Статья посвящена методам продвижения бренда города Иркутска. Рассматриваются такие понятия, как маркетинг достопримечательностей и маркетинг имиджа в рамках бренда Иркутска. Перечислены и исследованы основные методы продвижения бренда города, а также даны рекомендации для лучшего продвижения бренда Иркутска.
Ключевые слова: маркетинговая стратегия, бренд города, маркетинг города, маркетинг достопримечательностей, маркетинг имиджа.
Объект: бренд города Иркутска.
Предмет: продвижение бренда города Иркутска.
Цель: увеличение популярности бренда города Иркутска, привлечение наибольшего количества туристов, работников и студентов в город.
Актуальность: Формирование маркетинговой стратегии бренда города в последнее время стало набирать всё большую актуальность. Административное руководство практически любого города всё чаще думает о том, как повысить популярность собственного города, привлечь большее количество туристов, жителей и инвестиций. Кроме того, качественно созданный бренд города повышает ощущение гордости и самоуважения у жителей региона, что также способствует развитию локальной идентичности, укреплению сообщества и повышению качества жизни. Помимо этого, создание бренда города напрямую влияет на развитие, сохранение и продвижение культурного и исторического наследия региона, что несомненно является важной повесткой для каждого города, особенно в последние годы. Также нельзя не отметить, что в современном мире глобализации, конкуренция между городами находится на наивысшем уровне, поэтому качественно сформированный бренд помогает создать и раскрыть уникальность и преимущества города, относительно других мест. Именно исходя из данных тенденций современного мира, администрация города Иркутска придерживается того же курса совершенствования, поскольку развитие города как востребованного «бренда» также приводит к большему государственному финансированию.
Существует несколько методов развития городского маркетинга: имиджевый маркетинг; маркетинг достопримечательностей; инфраструктурный маркетинг; маркетинг людей. В построении маркетинговой стратегии необходимо учитывать особенности города, поскольку та стратегия, которая работает в одном городе, для другого города абсолютно не подходит. Согласно мнению, для города Иркутска наиболее подходящими маркетинговыми стратегиями являются имиджевый маркетинг и маркетинг достопримечательностей. Учитывая то, что у Иркутска уже имеется определённая концепция, то выстраивание бренда города необходимо основывать на уже существующих данных, а именно: Иркутск — исторический город (декабристский квартал, церкви, 130 квартал и другие значимые локации), Иркутск — «Ворота на Байкал» и, наконец, у города имеется богатое творческое наследие (В. Г. Распутин, А. В. Вампилов, Н. П. Охлопков, М. И. Ромм и другие). Но многие жители нашей страны и, тем более, жители зарубежных стран, посещающие Иркутск в качестве туристов, даже не предполагают о многих интересных факторах, которые также характеризуют этот город. Например, в Иркутске самая дешёвая электроэнергия в стране, что очень удивляет россиян, которые после разговоров с местными узнают о расценках. Кроме того, Иркутск обладает сильной сейсмичностью, землетрясения здесь происходят практически каждый месяц. Также Иркутск обладает очень «интересным» климатом. Если жители центральной части России привыкли к более размытым рамкам между сезонами года, то в Иркутске эти разделения очень заметны, ведь зимой температура доходит до -35, а летом до +35. Всё это иркутяне ласково называют «иркутскость», что отчасти и есть тот самый бренд.
Именно исходя из перечисленных факторов, необходимо формировать такой бренд города, который будет привлекать своей необычностью и индивидуальностью. Тем не менее, стоит учитывать то, что при формировании бренда города нет необходимости охватить всё и сразу, так как иначе айдентика города получится слишком сумбурной и не будет работать на привлечение. Бренд города — это, прежде всего, способность жителей города договориться об общей концепции, которая будет их вдохновлять и отображать всю своеобразность города. Также нужно строить айдентику с не очень сложной концепцией, поскольку город — это не бренд, поэтому он не может позволить себе строить замысловатую концепцию, поскольку брендом города могут пользоваться все — от студента до бизнесмена. Учитывая всё перечисленное, предлагается строить бренд Иркутска как города-ворот на Байкал, потому что именно этот фактор является самым значительным для горожан и для туристов.
Определив факторы, которые отличают город Иркутск от других городов, можно переходить к формированию бренда. Строить бренд Иркутска вокруг Байкала достаточно перспективно, поскольку Байкал известен практически во всём мире, а значит с привлечением внимания к бренду не должно возникнуть проблем. Во-первых, стоит обратить внимание на флору и фауну Байкала, поскольку озеро славится своими эндемиками. Самым ярким представителем фауны озера является байкальская нерпа и поближе познакомиться с этим необычным пресноводным можно всего лишь в двух местах, одно из них — нерпинарий Иркутска. Во-вторых, для привлечения внимания к бренду необходимо создать эмоциональную привязку, познакомить аудиторию с необычными историями и легендами, охватывающими Иркутск и Байкал. В-третьих, администрация может нанять команду дизайнеров и маркетологов для того, чтобы они разработали брендовую идентичность и логотип. Логотип должен содержать приятные цвета (например, голубой цвет, который будет символизировать чистоту воды, белый, символизирующий зимние сугробы города и так далее).
Вместе с тем, нельзя забывать о необходимости проведения различных мероприятий и фестивалей на Байкале или в черте города, которые будут привлекать не только местных жителей, но и туристов. Проведение региональных, национальных и международных выставок, фестивалей и конференций по экологии, охране природы и устойчивому туризму может помочь привлечь колоссальное внимание аудитории. Также музыкальные, спортивные и прочие мероприятия, привлекающие большое количество заинтересованных людей. Помимо перечисленного, нельзя не отметить, что с другой стороны Байкала находится республика Бурятия, которая, в свою очередь, тоже славится своей невероятной культурой и историей. Поэтому администрациям субъектов стоит вместе работать над развитием туризма, так как пользу это принесёт обоим регионам.
Однако администрации регионов часто забывают о том, что для привлечения внимания к городу и для комфортного пребывания туристов и других заинтересованных людей, городу необходимо работать и над развитием туристической инфраструктуры. Именно исходя из этого, администрации Иркутска нужно тщательно проработать туристические маршруты, подготовить доступный транспорт и устранить проблемы в сфере обслуживания для того, чтобы времяпрепровождение туристов в регионе было максимально комфортным и оставило после себя лишь позитивные эмоции. Для того, чтобы бренд продвигался администрации рекомендуется провести маркетинговую кампанию, которая будет представлять город в самых различных медиа-каналах. В кампанию можно привлечь местных блогеров и известных личностей города, тогда в ней захотят участвовать отели, рестораны, кафе и многие другие заведения, так как для них это тоже послужит рекламой и будет приковывать внимание новой аудитории. Кроме того, администрация может нанять команду разработчиков, которые создадут привлекательный и удобный туристический сайт. На данном сайте необходимо разместить информацию о городских достопримечательностях, мероприятиях, отзывах туристов и местных жителей. Также на сайте может быть чат, где люди смогут знакомиться, находить себе компанию на прогулку и так далее. Создателям нужно уделить особое внимание дизайну и качеству данного сайта, поскольку от этого напрямую зависит спрос пользователей на данную веб-страницу. Но недостаточно просто создать хороший сайт, так как, помимо этого, требуется активно публиковать туда красивые фотографии, видео и интересную информацию (можно дублировать контент в социальных сетях и на сайте, чтобы охватить как можно больше людей. Помимо всего прочего, одним из хороших и достаточно доступных инструментов продвижения бренда города также будет являться сотрудничество с журналистами. Можно создавать целые пресс-туры с журналистами, предоставляя им интересную информацию об актуальных мероприятиях, о достопримечательностях, об истории города. Такой метод будет очень эффективен и принесёт большую пользу бренду Иркутска.
Работая над брендом города, нельзя не упомянуть такой инструмент как региональная помощь локальным брендам. Если администрация будет помогать и поддерживать малый и средний бизнес города, а также по возможности продвигать их на национальный рынок, то непременно будет улучшаться общая экономическая ситуация, а также будет увеличиваться предложение товаров и услуг, что, в свою очередь, будет привлекать новую аудиторию и к брендам, и к бренду самого города Иркутска.
Заключение
Важно создать прочный и узнаваемый бренд города Иркутска, показывая его уникальность и привлекательность для туристов, для инвесторов, для работников, студентов и многих других людей. Качественное продвижение и сотрудничество с заинтересованными сторонами помогут привлечь большую аудиторию и развить туристическую индустрию в городе. При этом необходимо помнить, что формирование бренда является долгосрочным процессом, поэтому администрация и все причастные к формированию бренда люди не должны опускать руки, если изначально спрос будет не очень высок, так как данная деятельность требует постоянных вложений, развития и продвижения. В данном процессе необходимо быть последовательным, аккуратным, следить за актуальными трендами, соответствовать обещаниям и ожиданиям аудитории, чтобы ещё сильнее укрепить бренд города Иркутска в сознании людей.
Литература:
- Вихорева M. В., Выгузова А. О. Оценка маркетингового потенциала г. Иркутска и перспективы его повышения / В сборнике: Стратегические аспекты публичного управления и территориального развития. — Иркутск, Байкальский государственный университет, 2017.
- Трунцова Д. Пять ошибок территориального брендинга. https://skillbox.ru/media/design/gorod-bez-brenda/ — 2021.
- Щепина, Е. Д. Бренд как информационно-коммуникационная технология взаимодействия города с внешней средой (на примере города Иркутска) / Е. Д. Щепина // Цивилизационные сдвиги в развитии современного города: Сборник научных трудов / Научный редактор Т. И. Грабельных. — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. — С. 447–449.
- Мухаметгалиева, Л. А. История и проблемы брендинга города Иркутска / Л. А. Мухаметгалиева, М. В. Вихорева // Информатизация и виртуализация экономической и социальной жизни: Материалы IV Межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием (электронное издание), Иркутск, 14 марта 2018 года / Иркутский национальный исследовательский технический университет. — Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2018. — С. 168–171