Правовая охрана является одним из основных направлений деятельности государственных органов и первостепенным признаком правового государства. Эффективное достижение безопасности общества и каждого гражданина в отдельности возможно лишь в случаях взаимодействия полиции и общества, основывающегося на принципах взаимоуважения и доверия.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств [1].
Статьей 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» указаны основные направления деятельности полиции, которые, в свою очередь, конкретизированы и дополнены указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 (ред. от 07.12.2016) «Вопросы организации полиции». Так, указом установлены следующие основные направления деятельности полиции РФ:
a) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
b) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;
c) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
d) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;
e) обеспечение безопасности дорожного движения;
f) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;
g) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
h) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
i) обеспечение собственной безопасности;
j) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
k) охрана дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации;
l) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;
m) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;
n) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;
o) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
p) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;
q) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола [2].
Полиция при осуществлении своей деятельности обязана проявлять все возможные усилия к достижению доверия общества и поддержку граждан. В свою очередь, граждане и их объединения должны стремиться к обеспечению поддержки и содействия полиции при осуществлении ими своей деятельности. Именно достижение взаимоуважения и взаимопомощи между полицией и гражданами создает обстановку, при которой возможно достичь общественной безопасности в государстве.
Принцип общественного доверия и поддержки граждан является основополагающим принципом деятельности полиции. Так, статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» установлено, что действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел [1].
Как верно указывает Майоров В. И., в целях достижения общественного доверия, «МВД России проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
5) осуществления общественного контроля над деятельностью полиции» [3, с. 26–27].
В случае если общество и полиция основываются на принципе взаимоуважения, то между ними возникает взаимодействие при осуществлении правоохранительной деятельности. Взаимодействие есть согласованная деятельность различных субъектов, осуществляющих совместные действия, объединяя их в единое целое — систему [4, с. 54].
Стратегические задачи полиции по охране общественного порядка определяются, прежде всего, желанием каждого гражданина и сообщества граждан бороться с правонарушениями в целом, поэтому население участвует в определении приоритетов работы полиции. Полиция, кроме полномочий правового характера, наделяется полномочиями осуществлять надзор за охраной порядка. При этом общественность имеет право участвовать в надзоре за охраной порядка на территории проживания. Эффективность действий полиции определяется степенью кооперации с населением по уровню обслуживания его нужд и решения проблем граждан на местах.
Нельзя не согласиться с С. И. Адиньяевым, который к центральным направлениям взаимодействия полиции с гражданами и их объединениями относит:
– «разработку и реализацию совместных планов и отдельных мероприятий (например, по проведению общественно-политических акций — митингов, шествий и т. п.);
– совместное изучение состояния правонарушений, общественного мнения;
– обмен информацией, представляющей взаимный интерес;
– совместную разработку предложений (рекомендаций) по вопросам укрепления правопорядка;
– проведение совместных мероприятий в сфере правовой пропаганды, подготовки граждан, участвующих в обеспечении правопорядка [4, с. 57].
Кроме этого, сотрудники полиции должны непрерывно содействовать поощрению вовлечения граждан в партнерство с полицией для выявления и разрешения тех проблем и конфликтов, которые негативно влияют на качество жизни общества. Взаимодействие полиции и общества должно носить стратегический характер в части организационных мероприятий, включающий участие в решении проблем граждан, а не традиционный командно-приказной характер деятельности полиции.
Таким образом, можно прийти к выводу, что эффективное взаимодействие полиции с гражданами и их объединениями, основанное на доверии к полиции и поддержке со стороны граждан, формирование позитивного общественного мнения об открытости и публичности деятельности полиции, позволяют своевременно и адекватно реагировать на изменения оперативной обстановки, становятся существенным потенциалом повышения уровня оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и престижа службы в полиции в целом.
Литература:
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; Собрание законодательства РФ. 2020. № 6. Ст. 591;
- Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 (ред. от 07.12.2016) «Вопросы организации полиции» // Собрание законодательства РФ.2011. № 10. Ст. 1336; Собрание законодательства РФ. 2016. № 50. Ст. 7078;
- Майоров В. И. Формирование партнерства в деятельности полиции // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2014. № 4. С. 26–29;
- Адиньяев С. И. Полиция и общество: правовое регулирование взаимоотношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Юридические науки. 2011. № 4. С. 54–61.