Доверительные, уважительные и доброжелательные отношения между государством и населением — основа эффективной деятельности полиции и правоохранительной системы в целом. Для того, чтобы преодолеть недоверие общества к деятельности правоохранительных органов, требуется эффективная работа последних, а также регулярная повседневная работа с обществом в целом — через СМИ, общественные советы и другие структуры гражданского общества.
Ключевые слова: социум, полиция, доверие, недоверие, правоприменение, масс-медиа, правовая культура.
Trustful, respectful, and benevolent relations between the state and the public are the basis for effective police and law-enforcement activities in general. In order to overcome public distrust of law-enforcement, effective work of the latter is required, as well as regular daily work with society as a whole — through the media, public councils and other structures of civil society.
Keywords: society, police, trust, mistrust, law-enforcement, mass media, legal culture.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» деятельность полиции строится на стремлении обеспечить высокий уровень общественного доверия к себе и поддержку граждан. Согласно п. 6 той же статьи Закона, основным критерием официальной оценки деятельности полиции выступает ничто иное, как общественное мнение. Эти фундаментальные принципы полностью соответствуют мировым стандартам перехода к «клиентоориентированной» системе госуправления и закладывают новую модель взаимодействия по линии «социум — государство». Эти принципы нельзя ограничивать лишь сферой деятельности полиции, но можно смело экстраполировать на всю правоохранительную систему России.
Уровень доверия населения к деятельности госаппарата — показатель развития институтов гражданского общества и правового государства [2].
К сожалению, негативный бэкграунд «перестроечных» лет дает о себе знать и сегодня, детерминируя значительные проблемы в выстраивании доверительных отношений между гражданами и правоохранительными органами. Как известно, распад СССР ознаменовался резким ростом криминальных проявлений во всех сегментах социальных взаимодействий, деформациями правоохранительной системы, падением личной безопасности и острой незащищенностью населения перед преступниками всех мастей. Начало 90-х годов не без основания было названо криминальной революцией» [4]. И, прежде всего, на правоохранительную систему страны обрушился шквал острой критики — причем нередко вполне заслуженной. Именно в обстановке всеобщей нестабильности перестроечных и постперестроечных времен нужно искать корни современного недоверия населения к деятельности правоохранительных органов.
Кроме того, перманентные финансово-экономические кризисы, стагнация экономики, валютные риски, ухудшение уровня жизни, непродуманная пенсионная реформа, колоссальный разрыв в доходах между бедными и богатыми, непродуманные законодательные решения и т. п. вызывают обоснованное недовольство гражданского общества. И результаты такого «негативного» отношения автоматически переносятся (и не могут не переноситься) на всю правоохранительную систему России в целом.
Заметим, что за прошедшие годы было немало сделано для того, чтобы восстановить доверие граждан к работе правоохранительной системе, завоевать их уважение, изменить общественное мнение в позитивную сторону. Аналитические и статистические выкладки ВЦИОМ весьма убедительно демонстрируют рост доверия населения к деятельности правоохранительных органов.
В этом контексте важно отметить образование и деятельность таких знаковых структур, как Общественный совет при МВД России и его аналогов при территориальных ОВД. Функционально-целевое предназначение последних — общественный контроль, укрепление взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.
Общественный контроль и регулярный мониторинг — ключевое звено для рассматриваемой проблематики. На основании приказа МВД от 1 декабря 2016 г. № 777 «Об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции» мнение граждан отныне является одним из критериев оценки работы полиции [1]. С 1 января 2017 г. вступила в силу Инструкция по изучению результатов исследований взглядов населения о деятельности полиции с учетом сведений российских социологических организаций, опубликованных в средствах массовой информации и сети Интернет. Регулярный мониторинг общественного мнения — основа для оценки и корректировки правоохранительной работы в современных условиях, а также — главный вектор модернизации всех правоохранительных структур в долгосрочной перспективе. Требуется постоянно и скрупулезно учитывать результаты общественного контроля, предложения и рекомендации частных лиц по улучшению работы правоохранительной системы.
Для преодоления недоверия к работе правоохранительных органов, последним очень важно грамотно и эффективно взаимодействовать со всем спектром медийных ресурсов — от печатных изданий и телевидения до цифровых СМИ в сети Интернет. Именно печатные материалы, релевантные видео- и радиорепортажи, информационные сообщения и т. п. наглядно освещают и демонстрируют населению повседневные и разносторонние результаты функционирования правоохранительной системы, помогая создавать позитивный имидж ее сотрудников. И, напротив, регулярный перекос в сторону однобоко негативных примеров из правоохранительной практики, которых, разумеется, всегда хватает в любой стране, способен подорвать усилия обеих сторон по преодолению недоверия граждан к правоохранительной деятельности. Серьезную помощь на этом направлении может оказать пропаганда правоохранительной службы и повышение ее престижности в глазах населения, в т. ч. и с использованием масс-медиа всех видов.
Важное направление — повышение уровня правовой культуры как населения в целом, так и самих правоохранителей. Общество должно четко осознавать, что преступность и криминалитет порождаются не только (и не столько) плохой работой правоохранителей, сколько самим обществом и неразрывно с ним связаны. К сожалению, об эффективной работе общегосударственных и общественных систем правового воспитания, обучения и просвещения сегодня говорить не приходится [3]. Эти системы нужно восстанавливать и отстраивать заново — разумеется на новых принципах и с учетом изменившихся реалий. Требуется постоянно разъяснять населению суть разрабатываемых и проводимых государством реформ.
Но главное — трансформация основ самой правоохранительной деятельности, ее модернизация на основе принципов верховенства права (Rule of Law), объективности и беспристрастности, открытости (транспарентности), демократизма, неотвратимости наказания, доброжелательности, гуманизма. Частное лицо должно рассматриваться не как потенциальный правонарушитель, но как клиент и заказчик публичных услуг, оказываемых ему государством. Именно беспристрастный и равный подход, четкое и неуклонное следование нормам законов, принципиальность, вежливое отношение — основные составляющие, которые формируют доверие населения к правоохранительным органам.
Еще одно направление для укрепления доверия между государством и социумом — изменение имиджа сотрудника правоохранительных органов в глазах населения, регулярное обновление кадрового состава, повышение его образованности и компетентности. Здесь нужно учитывать такие факторы, как уровень образованности сотрудника, его морально-нравственные ориентиры, воспитание, жизненные цели, гражданская позиция, самосознание, стиль жизни, семейное положение, уровень благосостояния и т. п. Такие качества как профессионализм, законопослушность, дисциплинированность, добросовестность, принципиальность, неподкупность, высокая культура общения, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, эмпатия, физическая подготовка рядовых сотрудников и руководящего состава — ключ к тому, чтобы переломить и «растопить» сохранившийся у отдельных граждан «ледок недоверия» к работе правоохранительных органов.
Итак, можно смело констатировать, что в целом доверие населения к правоохранительной системе страны неуклонно растет, постепенно формируется и укрепляется уважительное отношение граждан к ее работе. Это результат регулярных и целенаправленных усилий, направленных на укрепление имиджа отечественных правоохранителей. Формированию позитивного общественного мнения о деятельности правоохранительных органов способствуют активная работа с текущими СМИ. Однако определенный уровень недоверия и критического отношения к органам власти в нашей стране продолжается сохраняться. Чтобы преодолеть его, нужна повседневная работа по качественному исполнению правоохранителями всех уровней и ведомственной подчиненности своих должностных обязанностей, а также и кропотливая работа с обществом в целом — через СМИ, общественные советы и другие структуры гражданского общества. Главная задача — сдать так, чтобы презумпция добросовестности деятельности правоохранительных органов стала превалирующей в общественной оценке деятельности последних.
Литература:
- Бормотова, Т. М. Доверие между органами внутренних дел и населением как фактор успеха нового института современной государственной правоохранительной системы / Т. М. Бормотова, А. В. Меркурьев // Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел РФ: состояние и перспективы: Мат. Всероссийск. Межведомствен. Научно-практическ. Конференц. (г. Москва, 8 дек. 2011 г.). — М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2015. — С. 47.
- Ильченко, В. А. Общественное мнение о полиции: к проблеме формирования общественного доверия к полиции в России / В. А. Ильченко // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2016. — № 2. — С. 133–136.
- Минина, А. А. Правовая активность граждан как критерий эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления / А. А. Минина, О. А. Ризк // Административное и муниципальное право. — 2014. — № 7.
- Щеголева, А. Н. Устранение недоверия населения к полиции как форма оптимизации деятельности ОВД / А. Н. Щеголева // Вестник Воронеж. ин-та МВД РФ. — 2017. — № 3. — С.154–160.