современного недоверия населения к деятельности правоохранительных органов.

Кроме того, перманентные финансово-экономические кризисы, стагнация экономики, валютные риски, ухудшение уровня жизни, непродуманная пенсионная реформа, колоссальный разрыв в доходах между бедными и богатыми, непродуманные законодательные решения и т. п. вызывают обоснованное недовольство гражданского общества. И результаты такого «негативного» отношения автоматически переносятся (и не могут не переноситься) на всю правоохранительную систему России в целом.

Заметим, что за прошедшие годы было немало сделано для того, чтобы восстановить доверие граждан к работе правоохранительной системе, завоевать их уважение, изменить общественное мнение в позитивную сторону. Аналитические и статистические выкладки ВЦИОМ весьма убедительно демонстрируют рост доверия населения к деятельности правоохранительных органов.

В этом контексте важно отметить образование и деятельность таких знаковых структур, как Общественный совет при МВД России и его аналогов при территориальных ОВД. Функционально-целевое предназначение последних — общественный контроль, укрепление взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

Общественный контроль и регулярный мониторинг — ключевое звено для рассматриваемой проблематики. На основании приказа МВД от 1 декабря 2016 г. № 777 «Об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции» мнение граждан отныне является одним из критериев оценки работы полиции [1]. С 1 января 2017 г. вступила в силу Инструкция по изучению результатов исследований взглядов населения о деятельности полиции с учетом сведений российских социологических организаций, опубликованных в средствах массовой информации и сети Интернет. Регулярный мониторинг общественного мнения — основа для оценки и корректировки правоохранительной работы в современных условиях, а также — главный вектор модернизации всех правоохранительных структур в долгосрочной перспективе. Требуется постоянно и скрупулезно учитывать результаты общественного контроля, предложения и рекомендации частных лиц по улучшению работы правоохранительной системы.

Для преодоления недоверия к работе правоохранительных органов, последним очень важно грамотно и эффективно взаимодействовать со всем спектром медийных ресурсов — от печатных изданий и телевидения до цифровых СМИ в сети Интернет. Именно печатные материалы, релевантные видео- и радиорепортажи, информационные сообщения и т. п. наглядно освещают и демонстрируют населению повседневные и разносторонние результаты функционирования правоохранительной системы, помогая создавать позитивный имидж ее сотрудников. И, напротив, регулярный перекос в сторону однобоко негативных примеров из правоохранительной практики, которых, разумеется, всегда хватает в любой стране, способен подорвать усилия обеих сторон по преодолению недоверия граждан к правоохранительной деятельности. Серьезную помощь на этом направлении может оказать пропаганда правоохранительной службы и повышение ее престижности в глазах населения, в т. ч. и с использованием масс-медиа всех видов.

Важное направление — повышение уровня правовой культуры как населения в целом, так и самих правоохранителей. Общество должно четко осознавать, что преступность и криминалитет порождаются не только (и не столько) плохой работой правоохранителей, сколько самим обществом и неразрывно с ним связаны. К сожалению, об эффективной работе общегосударственных и общественных систем правового воспитания, обучения и просвещения сегодня говорить не приходится [3]. Эти системы нужно восстанавливать и отстраивать заново — разумеется на новых принципах и с учетом изменившихся реалий. Требуется постоянно разъяснять населению суть разрабатываемых и проводимых государством реформ.

Но главное — трансформация основ самой правоохранительной деятельности, ее модернизация на основе принципов верховенства права (Rule of Law), объективности и беспристрастности, открытости (транспарентности), демократизма, неотвратимости наказания, доброжелательности, гуманизма. Частное лицо должно рассматриваться не как потенциальный правонарушитель, но как клиент и заказчик публичных услуг, оказываемых ему государством. Именно беспристрастный и равный подход, четкое и неуклонное следование нормам законов, принципиальность, вежливое отношение — основные составляющие, которые формируют доверие населения к правоохранительным органам.

Еще одно направление для укрепления доверия между государством и социумом — изменение имиджа сотрудника правоохранительных органов в глазах населения, регулярное обновление кадрового состава, повышение его образованности и компетентности. Здесь нужно учитывать такие факторы, как уровень образованности сотрудника, его морально-нравственные ориентиры, воспитание, жизненные цели, гражданская позиция, самосознание, стиль жизни, семейное положение, уровень благосостояния и т. п. Такие качества как профессионализм, законопослушность, дисциплинированность, добросовестность, принципиальность, неподкупность, высокая культура общения, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, эмпатия, физическая подготовка рядовых сотрудников и руководящего состава — ключ к тому, чтобы переломить и «растопить» сохранившийся у отдельных граждан «ледок недоверия» к работе правоохранительных органов.

Итак, можно смело констатировать, что в целом доверие населения к правоохранительной системе страны неуклонно растет, постепенно формируется и укрепляется уважительное отношение граждан к ее работе. Это результат регулярных и целенаправленных усилий, направленных на укрепление имиджа отечественных правоохранителей. Формированию позитивного общественного мнения о деятельности правоохранительных органов способствуют активная работа с текущими СМИ. Однако определенный уровень недоверия и критического отношения к органам власти в нашей стране продолжается сохраняться. Чтобы преодолеть его, нужна повседневная работа по качественному исполнению правоохранителями всех уровней и ведомственной подчиненности своих должностных обязанностей, а также и кропотливая работа с обществом в целом — через СМИ, общественные советы и другие структуры гражданского общества. Главная задача — сдать так, чтобы презумпция добросовестности деятельности правоохранительных органов стала превалирующей в общественной оценке деятельности последних.

Литература:

  1. Бормотова, Т. М. Доверие между органами внутренних дел и населением как фактор успеха нового института современной государственной правоохранительной системы / Т. М. Бормотова, А. В. Меркурьев // Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел РФ: состояние и перспективы: Мат. Всероссийск. Межведомствен. Научно-практическ. Конференц. (г. Москва, 8 дек. 2011 г.). — М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2015. — С. 47.
  2. Ильченко, В. А. Общественное мнение о полиции: к проблеме формирования общественного доверия к полиции в России / В. А. Ильченко // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2016. — № 2. — С. 133–136.
  3. Минина, А. А. Правовая активность граждан как критерий эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления / А. А. Минина, О. А. Ризк // Административное и муниципальное право. — 2014. — № 7.
  4. Щеголева, А. Н. Устранение недоверия населения к полиции как форма оптимизации деятельности ОВД / А. Н. Щеголева // Вестник Воронеж. ин-та МВД РФ. — 2017. — № 3. — С.154–160.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
социум
полиция
доверие
недоверие
правоприменение
масс-медиа
правовая культура

Молодой учёный