Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 2932 раза

Библиографическое описание:

Елтарёва, К. К. Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников / К. К. Елтарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38573/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: песочная терапия, эмоциональные нарушения, виды эмоциональных нарушений, психолого-педагогическая коррекция, младший школьный возраст

Младший школьный возраст — это важный период в жизни каждого ребенка, благодаря которому происходит формирование новых психических образований, переход в следующий возрастной этап.

Песочная − терапия это терапия психотерапевтического воздействия на человека с использованием песка.

Для детей − это, прежде всего игровой способ передачи всех своих переживаний, проблем, страхов, внутренних конфликтов. У детей младшего школьного возраста игровая деятельность остается самой любимой и интересной.

В последнее время к песочной терапии интерес значительно возрос. К данной терапии обращаются педагоги, логопеды, психологи. И видимо не зря, ведь действительно игры с песком благотворно влияют, как и на самих детей младшего школьного возраста, так и на все их процессы развития [1, с.231].

Сам по себе песок является успокаивающим средством. Развивается тактильная чувственность. При «общении» с песком, дети как будто «оживают» с новой силой. Они словно растворяются в этом довольно увлекательном процессе. Мало того они легко открывают «тайную дверцу» к своему внутреннему миру, чувствам, эмоциям. Ведь выразить словами все свои переживания они не могут, им сложно это сделать. Поэтому на помощь приходит песок. В это время специалистам многое становится понятно, они могут увидеть те моменты и сюжеты в жизни детей, которые до этого были просто скрыты от посторонних глаз. И не только могут увидеть, но и помочь, изменить «неправильные» пути во внутреннем мире ребенка [10, с.220].

Играя в песок, дети как будто создают свой отдельный прекрасный мир, наполняя его увлекательными сюжетами и рассказами. В эти моменты они словно волшебники создают и создают. Включаются их фантазия, мечты, желания. Они могут и проигрывать волнующие их ситуации собственной жизни.

Изначально данная терапия была предложена К. Г. Юнгом. К. Г. Юнг был психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Он был уверен, что песок, как естественная потребность человека, поможет раскрыть его [5, с.95].

Далее изучением песочной терапии занимались в основном представители юнгианской школы.

Необходимо отметить и неоценимый труд в развитии песочной терапии отечественных педагогов — Санкт-Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме − Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич [11, с.48].

Песок использовался для самых различных целей, кроме образовательных и психологических. И лишь в совсем недавнее время его невероятные возможности стали применяться и в таких областях, как педагогика и психология.

Сегодня песок широко распространен в обучении и развитии личности в целом. Эффективно этому способствуют разнообразные многочисленные программы целого ряда занятий, направленных исключительно на развитие личности детей младшего школьного возраста, коррекцию каких-либо нарушений. Детям очень нравится заниматься песком, то совмещение «приятных моментов с полезными» просто необходимо.

Процесс песочной терапии основывается на трех основных стадиях: «хаос», «борьба» и «разрешение конфликта» [2, с.89].

  1. Стадия «хаоса» характеризуется «проживанием» ребенка своего эмоционального состояния и постепенным освобождением от него. Продолжительность данной стадии от одного до нескольких занятий.
  2. На стадии «борьбы» ребенок выплескивает все свои внутренние переживания непосредственно на песок.
  3. Стадия «разрешение конфликта» отличается от двух предыдущих — появлением спокойствия, умиротворения, гармонии с внутренним «Я».

Эмоциональные нарушения — это нарушения, которые негативно влияют на личность младшего школьника, а также на все развивающиеся процессы в этом возрасте. Такие нарушения разрушительно влияют и на социализацию детей младшего школьного возраста.

Также отмечено множество причин нарушений эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Основными причинами можно считать особенности эмоционально-волевой сферы детей. Еще у школьников отмечены конституциональные причины развития эмоциональных нарушений. Причины могут быть и при неблагоприятном общении с социальным окружением, как со взрослыми, так и со сверстниками. Неправильные типы воспитания в семьях также являются причинами эмоциональных нарушений у младших школьников.

Основные виды эмоциональных нарушений:

– эмоциональные нарушения, связанные с межличностными отношениями;

– эмоциональные нарушения, связанные с внутриличностными конфликтами;

– эмоциональные нарушения с выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами;

– расстройства настроения;

– расстройства поведения;

– нарушение психомоторики.

Если не проводить коррекцию эмоциональных нарушений у детей младшего возраста, то они могут оказаться в ситуации полной дезадаптации [5, с.174].

Эмоциональные нарушения детей младшего школьного возраста — актуальная проблема современного времени.

И нельзя оставлять ее без внимания. Детям младшего школьного возраста с эмоциональными нарушениями, просто необходима помощь взрослых, а именно родителей, педагогов, психологов. Лишь в совокупности их совместных действий результат будет незамедлительным. Тем более что младший школьный возраст еще сензитивен для различного рода коррекций.

В процессе школьного обучения у детей младшего школьного возраста не исключено появление трудностей в эмоциональной сфере.

Коррекция педагогом-психологом эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста — это целенаправленная, планомерная система психологических влияний.

К базальным направлениям коррекции педагогом-психологом эмоциональных нарушений относятся такие, как улучшение эмоционального состояния детей; повышение их инициативности; устранение неблагоприятных воздействий на детей; коррекция саморегуляции.

Педагог-психолог может использовать самые разнообразные методы при коррекции эмоциональных нарушении детей младшего школьного возраста. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В любом случае, песочная терапия благотворно влияет на стабилизацию эмоционального фона. Она позволяет ребенку, прежде всего, быть самим собой.

Для формирования комфортного эмоционального состояния у младших школьников рекомендована его своевременная коррекция. К одной из современных технологий для коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста можно отнести песочную терапию [4, с.110].

В песке, младший школьник может проигрывать волнующие его ситуации в жизни, использовать игрушечные фигуры как образы окружающих его людей, которые, так или иначе, влияют на его эмоциональный фон. Также он может создавать исключительно свой мир, в котором, как ему кажется, ему было бы комфортнее.

Таким образом, младший школьник способен избавиться от своего напряженного эмоционального состояния [9, с.79].

Песочная терапия благотворно влияет и на творческое самовыражение детей младшего школьного возраста. Творчество в песочной терапии эффективно способствует коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников. Также данная терапия может помочь справиться со многими страхами младших школьников, научить их контролировать свое поведение, эмоции [3, с.34].

Песочная терапия − одно из идеальных средств коррекции эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста и способствует:

– развитию эмоционального интеллекта;

– снятию эмоционального напряжения;

– снижению уровня агрессии и тревожности;

– формированию умения владеть собой, своим поведением;

– формированию своей адекватной самооценки;

– формированию умения грамотно строить взаимоотношения с окружающими;

– развитию тактильно-кинестетической чувствительности;

– развитию мелкой моторики рук.

Таким образом, практикой доказано, что после проведения занятий с использованием песочной терапии, даже еще в его процессе, происходит снижение негативной психической энергии. Также наблюдается заметная гармонизация психоэмоционального состояния детей. В целом песочная терапия позитивно влияет на эмоциональное самочувствие.

Литература:

  1. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: «Академия», 2001. — 248 с.
  2. Арттерапия — новые горизонты / Под редакцией А. И. Копытина. — М.: «Когито-Центр», 2006. — 336 с.
  3. Большебратская Э. Э. Песочная терапия — Петропавловск, 2010. — 74 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под редакцией М. В. Гамезо — М.: «Наука», 2000. — 381 с.
  5. Волков Б. С. Психология младшего школьника. — М.: «Академический проект», 2005. — 208 с.
  6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. — СПб: «Речь», 2007–340 с.
  7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: «Логос», 2003. — 384 с.
  8. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. — СПб: «Питер», 2002. — 368 с.
  9. Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. — М.: «Знание», 1978. — 127 с.
  10. Марилов В. В. Общая психопатология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  11. Реан А. А. Психология детства / Под редакцией А. А. Реана. — М.: 2003. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, песочная терапия, нарушение, ребенок, песок, младший школьник, эмоциональное нарушение детей, психолого-педагогическая коррекция, формирование умения, эмоциональный фон.


Похожие статьи

Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии

В данной статье отражены способы диагностики и коррекции тревожности девиантных подростков с помощью арт-терапии.

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Когнитивно-поведенческая терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков: обзор методов и подходов

В статье изучены основные характеристики и специфика проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков. Освещаются способы и методы коррекции когнитивно-поведенческой терапии.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Профилактика школьной дезадаптации младших школьников с синдромом гиперактивности при помощи методов арт-терапии

В работе представлено описание детей с синдромом гиперактивности, названы его особенности и профилактика с помощью арт-терапии.

Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Логопедическая работа по развитию смыслового чтения у младших школьников с задержкой психического развития

В статье отражена логопедическая работа по развитию смыслового чтения у младших школьников с задержкой психического развития. Представлены этапы формирующего эксперимента.

Похожие статьи

Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии

В данной статье отражены способы диагностики и коррекции тревожности девиантных подростков с помощью арт-терапии.

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Когнитивно-поведенческая терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков: обзор методов и подходов

В статье изучены основные характеристики и специфика проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков. Освещаются способы и методы коррекции когнитивно-поведенческой терапии.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Профилактика школьной дезадаптации младших школьников с синдромом гиперактивности при помощи методов арт-терапии

В работе представлено описание детей с синдромом гиперактивности, названы его особенности и профилактика с помощью арт-терапии.

Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Логопедическая работа по развитию смыслового чтения у младших школьников с задержкой психического развития

В статье отражена логопедическая работа по развитию смыслового чтения у младших школьников с задержкой психического развития. Представлены этапы формирующего эксперимента.

Задать вопрос