Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

Прочее
09.02.2023
276
Поделиться
Библиографическое описание
Савранский, В. А. Особенности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС / В. А. Савранский, Р. Р. Махмутов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99919/.


В статье автором рассматриваются основные аспекты функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в России. Выделяются ключевые особенности данной системы, а также перспективы ее развития в современных условиях на основе новейших инструментов и практик развития систем предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: предупреждение и ликвидация ЧС, единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, чрезвычайные ситуации, развитие системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Сегодня, в рамках функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС в России уже сформирована единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Нельзя не отметить наличие определенных особенностей ее функционирования, в связи с чем, рассмотрим их более детально.

В качестве нормативно-правовой основы для функционирования исследуемой системы является Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 16.06.2022) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Данный нормативно-правовой акт определяет основные моменты функционирования исследуемом системы, а также разделение полномочий между всеми участниками системы предупреждения и ликвидации ЧС в России [1].

Главной целью функционирования исследуемой системы является формирование условий для защиты населения от наступления ЧС и их последствий. Достижение данной цели обеспечивается на основе синергии деятельности органов регионального и местного значения, а также совокупности организаций, которые осуществляют работы в исследуемой сфере. При этом, наблюдается разделение функций и задач функционирования исследуемой системы исходя из текущего положения в стране: в мирное время и при наступлении военного положения происходит изменение данных задач в соответствии с изменяющимися социально-экономическими процессами в обществе.

Выделяется несколько основных режимов работы единой системы предупреждения и ликвидации ЧС в России. С целью наиболее наглядного их представления была составлена таблица 1.

Таблица 1

Основные режимы функционирования единой системы предупреждения и ликвидации ЧС [2]

Режим работы системы

Условия ввода режима

Осуществляемые мероприятия

Режим повседневной деятельности

Нормальная обстановка в государстве

Мониторинг текущей ситуации в стране на основе совокупности параметров, оценке состояния опасных объектов и т. д.

Режим повышенной готовности

Возникновение прогноза о вероятности наступления ЧС

Со стороны органов власти, задействованных в управлении процессами ликвидации и предупреждения ЧС, принимается руководство функционированием всех систем и звеньев. Создаются оперативные группы, позволяющие выявлять причины ухудшения ситуации, а также реализуется совокупность мероприятий в области усиления контроля состояния окружающей среды и опасных объектов, а также применение мероприятий в области защиты населения и готовности сил и средств предупреждения ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации

Возникновение ЧС

Организация работы по защите населения, определение границы зоны ЧС. Формирование условий для стабильной работы национальной экономики, ликвидация уже возникших последствий ЧС, контроль за состояние окружающей среды.

Представленные выше режимы работы системы обеспечивают своевременное и качественное реагирование на все основные риски, связанные с возникновением ЧС. При этом, важно отметить и то, что наличие конкретных разделений основных функций и задач в области предупреждения ЧС позволяет оперативно привлекать всех специалистов к ликвидации последствий ЧС.

Одной из особенностей функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС в России является наличие достаточно разветвлённой структуры существующей информационной системы. Так, в составе единой информационной системы включаются:

– территориальные информационные системы, создаваемые с целью ликвидации ЧС и их последствий в рамках конкретных территорий. Здесь следует выделить, что для снижения уровня нагрузки на информационную инфраструктуру территориальные информационные системы формируются в соответствии с разделением по признаку отношения конкретной территории к субъекту федерации. Такой подход позволяет обеспечить эффективное решение проблемы предупреждения и ликвидации ЧС, а также принимать наиболее обоснованные решения в области развития исследуемой системы, поскольку на региональном уровне наблюдается наличие большего объема ресурсов, которые могут быть использованы для финансирования развития территориальных информационных систем;

– функциональные информационные системы, направленные на решение проблемы распределения полномочий и функций в области ликвидации и предупреждения ЧС. Функциональные системы формируются в деятельности отдельных органов власти, и, чаще всего, интегрируются в состав территориальных информационных систем. Это позволяет обеспечить наиболее качественное управление всеми основными процессами ликвидации и предупреждения ЧС на конкретной территории.

Несмотря на то, что существующая система предупреждения и ликвидации ЧС в России достаточно эффективна, что связано с существенным вниманием со стороны государственных органов власти вопросам ее развития, существует ряд перспективных направлений ее совершенствования. На наш взгляд, наиболее перспективными направлениями являются:

– развитие системы нормативно-правового регулирования в области предупреждения и ликвидации ЧС в России, а также совместных работ на международном уровне с дружественными странами;

– совершенствование практики распределения ответственности органов исполнительной власти всех уровней, что позволит обеспечить решение проблемы повышения качества реагирования на наступления чрезвычайных ситуаций;

– активное развитие процессов автоматизации информационно-коммуникационных технологий, используемых в рамках предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России, что позволит на основе использования технологий искусственного интеллекта обеспечить развитие системы предупреждения и ликвидации ЧС в России;

– активное развитие существующих организационных структур, задействованных в процессе предупреждения и ликвидации ЧС на основе новейших инструментов управления и развития внутренних процессов государственных организаций;

– развитие кадрового потенциала сотрудников, привлекаемых к реализации работ в сфере предупреждения и ликвидации ЧС.

Представленные выше направления совершенствования практики функционирования единой системы предупреждения и ликвидации ЧС не являются исчерпывающими, но их реализация позволит обеспечить существенное увеличение качества реализации мероприятий в области совершенствования практики работы отдельных органов, региональной власти, работающих в исследуемой сфере. Выделенные же выше специфические черты функционирования исследуемой системы позволяет сформировать наиболее обоснованные мероприятия в сфере развития системы предупреждения и ликвидации ЧС в России.

Реализация перечисленных направлений развития системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций позволит создать единое нормативное, правовое, организационное и информационное пространство, что позволит обеспечить более качественную подготовку кадров и эффективное решение задач по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени [2].

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 16.06.2022) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45914/492eda9f08b2b56e284a2ab0b4c8d3719f3a2585/?ysclid=ldvlj6taob661093105
  2. Защита и действия населения в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для высшей школы / Под руководством к. в.н. Е. И. Насса; под. ред. к.т.н. А. С. Клецова/ URL: https://www.msu.ru/info/struct/gochs-mgu/docs/zashita_i_deistviya_v_chs.pdf
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
предупреждение и ликвидация ЧС
единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
чрезвычайные ситуации
развитие системы предупреждения и ликвидации ЧС
Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 356-358):
Часть 5 (стр. 293-365)
Расположение в файле:
стр. 293стр. 356-358стр. 365

Молодой учёный