Организация и проведение эвакуационных мероприятий в современных условиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 15.05.2018

Статья просмотрена: 3311 раз

Библиографическое описание:

Хохренков, Е. Н. Организация и проведение эвакуационных мероприятий в современных условиях / Е. Н. Хохренков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14261/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с требованиями нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностейна территории субъекта и организации.

Ключевые слова: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, зона возможных опасностей, безопасный район, жизнеобеспечение населения.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, как один из основных способов защиты населения, используется давно, особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года при правительстве Советского Союза были созданы специальные органы, которые определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного оборудования и имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения, аппарат которого в центре и на местах. Наряду с Советом по эвакуации в октябре — декабре 1941 года действовал также Комитет по эвакуации, который руководил эвакуацией производственного оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. За июль декабрь 1941 года только из Ленинграда было эвакуировано около 550 тысяч человек.

Крупномасштабные мероприятия по эвакуации населения проводились и в послевоенные годы:

‒ при ликвидации последствий радиационных аварий на Чернобыльской АЭС;

‒ при землетрясении в городе Нефтегорске.

В прошлом в 2017 году эвакуация проводилась:

‒ при подтоплении населенных пунктов на территории Тюменской области, Ставропольского края, Приморского края и Республики Адыгея;

‒ при пожарах в городе Ростов-на-Дону и Волгоградской области.

Накопленный опыт проведения эвакуационных мероприятий позволяет сформулировать и обосновать основные требования нормативных правовых актов к планированию, организации и проведению эвакуации по защите населения и территорий, как от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

В условиях, когда укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны не предоставляется возможным или не обеспечит надежной защиты работников организаций и неработающего населения, проведение эвакуационных мероприятий является основным (необходимым) способом защиты от современных средств поражения.

В Федеральном законе «О гражданской обороне» определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [1].

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы является одной из основных задач в области гражданской обороны по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Правительство Российской Федерации определяет общий порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы на территории всей нашей страны.

Планированием мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению; по развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения в субъектах Российской Федерации занимаются органы исполнительной власти этих субъектов (для города Санкт-Петербурга — Правительство города).

На территории города Санкт-Петербурга администрации каждого района самостоятельно проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в пределах границ своего района.

Организации, находящиеся на территории Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Порядок подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определяются Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, которое разработано и утверждено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации»,

В целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы проводятся следующие основными мероприятиями по гражданской обороне:

‒ организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

‒ подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

‒ создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, и основные понятия по проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы определяет Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

На руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возлагается организация планирования, подготовки и общее руководство проведением эвакуации, а также подготовка безопасных районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей.

При планировании мероприятий по эвакуации и рассредоточению работников организаций учитываются производственные и мобилизационные планы, а также миграция населения. Эти мероприятия планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются по территориально-производственному принципу.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.

Рассредоточение — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.

Зона возможных опасностей — зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.

Безопасный район — территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Зона возможных сильных разрушений — территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить полные и сильные разрушения.

Зона возможных разрушений — территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить средние и слабые разрушения со снижением их эксплуатационной пригодности [3].

Постановление Губернатора Санкт-Петербурга утвердило Положение об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге, в соответствии с которым Правительство Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции планирует мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Санкт-Петербурга в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

На территории Санкт-Петербурга в соответствии с Постановлением Губернатора «Об Эвакуационной комиссии Правительства Санкт-Петербурга» создана эвакуационная комиссия Правительства Санкт-Петербурга (далее — городская эвакуационная комиссия). Данное постановление также утвердило состав и Положение о городской эвакуационной комиссии.

Комиссия создана в целях организации планирования и руководства проведением эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещением в безопасных районах в условиях военного времени, а также при чрезвычайных ситуациях регионального характера в мирное время.

В своей деятельности городская эвакуационная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.

Свою деятельность Комиссия осуществляет во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и организациями в сфере их полномочий по вопросам планирования, подготовки и проведения эвакуации населения Санкт-Петербурга, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

В каждом районе Санкт-Петербурга (городе федерального значения), заблаговременно в мирное время создаются районные эвакуационные комиссии, которые возглавляются главами администраций этих районов или одним из их заместителей.

Руководители организаций, в том числе и образовательных для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий заблаговременно в мирное время создаются объектовые эвакуационные комиссии. Данные эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей организаций.

Деятельность районных и объектовых эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.

В целях решения задач в области гражданской обороны районные эвакуационные комиссии планируют и осуществляют основные мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к которым относятся:

‒ организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей,

‒ рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

‒ подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

‒ создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

Объектовые эвакуационные комиссии в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

‒ организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

‒ готовят безопасные районы для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

‒ осуществляют разработку согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получают ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

‒ создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

При организации гражданской обороны в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга реализующих программы дошкольного, начального общего, среднего общего образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования и среднего профессионального образования необходимо руководствоваться следующим:

планирование, подготовка и проведение эвакуации в безопасные районы государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Комитета, проводятся по планам эвакуационных комиссий районов Санкт-Петербурга.

На этапе планирования эвакуационных мероприятий при необходимости изменения района размещения в безопасном районе руководителем государственной образовательной организации делается письменный доклад со своими предложениями председателю Комитета и председателю эвакуационной комиссии района.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей является одним из основных способов защиты населения. Мероприятия по эвакуации могут быть иногда единственным способом, обеспечивающим надежную защиту населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Точное выполнение требований нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуационных мероприятий позволяют успешно решать задачи по защите населения материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Российской Федерации, Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации, его районов и в организациях.

Литература:

  1. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
  3. Выписка из постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».
  4. Приказ МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
  5. Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 19.06.2012 г. № 37-пг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге».
  6. Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.2007 г. № 74-пг «Об Эвакуационной комиссии Правительства Санкт-Петербурга».
  7. Выписка из письма Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 8.04.2015 г. № 98–15 «Об организации гражданской обороны в государственных образовательных организациях».
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, Российская Федерация, эвакуация населения, район, ценность, подготовка, зона, мероприятие, опасность, безопасный район.

Ключевые слова

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, зона возможных опасностей, безопасный район, жизнеобеспечение населения

Похожие статьи

Совершенствование государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации

В статье авторы рассматривают понятийный аппарат в области чрезвычайных ситуаций, комплекс превентивных мероприятий по минимизации ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Экологические аспекты в обеспечении комплексной пожарной безопасности многоквартирных жилых домов

В статье рассмотрено антропогенное воздействие на природную среду и технологии обеспечения экологической безопасности при монтаже и эксплуатации комплексных систем, направленные на обеспечение пожарной безопасности.

Актуальные вопросы по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов средств индивидуальной защиты, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями

В настоящее время нет Методических рекомендаций МЧС России, которые были бы разработаны с целью обеспечения единого подхода территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федераци...

Основные способы защиты населения от поражающих факторов ЧС

Рассмотрены основные способы защиты населения от поражающих факторов ЧС в мирное и военное время, виды укрытий, а также правила поведения в них.

Пожарно-адресный минимум — программа противопожарного инструктажа для маломобильных групп населения при пожаре на рабочем месте

Обеспечение доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, активное участие данной категории граждан в жизни общества (спорт, культура, труд и т. д.) приводит и к решению вопроса о их безопасности [17]. Труд...

Особенности имущественных прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций

В статье сообщается о том, что Российская Федерация как конституционно социальное государство в добровольном, инициативном порядке берёт на себя вопросы преодоления нарушения имущественных прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) и преодоле...

Характеристика административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В рамках данной статьи мы охарактеризуем ответственность за нарушение требований, предусмотренных для процесса осуществления превентивных мер, ликвидации последствий ЧС, о которой говорится в Кодексе об административных правонарушениях Российской Фед...

Об основных мероприятиях по борьбе с лесными пожарами в Нижегородской области

Данная статья посвящена анализу мероприятий, которые направлены на предотвращение и контролирования лесных пожаров в Нижегородской области. Рассмотрены ключевые факторы возникновения лесных пожаров в данном регионе и на основе этого, а также статисти...

Основные гигиенические проблемы инвентаризации и классификации промышленных отходов

При проведении санитарно-гигиенических исследований особое внимание следует сосредоточить на устранение неблагоприятного воздействия на окружающую среду и человека антропогенных факторов, особенно тех из них, которые сильно отражаются на условиях жиз...

Профилактика в области пожарной безопасности на территории Кемеровской области — Кузбасса

В данной статье рассмотрены основные нормативные правовые акты и программы органов местного самоуправления по предотвращению и предупреждению пожаров, а также профилактические мероприятия в области пожарной безопасности на территории Кемеровской обла...

Похожие статьи

Совершенствование государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации

В статье авторы рассматривают понятийный аппарат в области чрезвычайных ситуаций, комплекс превентивных мероприятий по минимизации ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Экологические аспекты в обеспечении комплексной пожарной безопасности многоквартирных жилых домов

В статье рассмотрено антропогенное воздействие на природную среду и технологии обеспечения экологической безопасности при монтаже и эксплуатации комплексных систем, направленные на обеспечение пожарной безопасности.

Актуальные вопросы по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов средств индивидуальной защиты, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями

В настоящее время нет Методических рекомендаций МЧС России, которые были бы разработаны с целью обеспечения единого подхода территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федераци...

Основные способы защиты населения от поражающих факторов ЧС

Рассмотрены основные способы защиты населения от поражающих факторов ЧС в мирное и военное время, виды укрытий, а также правила поведения в них.

Пожарно-адресный минимум — программа противопожарного инструктажа для маломобильных групп населения при пожаре на рабочем месте

Обеспечение доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, активное участие данной категории граждан в жизни общества (спорт, культура, труд и т. д.) приводит и к решению вопроса о их безопасности [17]. Труд...

Особенности имущественных прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций

В статье сообщается о том, что Российская Федерация как конституционно социальное государство в добровольном, инициативном порядке берёт на себя вопросы преодоления нарушения имущественных прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) и преодоле...

Характеристика административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В рамках данной статьи мы охарактеризуем ответственность за нарушение требований, предусмотренных для процесса осуществления превентивных мер, ликвидации последствий ЧС, о которой говорится в Кодексе об административных правонарушениях Российской Фед...

Об основных мероприятиях по борьбе с лесными пожарами в Нижегородской области

Данная статья посвящена анализу мероприятий, которые направлены на предотвращение и контролирования лесных пожаров в Нижегородской области. Рассмотрены ключевые факторы возникновения лесных пожаров в данном регионе и на основе этого, а также статисти...

Основные гигиенические проблемы инвентаризации и классификации промышленных отходов

При проведении санитарно-гигиенических исследований особое внимание следует сосредоточить на устранение неблагоприятного воздействия на окружающую среду и человека антропогенных факторов, особенно тех из них, которые сильно отражаются на условиях жиз...

Профилактика в области пожарной безопасности на территории Кемеровской области — Кузбасса

В данной статье рассмотрены основные нормативные правовые акты и программы органов местного самоуправления по предотвращению и предупреждению пожаров, а также профилактические мероприятия в области пожарной безопасности на территории Кемеровской обла...