В данной статье рассматривается необходимость введения уголовной ответственности за уклонение от административного надзора и неисполнение его требований (по статье 314.1 Уголовного кодекса РФ), а также раскрывается правовое обоснование криминализации данного института.
Ключевые слова: статья 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовная ответственность, злостное уклонение, самовольное оставление места жительства, поднадзорное лицо.
This article discusses the need to introduce criminal liability for evasion of administrative supervision and failure to comply with its requirements (under Article 314.1 of the Criminal Code of the Russian Federation), which also reveals the legal basis for the criminalization of this institution.
Keywords: article 314.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, criminal liability, malicious evasion, unauthorized leaving of place of residence, supervised person.
В части 1 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации указано, что уголовная ответственность наступает за уклонение от административного надзора, которое выражается в неприбытии к избранному месту жительства без уважительных причин лицом, являющимся поднадзорным, в соответствии с решением суда, в срок, который установлен администрацией исправительного учреждения, а также самовольный выезд с места жительства или временного пребывания.
Перечисленные действия должны быть совершены с целью уклонения от административного надзора. Неприбытие или самовольный выезд представляют собой объективную сторону преступления. Происходят они в двух альтернативных формах: либо неприбытием без уважительных причин в срок, указанный администрацией исправительного учреждения, либо самовольным оставлением места жительства или временного пребывания со стороны подконтрольного лица. Понятие «уважительные причины» было разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 г. № 21 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Рассмотрим некоторые объективные причины, признаваемые уважительными:
— тяжелое заболевание;
— опасность для жизни, связанная с серьезным заболеванием;
— неотложная медицинская помощь, требующая срочного обращения;
— наступление смерти близкого родственника или наличие серьезных семейных обстоятельств;
— непредсказуемые транспортные проблемы;
— задержание из-за необоснованных подозрений в совершении преступления или правонарушения и другие подобные случаи. Такие действия, как оставление места жительства или пребывания без разрешения органов внутренних дел с целью проведения времени с родственниками или сдачи вступительных экзаменов, не являются преступными, а лишь подпадают под административную ответственность.
Поднадзорное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за покидание места жительства или пребывания без разрешения полиции в случаях, указанных в части 3 статьи 12 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ (ред. от 1 октября 2019 года) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Однако, если поднадзорное лицо покидает свое место жительства для совершения преступления в другом месте, но всегда возвращается обратно, такое действие будет рассматриваться как основание для уголовной ответственности по статье 314.1 УК РФ.
Ограничения, которые суд мог установить, относятся к ограничениям, указанным в статье 4 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Под основаниями для привлечения к уголовной ответственности, указанными в части 2 статьи 314.1 УК РФ, понимается совершение неоднократных правонарушений, при условии соблюдения положений административного закона.
Понятие «неоднократность» означает повторное совершение аналогичного преступления, причем законодателем четко указывается на два и более раза в течение года в части 2 данной статьи. Кроме того, в диспозиции этой статьи указывается еще одно конструктивное обстоятельство — сопряженность.
Административная ответственность за несоблюдение ограничений, установленных судом, регламентируется в частях 1 и 3 статьи 19.24 КоАП РФ, а вторая часть предусматривает ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных федеральным законом. В результате, при правонарушениях поднадзорного лица будут усматриваться признаки уголовного преступления, если оно привлекалось более двух раз по административному правонарушению, предусмотренному частями 1 и 3 статьи 19.24 КоАП РФ.
Однако необходимо учитывать срок учета административного наказания, как указано в статье 4.6 КоАП РФ. Именно, лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, а также после окончания исполнения наказания в течение одного года. Однако данные, касающиеся неоднократного привлечения к административной ответственности, не будут достаточными для установления признаков уголовной ответственности.
Объективная сторона описываемого преступления заключается в двукратном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 3 статьи 19.24 КоАП РФ, совершенных поднадзорным лицом в течение года, при условии сопряженности с нарушением, предусмотренным главами 20, 6, 19 КоАП РФ (за исключением статьи 19.24 КоАП РФ).
Напомним, что санкция части 1 статьи 19.24 КоАП РФ предусматривает административный штраф от одной тысячи до полутора тысяч рублей или арест сроком до 15 суток, а за нарушение части 2 статьи 19.24 КоАП РФ должностное лицо может быть предупреждено или оштрафовано в пределах от пятисот до одной тысячи рублей. В санкции части 3 статьи 19.24 КоАП РФ предусмотрены обязательные работы на срок до 40 часов или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.
Одной из наиболее эффективных мер, которую необходимо отметить, является надзор за лицами, ведущими антиобщественный образ жизни и совершающими противоправные деяния. За неисполнение ограничений, назначенных судом для таких лиц, предусмотрена административная ответственность согласно статьям 19.24 частей 1 и 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За уклонение от административного надзора с усиленным характером может быть привлечено к уголовной ответственности в соответствии с частями 1 и 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Основная цель федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» заключается в предотвращении совершения преступлений, включая повторные.
Своевременное пресечение и раскрытие преступлений являются основной задачей правоохранительных органов. Выявление и раскрытие преступлений означает не только пресечение незаконных действий и бездействия, но также внедрение неотвратимого наказания за содеянное, а также профилактику и предотвращение других преступлений.
Литература:
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. — 2011. — 06 апреля. — Текст: непосредственный.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. — Текст: электронный // URL: http://publication.pravo.gov.ru (номер опубликования: 0001201904150035, дата опубликования 17.06 1996, дата обращения 10.01.2024).
- Бекетова О. И. Административная деятельность полиции / О. И. Бекетова — Омск: Учебное пособие. 2016. — 312 с. — Текст: непосредственный.
- Астахова А. О. Уголовно–правовые последствия административного надзора и ограничения свободы / А. О. Астахова — Москва: Вестник Омского университета. 2016. — 43 с. — Текст: непосредственный.