Встатье раскрываются проблемные вопросы основных требований режима в исправительных учреждениях. Автор приходит к выводу, что к уже существующим требованиям режима необходимо добавить требование в виде предупреждения совершения осужденными новых преступлений и правонарушений. Кроме того, вносится предложение все существующие требования режима разделить на требования режима для осужденных и требования режима для администрации учреждений.
Ключевые слова : уголовно-исполнительная система, осужденные, режим, исправительные учреждения.
Режим является важнейшей категорией уголовно-исполнительного права. Он играет достаточно высокую роль в деятельности исправительных учреждений и жизни осужденных. В частности, режим признан одним из основных средств исправления осужденных. Кроме того, посредством него, во многом, регулируется деятельность исправительных учреждений, а также повседневная жизнь осужденных. В УИК РФ режиму отведено несколько глав, в частности, главы 12, 13, 16 и 17 [1]. Также вопросы режима освещены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р [2].
На сегодняшний день функционал требований режима достаточно обширен, а их беспрекословное исполнение на практике позволяет значительно улучшить сложившуюся в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы оперативную обстановку. Реализация требований режима позволяет правильно организовать не только профилактическую работу, но также служит платформой для осуществления всех мер исправления осужденных.
Анализ ч. 1 ст. 82 УК РФ позволяет к основным требованиям режима в исправительных учреждениях отнести такие требования как:
1) обеспечение надежной охраны и изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
2) осуществление постоянного надзора (наблюдения) за поведением осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
3) беспрекословное исполнение возложенных на осужденных и лиц, содержащихся под стражей обязанностей;
4) реализация в полном объеме со стороны государства прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей и находящихся в местах лишения свободы;
5) обеспечение личной безопасности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также сотрудников и работников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других лиц, находящихся на их территории;
6) выполнение требований по раздельному содержанию разных категорий осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
7) исполнение требований по содержанию осужденных в различных условиях содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, а также точное соблюдение уголовно исполнительного законодательства по изменению условий отбывания наказания.
Нельзя не признать, что данный перечень достаточно подробно регламентирован в законодательстве. Вместе с тем, полагаем, что к уже существующим требованиям режима необходимо добавить требование в виде предупреждения совершения осужденными новых преступлений и правонарушений. Исполнение данного требования режима будет служить предупреждению и пресечению совершения осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми преступлений и правонарушений.
Также проблемным аспектом является смешение требований режима в едином контексте для осужденных и администрации. На это, в частности, обращает внимание В. Е. Южаниным, отмечая при этом весьма неудачную формулировку ст. 82 УИК РФ [3, С. 125]. Как известно, осужденные находятся в рамках карательных условий режима, а администрация — в рамках обеспечения их реализации. В связи с этим целесообразным видится все существующие требования режима разделить на требования режима для осужденных и требования режима для администрации учреждений. Так, в частности, к первым необходимо отнести требования, связанные с изоляцией, условиями отбывания наказания, их изменением, исполнением осужденными возложенных на них обязанностей, а ко вторым — требования, связанные с охраной, надзором, обеспечением личной безопасности, раздельным содержанием разных категорий осужденных.
Таким образом, можно заключить, что на сегодняшний день функционал требований режима достаточно обширен, а их беспрекословное исполнение на практике позволяет значительно улучшить сложившуюся в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы оперативную обстановку. Реализация требований режима позволяет правильно организовать не только профилактическую работу, но и служит платформой для осуществления всех мер исправления осужденных. Вместе с тем, полагаем, что к уже существующим требованиям режима необходимо добавить требование в виде предупреждения совершения осужденными новых преступлений и правонарушений. Исполнение данного требования режима будет служить предупреждению и пресечению совершения осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми преступлений и правонарушений. Кроме того, нами предлагается все существующие требования режима разделить на требования режима для осужденных и требования режима для администрации учреждений, что обусловлено нахождением таких требований в разных функциональных рамках.
Литература:
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.08.2023).
- Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.08.2023).
- Южанин В. Е. Режимы отбывания и исполнения лишения свободы // Вестник Кузбасского института. — 2021. — № 1 (46). — С. 121–126.