В данной статье рассматривается использование метода изотерапии в диагностике социально-психологической адаптации к школе у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, задержка психического развития, изотерапия.
Школа — это важный этап в жизни ребенка. При поступлении в школу, дети могут испытывать интерес к чему-то новому в их жизни, но также появляется и стресс в связи с изменением обстановки, окружения, новых требований и распорядка дня. Поэтому социально-психологическая адаптация к школе является важным и актуальным вопросом в жизни младших школьников. Необходимо вовремя заметить возможные проблемы и помочь ребенку справиться с ними.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс приспособления ребенка к новым видам деятельности, отношениям, требованиям, новой системе социальных условий и режиму жизнедеятельности (Гуткина Н. И.) [3]. Адаптация заключается не только в приспособлении младшего школьника к успешному функционированию в образовательной среде, но и в способности к его дальнейшему личностному, психологическому, социальному развитию (Баласанян, Буйтуева, Гайнанова).
Адаптация детей, вне зависимости от различных условий, осуществляется всегда. Но стоит иметь ввиду, что этот процесс индивидуален, как для педагога, так и для школьника, и может повлечь соответствующие психологические и педагогические последствия. От благоприятного периода адаптации, напрямую, будет зависеть школьная мотивация, заинтересованность в приобретении знаний, успешная социализация, эмоциональное благополучие и т. д.
Существует процесс обратный адаптации — дезадаптация. Она возникает вследствие игнорирования основных потребностей ребенка, его эмоциональной нестабильности. Основными проявлениями данного процесса становятся: заниженная самооценка, непринятие себя, боязнь школы, отказ от её посещения, сниженная мотивация к учёбе.
Для того, чтобы адаптация прошла успешно необходимо вовремя проводить диагностические и коррекционные мероприятия.
Дети с задержкой психического развития особенно трудно адаптируются к новым условиям.
Задержка психического развития — это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [2].
Дети с ЗПР могут испытывать трудности, обусловленные незрелостью эмоциональной сферы, низким уровнем коммуникативных и произвольных процессов, недоразвитием познавательной деятельности, слабой сформированностью сенсомоторных, речевых и эмоциональных предпосылок к продуктивной и мыслительной деятельности [4].
У детей с ЗПР отмечается недостаточное развитие основных психических функций, также прослеживается недостаточный уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса. Характерной особенностью для детей с задержкой психического развития наряду с отставанием в развитии психических функций, является недоразвитие волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо апатичность и вялость, повышенный уровень тревожности и агрессии [5].
Для диагностики адаптации существует большое количество разнообразных методик: тесты, опросники, анкеты наблюдения, проективные методики.
Одними из самых интересных и эффективных форм деятельности, которые используются в образовательных учреждениях, выступают игра и творчество [1].
Чаще всего при поступлении в школу дети с ЗПР еще не умеют писать, у них может быть затруднена речь и с ними недоступны некоторые виды диагностики. Но рисовать они умеют, образный метод для них наиболее понятен и прост. Поэтому диагностику с ними можно проводить с помощью методов изотерапии.
К тому же, в терапевтическом рисовании ситуация диагностики менее заметна, как правило, она не осознается участниками любого возраста и не провоцирует реакций защитного характера [7].
Поэтому наиболее доступными и информативными в работе с данной группой детей будут проективные методики.
В связи с этим будет эффективным использование арт-терапевтических методов, а в особенности изотерапии.
Изотерапия — это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Преимущества изотерапии:
– Ребенок в силу своих возрастных особенностей любит рисовать, лепить, клеить, заниматься творчеством
– Изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех детей, которые затрудняются в словесном описании своих переживаний.
– Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни детей.
– Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений [6].
Изотерапия также является методом психологической коррекции и реабилитации, который может быть эффективным при адаптации детей с ЗПР (задержкой психического развития) к школьной среде. Она позволяет развивать и укреплять моторные навыки, координацию движений, вести работу с сенсорными ощущениями, а также способствовать развитию общих навыков самоорганизации и саморегуляции.
Для диагностики, к примеру, можно использовать такие проективные методики, как: «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой) и «Изучение понимания детьми переживаемых ими эмоций» Фадина Г. В.
Методика «Что мне нравится в школе», разработанная Н. Г. Лускановой, является одним из методов диагностики школьной мотивации. Она предназначена для изучения отношения детей к школе и учебному процессу, а также для выявления их мотивационных предпочтений.
Методика «Изучение понимания детьми переживаемых ими эмоций» Фадиной Г. В. предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей. Ребенку предлагают нарисовать себя в разных эмоциональных состояниях: испытывающего радость, грусть, страх, удивление и т. д. Данная методика позволяет оценить способность ребенка распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей.
Анализ рисунка поможет психологу понять, как ребенок чувствует себя в школе, насколько он понимает свои эмоции, какие у него отношения с учителем и сверстниками.
В заключение, хочется сказать, что использование методов изотерапии в диагностике социально-психологической адаптации к школе имеет свои преимущества. Эти методы позволяют обнаружить и изучить различные аспекты адаптации, такие как социальные навыки, эмоциональное состояние и уровень удовлетворенности школой у детей.
Изотерапия предоставляет возможность понять причины негативных эмоций и поведения ребенка в школе, помогает выявить его потребности и проблемы в общении со сверстниками и учителями. Таким образом, эти методы помогают родителям, педагогам и другим специалистам разработать индивидуальный подход к каждому ребенку, улучшить его адаптацию в школе и обеспечить его полноценное развитие.
Однако, необходимо учитывать возможные ограничения при применении изотерапии в диагностике социально-психологической адаптации. Например, не всегда результаты изотерапии могут быть однозначными и объективными, так как они основаны на субъективных ощущениях и восприятии ребенка. Кроме того, использование изотерапии требует опытности и квалификации специалиста, что может быть сложным в некоторых случаях.
Таким образом, несмотря на некоторые ограничения, применение методов изотерапии в диагностике социально-психологической адаптации к школе является перспективным направлением и может значительно повысить эффективность работы с детьми.
Литература:
- Бариляк И. А. Арт-терапия и изо-деятельность в условиях дошкольного образовательного пространства // Психология профессионала: личность, деятельность, организация. Коллективная монография под редакцией Т. А. Жалагиной, Л. Ж. Каравановой, Е. Д. Короткиной. — Тверь: ТвГУ. — 2014. — С.49–59.
- Борякова Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 1.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект. — 2000. — 184 с.
- Дмитриев А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: учеб. Пособие. — М.: МГОУ. — 2017. — 259 с.
- Игнатьева О. В. Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2013. — № 9.
- Куприна Ю. П. Изотерапия и проблема социально-культурной адаптации.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь. — 2003. — 256 с.