Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций

10. Образование взрослых, самообразование
27.03.2017
253
Поделиться
Библиографическое описание
Айол, А. А. Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций / А. А. Айол. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12124/.


В статье рассматривается организация подготовки должностных лиц органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: органы управления гражданской обороны, органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовка в системах гражданской обороны и РСЧС, единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Эффективность решения любой из возникающих перед человечеством проблемы или задачи напрямую будет зависеть от того, насколько имеющиеся в наличии органы управления в состоянии выполнять свои обязанности по предназначению.

Для защиты населения и территории Российской Федерации на сегодняшний день созданы и функционируют гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС). Для эффективной реализации возложенных на эти системы задач в них созданы системы управления.

Система управления гражданской обороной является составной частью системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в масштабах одной организации, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [1].

В единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются органы управления [2]. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления. На объектовом уровне координационными органами управления являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, постоянно действующими органами управления единой системы являются структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и органами повседневного управления единой системы являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) [3].

Обучение населения в области гражданской обороны, в том числе граждан, входящих в состав органов управления гражданской обороны и РСЧС, осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [4].

В целях качественной подготовки органов управления на современном этапе определена главная задача их подготовки. Этой задачей является совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время.

Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и гражданской обороны сегодня определены в том числе командно-штабные учения (далее — КШУ) и командно-штабные тренировки (далее — КШТ) или штабные тренировки (далее — ШТ), тренировки Национального центра управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.

Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе вызванных террористическими актами, сегодня необходимо организовывать и проводить в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и приказом МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Участие организаций в двухстепенных или многостепенных учениях и тренировках должны засчитываться как проведенные в текущем году КШУ (КШТ).

При проведении учений (тренировок) особое внимание необходимо уделять оценке реальности имеющихся планов:

− гражданской обороны организации;

− действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

− основных мероприятий организации на год;

− финансового обеспечения спланированных мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий;

− организации взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

− выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.

При планировании учений (тренировок) должно быть предусмотрено выполнение мероприятий:

− по приведению органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования,

− по переводу гражданской обороны на работу в условиях военного времени,

− по защите населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Темы учений (тренировок) определяются исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых функциональными и территориальными подсистемами РСЧС.

В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводятся:

− для руководителей организаций — показные занятия с аварийно- спасательными формированиями (далее — АСФ) по ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации эвакуации рабочих и служащих;

− для руководителей предприятий (учреждений, организаций) с негосударственной формой собственности — занятия с рабочими и служащими по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.

При проведении практических занятий на местности, учебных полигонах и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям чрезвычайных ситуаций. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в средствах индивидуальной защиты органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе МЧС России и методическими указаниями по проведению соответствующих занятий.

При проведении практических мероприятий должно быть обеспечено соблюдение мер безопасности.

Для органов управления, сил гражданской и РСЧС началом учебного года считается первый рабочий день января, окончанием учебного года считается последний рабочий день ноября.

В ходе подготовки органов повседневного управления РСЧС основные усилия должны быть сосредоточены на:

  1. Внедрении и развитии аппаратно-программных комплексов «Безопасный город»;
  2. Повышении оперативности действий по повседневному управлению силами РСЧС, взаимодействию с оперативными дежурными службами федеральных органов исполнительной власти, организациями системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, органами управления и силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС, формированиями гражданской обороны при ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушении пожаров;
  3. Совершенствовании системы мониторинга и прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций на основе рисков их возникновения на объектах функциональных и территориальных подсистем РСЧС, своевременном доведении прогноза и контроля выполнения превентивных мероприятий;

Подготовку специалистов дежурно-диспетчерских служб сегодня осуществляется:

− в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, учебных центрах и учебных пунктах Федеральной противопожарной службы, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;

− в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке — один день в месяц по 6–8 часов, причем тематика определяется, исходя из решаемых вопросов и характерных чрезвычайных ситуаций, а также личной подготовленности специалистов;

− в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;

− в ходе проведения тренировок со сменами дежурно-диспетчерских служб, при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются дежурно-диспетчерские службы.

В ходе подготовки персонала дежурно-диспетчерских служб особое внимание необходимо сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения гражданской обороны.

Не реже одного раза в полгода должны приниматься зачеты, по результатам которых принимаются решения о допуске специалистов дежурно-диспетчерские службы к работе [5].

Организация подготовки органов управления гражданской обороны и РСЧС по совершенствованию знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволит существенно повысить эффективность решения возлагаемых на эти органы управления задач, что в свою очередь серьезно повысит защищенность населения Российской Федерации как в военное, так и в мирное время.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями на 30 декабря 2015 года).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями на 23 июня 2016 года).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями на 26 января 2017 года).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с изменениями на 9 апреля 2015 года).
  5. «Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2017 год» № 2–4-71–67–14 от 23 ноября 2016 года.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
органы управления гражданской обороны
органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
подготовка в системах гражданской обороны и РСЧС
единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Молодой учёный