В наши дни происходит резкое снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей. Это приводит к тому, что становятся все больше детей с ослабленным здоровьем и признаками социально-педагогической запущенности, а также с пограничными состояниями, нарушениями в развитии значимых для обучения психофизиологических функций. Поэтому большое значение, сегодня имеет создание и внедрение социально-педагогической деятельности системы педагогической поддержки и профилактики педагогической запущенности. Требуются новые теоретические знания о сущности самого явления, о признаках и формах его проявления [5, c. 57]. В младшем школьном возрасте в развитии запущенности влияют факторы социальные, педагогические, психологические, а главную роль играют семейные, факторы. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, и в учебном заведении затрагиваются все личностные структуры ребенка, нарушаются процессы самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных возможностей и свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированым. Такая проблема является актуальной на сегодняшней день [3, c.52].
Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. Где должны создаваться условия для социально — психологической адаптации детей в учебных учреждениях, их социально-нравственного развития, также необходимо повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоение знаний. Таким образом, педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка. Психологический механизм педагогической запущенности детей выражается в усилении позиции «не такой, как все. В зависимости от характера динамики, можно выделить латентную, начальную и выраженную степени педагогической запущенности ребенка.
В направлении изучения педагогической запущенности школьника как объекта деятельности социального педагога проводились исследования П. П. Блонским, В. Н. Мясищевым, Р. В. Овчаровой, и другими.
Тема педагогической запущенности является сегодня актуальной, т. к. растет число неблагополучных семей, повышается уровень требований к младшим школьникам, что приводит к перегрузке учебными заданиями и снижению уровня адаптации.
Наше практическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 7, г.Владимира. Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости и посещаемости 2 класса, количество которого составляет 27детей. Был составлен паспорт класса, где был составлен мониторинг категории семей, наполняемость класса.
В исследовании участвовало 23 ребенка 8–9 лет, начального звена 2 класс из них было выявлено 4 детей с явной выраженной педагогической запущенностью. Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости, беседа с учителями, метод наблюдения за учениками а также проведение методик для выявления педагогической запущенности.
Для выявления уровня педагогической запущенности детей были использованы следующие методики: Социометрическая методика «Два домика», (автор Л. А. Венгер), «Кинетический рисунок семьи» (авторы: Р. Бернс, С. Кауфман), «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации» (Н. Г. Лускановой модифицированная Е. И. Даниловой) [1, c. 78]
В результате социометрии было выявлено: 4 детей по признакам являются «звездами», что составило17.3 % от общего числа учащихся; 7 детей 30.4 % «предпочетаемые»;11 детей в классе являются «принятые» 47,8 %; а 1 ребенок в группе «изолированный»4,3. Этим детям необходима коррекционная работа по сплочению коллектива и привитие им коммуникативных навыков, а также дать необходимую рекомендацию классному руководителю по внеклассной работе с детьми.
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации (Н. Г. Лускановой)
В ходе опроса 23 школьника 8–9 -летнего возраста было отобрано 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
В результате проведения диагностического обследования педагогической запущенности детей, определили, что учащихся с 5 уровнем (высоким) 7 человек 30,4 %, с 4 уровнем (средним) 5 человек 21,7 %, с 3 уровнем (внешняя мотивация) 7 человек 30,4 %, с 2 уровнем (низким) 4 человека 17,5 %.
В ходе первичного исследования появилась необходимость проведения дополнительной методики «Рисунок семьи», для тех детей, у которых был выявлен низкий уровень мотивации обучения в школе и трудности при взаимоотношениях со сверстниками им необходима коррекционная помощь
Проективная методика «Кинетический рисунок семьи».
По результатам проведенной диагностики мы пришли к выводу, что одним из важных этапов нашей работы с педагогически запущенными детьми является работа совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом, психолого-педагогическая помощь ребенку в личностном росте, а также работа с родителями, посещение семей, составление социальной карты семьи а также беседы с родителями (лиц их заменяющих), с целью изменение условий семейного воспитания ребенка, опираясь на программу организации индивидуальной работы с неуспевающим ребенком (Р. В. Овчарова).
В ходе работы мы проанализировали существующие подходы к понятию педагогической запущенности (в работах Заседателевой Э. Б., Баженова В. Г., Алемаскина М. А., Невского И. А., Белкина А. С., Зюбина Л. М. Р.В. Овчаровой и других). Нами установлено, что под педагогической запущенностью следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, учебной деятельности, отставании его развития от собственных возможностей, так как в младшем школьном возрасте в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, негативная оценка результатов учения, негативное стимулирование поведения обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, а также неблагополучной ситуации в семье, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами [4, c. 97].
Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Педагогически запущенные дети легко могут усваивать информацию, в отличие от трудных детей они поддаются педагогическому воздействию [2, c. 120].
Можно сделать вывод, что профессиональная деятельность социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. При работе социального педагога с педагогически запущенными школьниками должны соблюдаться система работы и внедряться программы. Повышение эффективности деятельности социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе. Также важна помощь более «высоких» социальных служб. Эффективность деятельности ещё повышается на основе обмена опытом работы.
Литература:
Алемаскин, М. А. Воспитательная работа с подростками: учеб.-метод. пособие / М. А. Алемаскин. — М.: Знание, 2002. — 393
Аксенова Л. Н. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.
Блонский П. П. Школьная неуспеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 2002.
Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. учеб. заведений 5-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия»,2006–440с.
Галагузова Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов. — М.: Гуманит, издательский центр ВЛАДОС, 2005. — 224с.