В статье автор раскрывает одну из проблем переоформления земельного участка, который ранее был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, после приобретения в собственность объекта капитального строительства, расположенный на данном земельном участке.
Ключевые слова : земельный участок, постоянное (бессрочное) пользование, землепользователи, землепользователь, предоставление земель.
Проблема права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на сегодняшний день является одной из сложных и противоречивых как для физических, так и для юридических лиц. Законодатель неоднократно урегулировал вопрос предоставления постоянного (бессрочного) пользования, однако в настоящее время появляются новые вопросы, связанные с вышеуказанным правом на земельные участи.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возник в период светского государства как одно из немногочисленных форм пользования землей. На основании Земельного кодекса РСФСР 1991 года данное право предоставлялось гражданам и юридическим лицам на основании выданного акта уполномоченным органом.
В соответствии со ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ (далее — ЗК РФ) рассматриваемое право на земельный участок больше не предоставляется гражданам и юридическим лицам.
Поскольку законодателем было предусмотрено сохранение ранее предоставленного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, с дальнейшим его не возникновением в будущем, исходя из этого, была заложена основа для исчезновения данного вещего права.
Вместе с тем, ЗК РФ введена обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка на право аренды или приобрести его в собственность. В зависимости от категории лица, которому было предоставлено данное право, и от объектов, находящихся на таких земельных участков, законодатель установил сроки переоформления данного права.
Однако, вместе с этим п. п. 2.1 и 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отдельно выделил лица, которых в сроках не ограничил [1]. В связи с этим имеются основания полагать, что данное право на земельные участки будет существовать еще продолжительное время.
Поскольку на земельных участках, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, могли располагаться объекты капитального строительства, законодатель не ограничил землепользователей в совершении сделок купли-продажи объектов капитального строительства, расположенных на данных земельных участках. После чего возник вопрос об оформлении покупателем вещего права на земельный участок.
Согласно п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» если право собственности на объект капитального строительства или иную недвижимость перешло после введения в действие ЗК РФ к лицу, которое в соответствии с действующим законодательством не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, такому лицу надлежит по своему выбору переоформить названное право [3]. Данная норма работает только в том в случае, если на земельном участке отсутствуют другие объекты недвижимости, которые могут быть в собственности у продавца.
В случае, если на земельном участке, на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположены несколько объектов капитального строительства, и которые были проданы, то перед новыми собственниками возникает проблема в оформлении в собственность земельных участков под приобретенным объектом капитального строительства. Для решения проблемы, землепользователю-продавцу необходимо прекратить в добровольном порядке путем подачи заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования и провести межевые работы земельного участка, под собственными объектами капитального строительства, с последующим его оформлением в собственность или аренду. Но, к сожалению, землепользователи-продавцы, понимая, что данная процедура несет значительные финансовые затраты, не соглашаются на добровольный отказ от права постоянного (бессрочного) пользования.
Для решения сложившейся ситуации законодателю необходимо предусмотреть механизм принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с установлением административной ответственности в связи неиспользованием такого земельного участка в том массиве, в котором оно было предоставлено изначально. Для этого необходимо проводить проверки уполномоченным органом, наделённый осуществлять государственный земельный надзор — Росреестр.
Таким образом, пока законодатель не сможет полностью урегулировать вопрос с ранее предоставленным правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, новые землепользователи будут дальше сталкиваться с серьезными проблемами, на примере описанной выше, связанными с невозможностью переоформления земельного участка.
Литература:
- Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33764/?ysclid=lrb0fwrten359672781 (дата обращения: 12.01.2024).
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения: 12.01.2024).
- Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52891/ (дата обращения: 12.01.2024).