Что такое эмоции, люди знают, понимают и чувствуют. Но редко задумываются о том, что действительно они чувствуют, особенно дети. Мы привыкли называть радость радостью, обиду обидой…Соответствует ли то, что мы испытываем, этим словам. Взрослые легко обозначают свои эмоции, в отличие от детей, которых надо научить понимать, называть и различать эмоции и чувства. Нередко бывает так, что мы не можем подобрать слово к своим ощущениям и пользуемся синонимами или словами, примерно обозначающими смысл наших ощущений. Детям еще сложнее. В силу своего возраста они имеют ограниченный словарный запас. Да, они могут пользоваться словами, необходимыми им в повседневной жизни для общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, самообслуживания, получения новых знаний.
Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его переживания возникают мгновенно и так же стремительно проходят. Эмоциональные реакции детей яркие, иногда бурные, искренние. Детский смех или детский плач не оставляет равнодушным. Но, если ребенок не справляется со своими эмоциями, не может остановиться, или эмоции мешают ему и окружающим, то тогда необходима помощь взрослых. С их помощью малыш осваивает умение регулировать свои чувства, поведение и деятельность, предвидеть ее результат и контролировать процесс выполнения.
Показаниями для развития и коррекции эмоциональной сферы являются результаты диагностики детей, которая проводится планово, с согласия родителей (законных представителей) несколько раз в год.
Многолетние наблюдения и диагностика детей в детском саду показывают увеличение негативных показателей развития эмоционально-волевой сферы (ЭВС):
— тревожность;
— страхи;
— детская депрессия (сниженный фон настроения);
— агрессивность.
За последнее десятилетие эти показатели увеличились в разы (см. таблицу 1, рисунок 1).
Таблица 1
Исследуемый период |
Показатели развития ЭВС (высокий уровень) % от общего числа детей в ДОУ |
|||
тревожность |
страхи |
депрессия |
агрессивность |
|
2014–2017 |
12 % |
8 % |
1,5 % |
4 % |
2018–2020 |
18 % |
12 % |
8 % |
16 % |
2021–2024 |
32 % |
21 % |
12 % |
18 % |
Рис. 1
Это позволяет нам сделать следующие выводы:
- Количество детей с нарушением развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников увеличивается с каждым годом. Значительно увеличились показатели тревожности и агрессивности детей. Причины разные: семейное воспитание и детско-родительские отношения (занятость родителей), увеличение потока неконтролируемой информации (в основном чрез интернет), чрезмерное использование гаджетов, что вызывает недостаток общения и, соответственно скудность опыта эмоционального реагирования и т. д.
- Эмоциональные проблемы детей стали более глубокими, т. е. требуют более серьезной коррекционной работы.
- В дошкольные учреждения поступает большее количество детей с ОВЗ (с задержкой психического развития, аутизмом и др.), для которых необходимы специальные условия и иные методы коррекции.
Именно поэтому одним из эффективных методов выражения и коррекции эмоций является рисунок. Большинство детей любят рисовать и делают это с удовольствием. Их привлекают не только яркие цвета, но и материал, а также способы рисования.
Рисование песком или на песке — один из удивительных процессов. Он рождает необычные картины, даже если человек не владеет этим видом искусства.
Песок — естественный природный материал, который очень нравится детям. А рисовать песком на стекле весело, интересно и просто. Именно поэтому коррекция эмоциональных комплексов через рисование песком является интересным и эффективным методом. Суть его заключается в выражении с помощью зрительных и двигательно-моторных реакций своих ощущений и чувств (выплеск эмоций), проговаривание (осмысление или переосмысление) и выработка новой эмоциональной реакции (замена негатива на позитив). «Волшебные» песочные картины и процесс их создания вызывают бурные положительные эмоциональные реакции детей. Психолог стимулирует их проявление, закрепляет в специальных играх, учит выражать эмоции словами и применять этот опыт в других видах деятельности.
Рис. 2
Этапы коррекционной работы:
- Знакомство с материалом и его свойствами, определения правил работы.
- Знакомство с техниками рисования (поэтапное, от простых к более сложным).
- Рисование простых фигур и символов разными техниками и способами.
- Рисование сюжетов и пейзажей разными техниками и способами.
- Динамичное рисование историй или сказок (с трансформацией и изменением сюжета).
Дети с удовольствием выполняют рисунки на песке. Этот процесс их захватывает, дарит положительные эмоции, позволяет освободиться от эмоциональных комплексов. Динамичное рисование позволяет видеть перспективы развития событий, менять с помощью психолога негатив на позитив, учит перевоплощать неприятные события в прекрасные. Такое рисование может сопровождаться музыкой или чтением сказок, что также оказывает благоприятный коррекционный эффект.
Рис. 3
Занятия с детьми уникальны, но имеют определенную структуру, к которой дети быстро привыкают. Построение четкой последовательности действий на занятиях с детьми позволяет решать сопутствующие задачи: формировать у детей произвольность действий, дисциплинированность, организованность, аккуратность работы с песком.
Структура занятий:
- Пальчиковая гимнастика или моторные упражнения, мотивационные игры.
- Сообщение темы сюжета и совместная постановка задач, обсуждение способов и вариантов рисования.
- Знакомство с новыми техниками и способами рисования или совершенствование и закрепление уже изученных.
- Рисование по теме занятия.
- Свободное рисование детей.
- Завершение занятия, ритуал прощания (обсуждение результата, игры-заминки).
Занятия проводятся по специальной программе, которая составляется с учетом особенностей развития детей и их возможностей. Научить рисовать песком можно даже самых маленьких. Промежуточная и контрольная диагностика показывает положительную динамику развития эмоциональной сферы, эффективность проводимых занятий. Согласно принципу что дети всегда рисуют то, что для них важно и актуально, проводимая коррекционная работа связана с их потребностями и интересами, что усиливает её эффективность.
Подводя итоги, хочется отметить важность развития эмоциональной сферы детей. Эмоции — отражение качества жизни, её понимание и оценка. Своевременная коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей обеспечивает дальнейшее благополучное развитие и получение опыта, необходимого во взрослой жизни.
Литература:
- Астапов В. М. Тревожность у детей. — Москва: Per Se, 2008. — 159 с.
- Вилюнас, Витис Казиса. Психология эмоциональных явлений. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142 с.
- Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. — Москва: Академия, 2004. — 283 с.
- Леонова А. Б. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека Учеб. пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 121 с.