В статье авторы рассматривают понятийный аппарат в области чрезвычайных ситуаций, комплекс превентивных мероприятий по минимизации ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, предупреждение чрезвычайных ситуаций, оценка эффективности.
Современное социально-экономическое положение Российской Федерации определяет актуальность государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территории страны. Предотвратить в полном объеме чрезвычайную ситуацию (далее ‒ ЧС) невозможно, особенно если речь идет о ЧС природного характера. В силу масштабности происходящих ЧС на территории Российской Федерации, которые наносят колоссальный ущерб, превентивные мероприятия по минимизации ущерба становятся важнейшим элементом государственной политики страны.
ЧС [1] ‒ это обстановка, при которой в результате возникновения аварии или катастрофы на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.
ЧС классифицируют следующим образом:
– по характеру источников возникновения: природные, техногенные, экологические, биолого-социальные;
– по сфере возникновения: террористические, гуманитарные, природные, техногенные;
– по масштабу и размеру ущерба: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные.
Рассмотрим ЧС, произошедшие на территории Российской Федерации в период с 2020–2022 гг. [2] (таблица 1).
Таблица 1
Обзор ЧС на территории Российской Федерации в период с 2020–2022 гг.
Год |
Количество ЧС (ед.) |
Количество погибших (чел . ) |
Количество пострадавших (чел . ) |
Количество спасенных (чел . ) |
2020 |
331 |
326 |
6257 |
2627 |
2021 |
386 |
529 |
49698 |
1898 |
2022 |
242 |
199 |
235274 |
789 |
Итого |
959 |
1054 |
291229 |
5314 |
Рассмотрим общий материальный ущерб от ЧС, произошедших на территории Российской Федерации в период с 2020–2022 гг. (таблица 2).
Таблица 2
Обзор общего материального ущерба от ЧС на территории Российской Федерации в период с 2020–2022 гг.
Год |
Ущерб (млн руб . ) |
2020 |
163778,093 |
2021 |
47866,554 |
2022 |
7828394,733 |
Итого |
8040039,38 |
Рассмотрим наиболее резонансные ЧС, произошедшие на территории Российской Федерации в период с 2020–2022 гг. (таблица 3).
Таблица 3
Обзор резонансных ЧС на территории Российской Федерации в период с 2020–2022 гг.
Наименование ЧС |
Вид ЧС |
Количество пострадавших (чел . ) |
Ущерб (млн руб . ) |
Разлив дизельного топлива в Красноярском крае |
Техногенная |
‒ |
146107 |
Взрыв метана в Кемеровской области — Кузбассе |
Техногенная |
157 |
‒ |
Паводок в Дальневосточном федеральном округе |
Природная |
Более 13000 |
Более 7000 |
Стоит отметить, что ЧС оказывают негативное воздействие на качество жизни населения [3]. Поэтому своевременное выполнение необходимых превентивных мероприятий в целях минимизации ущерба от ЧС природного и техногенного характера приобретает особую актуальность. Среди ЧС рассмотрим те, которые оказывают наибольший ущерб: природные и техногенные пожары, наводнения.
Рассмотрим комплекс превентивных мероприятий в отношении природных пожаров:
– противопожарная пропаганда и агитация среди населения;
– создание противопожарных барьеров в лесных массивах: минерализованных полос, противопожарных разрывов;
– проведение проверок пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря лесопользователей;
– совершенствование средств космического мониторинга в целях раннего обнаружения очагов возгорания;
– ужесточение ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
– введение практики страхования лесного фонда.
Рассмотрим комплекс превентивных мероприятий в отношении техногенных пожаров:
– противопожарная пропаганда и агитация среди населения;
– выполнение надзорных мероприятий соответствующими компетентными органами в области пожарной безопасности;
– обязательная установка автономных дымовых пожарных извещателей (особенно в частных жилых домах, в квартирах малобильных граждан).
Рассмотрим комплекс превентивных мероприятий в отношении наводнений:
– выполнение комплекса мероприятий: ледорезных, ледокольных, взрывных работ;
– совершенствование средств мониторинга паводковой обстановки в целях своевременного реагирования;
– ужесточение ответственности собственников гидротехнических сооружений при их эксплуатации.
Определим оценку эффективности превентивных мероприятий по совершенствованию государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на территории Российской Федерации (таблица 4).
Таблица 4
Оценка эффективности превентивных мероприятий
Вид ЧС |
Оценка эффективности |
Природные и техногенные пожары |
Снижение экологического ущерба (снижение загрязнения атмосферного воздуха) Снижение экономического ущерба (снижение затрат на тушение пожаров) Снижение социального ущерба (снижение гибели людей и животных) |
Наводнения |
Снижение экологического ущерба (снижение загрязнения воды, недопущение нарушения санитарно-эпидемиологической обстановки) Снижение экономического ущерба (снижение затрат на выполнение аварийно-спасательных работ и восстановление объектов ЖКХ и транспортной инфраструктуры) Снижение социального ущерба (снижение гибели людей, животных, водных биологических объектов) |
Таким образом, своевременное выполнение необходимых превентивных мероприятий становится ключевым элементом государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на территории Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ.
- Государственные доклады «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020–2022 годы».
- Алексеев, С. П. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие / С. П. Алексеев. ‒ М.: Издательство Политехнического университета, 2017. ‒ 482 c.