В статье рассматриваются некоторые особенности привлечения к административной ответственности за несоблюдение обязанностей при административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы. В ходе научного исследования проводится подробный анализ законодательной базы, а также устанавливаются основания привлечения к административной ответственности за нарушение правил административного надзора данной категорией лиц.
Ключевые слова: административный надзор, административная ответственность, лишение свободы, юридическая ответственность, поднадзорное лицо, ограничения.
The article discusses some of the features of bringing to administrative responsibility for failure to comply with duties during administrative supervision of persons released from prison. During the scientific research, a detailed analysis of the legislative framework is carried out, and the grounds for bringing to administrative responsibility for violation of the rules of administrative supervision by this category of persons are established.
Keywords: administrative supervision, administrative responsibility, imprisonment, legal responsibility, supervised person, restrictions.
С момента возрождения Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» произошли изменения, касающиеся оснований административной ответственности согласно статье 19.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Эти изменения состояли во введении двух новых частей в данную норму.
В основании первой части статьи лицо подлежит привлечению к юридической ответственности в случае несоблюдения административных ограничений или ограничений, указанных в решении суда при установлении административного надзора, но только в том случае, если такое поведение не влечет за собой уголовной ответственности.
Вторая часть статьи относится к невыполнению обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством, при этом отсутствует уголовная ответственность за такое невыполнение. Помимо этого, когда возникает вопрос о виновности лица, которое нарушает административные ограничения (статья 19.24 часть 1 КоАП РФ) или не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством (статья 19.24 часть 2 КоАП РФ), следует учитывать следующее: административное правонарушение может быть выражено как активным нарушением установленных ограничений и обязанностей, так и бездействием, то есть несоблюдением обязанностей без уважительных причин.
Как уже упоминалось ранее, данное действие не должно содержать элементы состава преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ. Согласно пункту 1 статьи 19.24 КоАП РФ, лицо будет привлекаться к ответственности только за нарушение тех ограничений, перечисленных в статье 4 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и указанных в постановлении суда. Ниже перечислены какие именно ограничения:
1) Запрет на нахождение в местах, указанных судом.
2) Запрет на посещение и участие в массовых мероприятиях.
3) Запрет на нахождение вне дома, квартиры или другого жилого помещения в ночное время.
4) Запрет на выезд за пределы территории, указанной в решении суда.
5) Лицу устанавливается обязательная явка в полицию по месту жительства до четырех раз в месяц для регистрации.
Ответственность поднадзорного лица по пункту 2 статьи 19.24 КоАП РФ возникает только в случае неисполнения обязанностей, указанных в статье 11 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019 г.) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Подчеркнем некоторые из обязанностей указанных в статье:
— После освобождения из исправительного учреждения необходимо пребыть к месту жительства, утвержденным администрацией, в указанный срок.
— Также требуется явиться в полицию для регистрации в течение трех рабочих дней после прибытия к месту жительства или после перемены места проживания.
— Если получено разрешение на временный выезд или на выезд из территории по личным обстоятельствам, то также требуется явиться для регистрации по месту временного пребывания.
— Поднадзорное лицо должно в обязательном порядке сообщать полиции о следующих ситуациях: смена места жительства или пребывания, возвращение к месту жительства после временного отсутствия по личным обстоятельствам. Необходимо также обязательно уведомлять полицию о трудоустройстве, увольнении или смене места работы.
При вызове полиции необходимо явиться в указанный срок. Лицо, состоящее на учете, обязано давать объяснения полиции по вопросам, связанным с неисполнением обязанностей, установленных законом о надзоре.
Руководители территориальных органов внутренних дел, их заместители, начальники отделов полиции и их заместители, а также старшие участковые уполномоченные полиции имеют право назначать наказания за административные правонарушения, указанные в статье 19.24 Кодекса об административных правонарушениях.
Тем не менее, если административные протоколы переданы мировому судье, то они рассматриваются судьей по установленной процедуре. В 2014 году были внесены изменения в статью 19.24 Кодекса об административных правонарушениях с помощью введения третьей части, которая устанавливает административную ответственность за неоднократное совершение в течение одного года административного правонарушения, предусмотренного первой частью этой статьи, если эти действия (или бездействие) не являются уголовно наказуемыми преступлениями. Употребление термина «преюдиция» части 3 статьи 19.24 Кодекса об административных правонарушениях является законным. Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса об административных правонарушениях неоднократным совершением однородного правонарушения является совершение административного правонарушения в период, когда лицо уже подверглось административному наказанию, как указано в статье 4.6 Кодекса об административных правонарушениях.
Безусловно, мы признаем, что одной из наиболее эффективных профилактических мер, которая имеет доказанную историческую эффективность, является наблюдение за лицами, состоящими под административным надзором, ведущими антиобщественный образ жизни и совершающими противоправные действия.
Законодательство Российской Федерации предусматривает административную ответственность по частям 1 и 3 статьи 19.24 КоАП РФ для поднадзорных лиц, которые не соблюдают судебные ограничения, накладываемые на них. Невыполнение своих обязанностей, установленных указанной статьей, также является частью 2 этой нормы.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ. — Текст: электронный // URL: http://publication.pravo.gov.ru (номер опубликования 0001202004010076, дата опубликования 07 января 2002 г, дата обращения 08.01.2024).
- Бекетова О. И. Административная деятельность полиции / О. И. Бекетова — Омск: Учебное пособие. 2016. — 312 с. — Текст: непосредственный.
- Астахова А. О. Уголовно–правовые последствия административного надзора и ограничения свободы / А. О. Астахова — Москва: Вестник Омского университета. 2016. — 43 с. — Текст: непосредственный.