В данной статье рассматриваются отличительные особенности формы онлайн-образования и методы ее продвижения.
Ключевые слова: социальные сети, онлайн-школа, продвижение, рынок услуг, онлайн-школа
В современном обществе наблюдается высокий уровень насыщенности рынка различными товарами и услугами, которые реализуются потребителям. Большинство секторов экономики характеризуются наличием конкуренции, предприятия сталкиваются с потребностью занятия прочного положения на рынке и выделения среди других предприятий, производящих, реализующих потребителям товары или услуги.
Для того чтобы предприятие могло иметь высокую конкурентоспособность, необходимым является активное ведение социальных сетей. С целью достижения и закрепления фактического уровня конкурентоспособности компании ищут способы продвижения в медиа пространстве, главным образом, в социальных сетях. Активность в медиапространстве является обязательным элементом деятельности любой современной организации. Невозможно добиться успеха и занять прочное положение на рынке товаров и услуг, если предприятие не осуществляет развитие социальных сетей. Учитывая тот факт, что в современному обществу присущи кардинальные изменения в последние годы, связанные с пандемией COVID-19, рынок онлайн-продуктов стал необычайно популярным. И именно благодаря социальным сетям спрос на них растет с каждым годом: формируются новые поколения, привыкшие в течение двух лет получать как общее (начальное, основное, среднее), так и среднее профессиональное, а также высшее образование дистанционно. Кроме того, из-за поведения людей на удаленный формат старшее поколение смогло адаптироваться к работе с различными онлайн-сервисами.
Благодаря появлению интернета в жизни людей появилось бесчисленное количество обучающих материалов: в виде фото, видео, аудиозаписей, статей, лекций, книг и т. п. Появились организации, предоставляющие образовательные услуги дистанционно. Ими стали онлайн-школы — юридические лица, предоставляющие платные или бесплатные образовательные услуги на основе
использования дистанционных образовательных технологий, реализуемых с применением информационно-телекоммуникационных сетей. Особую популярность онлайн-обучение приобрело на фоне коронавирусной пандемии, и с тех пор доля онлайн образования на рынке услуг набирает популярность.
Данную закономерность можно объяснить следующими преимуществами дистанционного образования: доступность получать знания из любой точки мира, свободное встраивание уроков в свойственный каждому человеку график, что особенно актуально для спортсменов или музыкантов. Помимо этого, стоимость онлайн-уроков, как правило, ниже очных занятий.
Именно поэтому онлайн-образование способно помочь уменьшить социальное расслоение, предоставляя людям из малонаселенных городов и деревень доступ к тому же уровню образования, что и людям из крупных городов.
Онлайн-образование может помочь сократить разрыв возможностей между регионами и Москвой, например, открывая школьникам из сельской местности доступ к качественным учебным материалам и ресурсам для подготовки к ЕГЭ, поскольку в сельской местности и небольших городах часто трудно найти квалифицированных учителей по таким предметам, как биология, химия, физика и литература. В школе предмет может преподаваться на недостаточно высоком уровне, а найти хорошего репетитора в близлежащих населенных пунктах бывает непросто. Кроме того, у родителей не всегда есть возможность регулярно возить ребенка на занятия в другой город. Это приводит к тому, что выпускники из регионов часто испытывают трудности с подготовкой к ЕГЭ. Они могут получить оценки ниже своих возможностей, что может повлиять на их дальнейшее обучение и,как следствие, карьеру.
Сравним два популярных способа подготовки к ЕГЭ: занятия с репетитором и обучение в онлайн-школах. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Занятия с репетитором, как правило, дороже, чем обучение в онлайн-школе. Часовое занятие с репетитором стоит около 700 рублей, что означает, что за 8 занятий в месяц родители обычно отдают 4800 рублей. Кроме того, у родителей может не быть возможности найти хорошего репетитора в своем городе. Обучение в онлайн-школе дешевле, чем занятия с репетитором. За 4000 рублей в месяц ученик получает: 3 полуторачасовых занятия с преподавателем в неделю, дополнительное занятие, проверку домашнего задания куратором, персонального менеджера и рейтинг учеников. При этом в месяц ученик имеет около 13 занятий, каждое из которых стоит примерно 307 рублей. Исходя из этого можно сделать вывод, что обучение в онлайн-школе более выгодно, чем занятия с репетитором. Оно дешевле, предоставляет более широкий спектр услуг и позволяет ученику учиться в удобном для него темпе. Кроме того, в 2019 году обучающиеся онлайн набрали в среднем на 27,5 баллов больше, чем усредненный балл по всей России. Это свидетельствует о том, что обучение в онлайн-школе может быть эффективным способом подготовки к ЕГЭ.
Онлайн-образование имеет ряд преимуществ и для предпринимателей. Во-первых, оно позволяет сэкономить на аренде помещений для проведения занятий. Во-вторых, оно дает возможность привлекать к работе квалифицированных специалистов из разных уголков страны. В-третьих, оно позволяет охватить широкую аудиторию. В-четвертых, оно может стать источником ценных кадров.
Для того чтобы онлайн-школа была успешной, важно ориентироваться на подростковую аудиторию. Это означает, что необходимо создавать качественный контент, который будет интересен и полезен для школьников. Также важно активно продвигать школу в социальных сетях, которые являются популярными среди молодежи. Именно в этом и заключается неоспоримое преимущество онлайн-школ, делающих ставку на социальные сети. К таковым относятся: платформа «ВКонтакте», «Одноклассники», «TikTok», «Instagram»*(*Организация, запрещенная на территории РФ). К таковым на сегодняшний день можно отнести и платформу Telegram. Согласно данным Mediascope, наибольший охват среди всех социальных сетей приходятся на долю платформы «ВКонтакте». Именно поэтому онлайн-школы делают упор на продвижение в ней.
Рис. 1.
Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2023/11/24/655f33fa9a794725f7d58b28
Рассмотрим подробнее данное направление маркетинга на примере крупнейшей онлайн-школы в России ООО «Фоксфорд» на платформе «ВКонтакте». Продвижение ООО “Фоксфорд” в социальной сети “ВКонтакте” ориентировано на работу с тремя основными категориями граждан: с детьми и подростками, родителями и учителями. Это означает, что основной акцент должен быть сделан на контенте, который будет полезен для этих групп пользователей. Помимо этого, так как два основных направления услуг ООО “Фоксфорд” — курсы и школа, есть группы, отвечающие за эти разветвления.
Основная группа “Фоксфорд” во “ВКонтакте” насчитывает более 211 тысяч подписчиков. В ней публикуются материалы по различным предметам, рекомендации, связанные с организацией учебного пространства, советы по изучению нового материала, смешные картинки. Новые материалы публикуются дважды в день: в дневное и вечернее время. Помимо этого. организация имеет множество групп, разветвленных по разным направлениям: курсы по подготовке к ЕГЭ, курсы по подготовке к ОГЭ, курсы по различным предметам, онлайн-школа, а также группа для родителей учеников. Таким образом, мы видим, что благодаря платформе «ВКонтакте» онлайн-школы могут выстраивать собственные экосистемы, направленные на привлечение новых клиентов и повышение лояльности уже действующих.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что онлайн-образование — перспективная, активно развивающаяся форма интернет-бизнеса, продвижение которой напрямую связано с действием компании в социальных сетях.
Литература:
- Борцов Ю. С. Социокультурные инновации и образование // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2. С. 292–301.
- Домарева Е. В., Димова К. Б., Зозулина Ю. Е. Социальные сети как средство модернизации образовательного процесса // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по материалам XXVIII международной студенческой научно-практической конференции. 2015. 350 с.
- Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М.: Академия, 1997. 587 с.
- Филь М. Социальные сети. Новые технологии управления миром. М., 2017. 240 с.
- Фоменко А. А. Специфика социальных сетей как фактора социализации молодёжи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 3491–3495.
- Литвинова Н. П. Маркетинг образовательных услуг / Н. П. Литвинова, Е. Н. Подшибякина, В. В. Шереметова. — СПб.: Издательство ТИСБИ РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», 2002. — 62 с.