Принцип общественного доверия и поддержки граждан как основа взаимодействия полиции и общества при осуществлении правоохранительной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 02.05.2020

Статья просмотрена: 884 раза

Библиографическое описание:

Степанченкова, Е. В. Принцип общественного доверия и поддержки граждан как основа взаимодействия полиции и общества при осуществлении правоохранительной деятельности / Е. В. Степанченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69494/ (дата обращения: 22.12.2024).



Правовая охрана является одним из основных направлений деятельности государственных органов и первостепенным признаком правового государства. Эффективное достижение безопасности общества и каждого гражданина в отдельности возможно лишь в случаях взаимодействия полиции и общества, основывающегося на принципах взаимоуважения и доверия.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств [1].

Статьей 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» указаны основные направления деятельности полиции, которые, в свою очередь, конкретизированы и дополнены указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 (ред. от 07.12.2016) «Вопросы организации полиции». Так, указом установлены следующие основные направления деятельности полиции РФ:

a) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

b) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

c) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

d) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

e) обеспечение безопасности дорожного движения;

f) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

g) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

h) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

i) обеспечение собственной безопасности;

j) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

k) охрана дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

l) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

m) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;

n) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

o) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

p) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

q) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола [2].

Полиция при осуществлении своей деятельности обязана проявлять все возможные усилия к достижению доверия общества и поддержку граждан. В свою очередь, граждане и их объединения должны стремиться к обеспечению поддержки и содействия полиции при осуществлении ими своей деятельности. Именно достижение взаимоуважения и взаимопомощи между полицией и гражданами создает обстановку, при которой возможно достичь общественной безопасности в государстве.

Принцип общественного доверия и поддержки граждан является основополагающим принципом деятельности полиции. Так, статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» установлено, что действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел [1].

Как верно указывает Майоров В. И., в целях достижения общественного доверия, «МВД России проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля над деятельностью полиции» [3, с. 26–27].

В случае если общество и полиция основываются на принципе взаимоуважения, то между ними возникает взаимодействие при осуществлении правоохранительной деятельности. Взаимодействие есть согласованная деятельность различных субъектов, осуществляющих совместные действия, объединяя их в единое целое — систему [4, с. 54].

Стратегические задачи полиции по охране общественного порядка определяются, прежде всего, желанием каждого гражданина и сообщества граждан бороться с правонарушениями в целом, поэтому население участвует в определении приоритетов работы полиции. Полиция, кроме полномочий правового характера, наделяется полномочиями осуществлять надзор за охраной порядка. При этом общественность имеет право участвовать в надзоре за охраной порядка на территории проживания. Эффективность действий полиции определяется степенью кооперации с населением по уровню обслуживания его нужд и решения проблем граждан на местах.

Нельзя не согласиться с С. И. Адиньяевым, который к центральным направлениям взаимодействия полиции с гражданами и их объединениями относит:

– «разработку и реализацию совместных планов и отдельных мероприятий (например, по проведению общественно-политических акций — митингов, шествий и т. п.);

– совместное изучение состояния правонарушений, общественного мнения;

– обмен информацией, представляющей взаимный интерес;

– совместную разработку предложений (рекомендаций) по вопросам укрепления правопорядка;

– проведение совместных мероприятий в сфере правовой пропаганды, подготовки граждан, участвующих в обеспечении правопорядка [4, с. 57].

Кроме этого, сотрудники полиции должны непрерывно содействовать поощрению вовлечения граждан в партнерство с полицией для выявления и разрешения тех проблем и конфликтов, которые негативно влияют на качество жизни общества. Взаимодействие полиции и общества должно носить стратегический характер в части организационных мероприятий, включающий участие в решении проблем граждан, а не традиционный командно-приказной характер деятельности полиции.

Таким образом, можно прийти к выводу, что эффективное взаимодействие полиции с гражданами и их объединениями, основанное на доверии к полиции и поддержке со стороны граждан, формирование позитивного общественного мнения об открытости и публичности деятельности полиции, позволяют своевременно и адекватно реагировать на изменения оперативной обстановки, становятся существенным потенциалом повышения уровня оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и престижа службы в полиции в целом.

Литература:

  1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; Собрание законодательства РФ. 2020. № 6. Ст. 591;
  2. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 (ред. от 07.12.2016) «Вопросы организации полиции» // Собрание законодательства РФ.2011. № 10. Ст. 1336; Собрание законодательства РФ. 2016. № 50. Ст. 7078;
  3. Майоров В. И. Формирование партнерства в деятельности полиции // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2014. № 4. С. 26–29;
  4. Адиньяев С. И. Полиция и общество: правовое регулирование взаимоотношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Юридические науки. 2011. № 4. С. 54–61.
Основные термины (генерируются автоматически): общественный порядок, полиция, Российская Федерация, гражданин, деятельность полиции, общественная безопасность, общественное мнение, общественное доверие, оперативная обстановка, охрана порядка.


Похожие статьи

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как неотъемлемое условие эффективной работы органов местного самоуправления

Правовая основа деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию терроризму

Особенности соблюдения принципа открытости и публичности деятельности полиции в сфере уголовно-процессуального законодательства и информационного права

Обеспечение безопасности как приоритетное направление деятельности органов государственной власти

Специфика общегосударственного управления в сфере гражданской обороны и защиты в ЧС: обучение навыкам оказания первой помощи гражданского населения

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Цели и значение деятельности органов прокуратуры в борьбе с коррупцией

Развитие кадрового резерва как инструмент (механизм) развития потенциала государственной гражданской службы

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Похожие статьи

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как неотъемлемое условие эффективной работы органов местного самоуправления

Правовая основа деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию терроризму

Особенности соблюдения принципа открытости и публичности деятельности полиции в сфере уголовно-процессуального законодательства и информационного права

Обеспечение безопасности как приоритетное направление деятельности органов государственной власти

Специфика общегосударственного управления в сфере гражданской обороны и защиты в ЧС: обучение навыкам оказания первой помощи гражданского населения

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Цели и значение деятельности органов прокуратуры в борьбе с коррупцией

Развитие кадрового резерва как инструмент (механизм) развития потенциала государственной гражданской службы

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Задать вопрос