Библиографическое описание:

Кузнецов К. В. Проблемы формирования умений антипропаганды в туристском образовании (в частности, в религиозном туризме) // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 485-487.

В последнее время профессиональное туристское образование и сфера туризма сталкиваются со множеством проблем. Среди них следующие: глобализация, рост конкуренции, распространение новых технологий, развитие сферы туризма, культуры и отдыха.

Профессиональному туристскому образованию приходится одновременно взаимодействовать со взаимосвязанными процессами глобализации и стремительного технологического процесса. Вследствие этих процессов знания быстро устаревают, а умения и навыки, необходимые в туристкой деятельности, требуют постоянного обновления.

Глобализация ставит новые проблемы перед туристским образованием. Например, рост туристских потоков предполагает наличие единых профессиональных квалификаций туристкой деятельности, т. е. знание языка, культуры, экономики, правовой и социальной систем стран партнёров, соблюдение единых технологических и гуманитарных норм.

В связи с этим, одной из главных задач является прогнозирование концепций и тенденций развития туризма, без которых невозможно обосновать содержание и объёмы необходимых знаний, умений и компетенций, которые будут востребованы практикой туризма и обеспечат его развитие.

В наше время, активно развивается такая отрасль туризма, как религиозный туризм. Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т. п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения, а как объекты туризма.

В настоящее время смысл и назначение многих культурных объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения объектами познания. Следовательно религиозные ценности — это часть культурного наследия и объекты туризма.

Необходимо отметить, что религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношение. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементов общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности.

Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центра религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определённое время года. При международных поездках туристам пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

Для работников фирм, которые занимаются исключительно религиозным туризмом, одни из главных критериев является хорошее профессиональное образование. Закончив Высшее Учебное Заведение и получив профессиональное туристское образование, выпускник будет иметь все необходимые умения, навыки для успешной профессиональной деятельности. Но, на наш взгляд, для успешной работы в сфере религиозного туризма будущем специалистам следует пройти курс, который на данный момент либо совсем отсутствует, либо представлен в малом объёме.

Предлагаемый курс обучения связан с тематикой религиозной безопасностью. В частности, сделать упор на такие вопросы, как религиозный экстремизм и деятельность деструктивных религиозных организаций.

Деятельность деструктивных организаций в нашей стране обсуждается и анализируется уже не первое десятилетие, число «членов организаций» постоянно растет (по последним данным: около 5 миллионов на территории СНГ) — но не было ни одного крупного судебного разбирательства, ни одного вынесения приговора (именно за деятельность культа или секты, а не за сексуальное или другое насилие, мошенничество и т. д.) и это печально. Одной из причин можно назвать неэффективное распространение информации о деятельности «организаций» среди «жертв» и заинтересованных групп общества. Что мешает распространению информации о деструктивной деятельности сект и культов? Купленные ими СМИ, политики, спецслужбы или низкая активность населения по регулированию общественной жизни? Нет, к сожалению — главная проблема в том, что обсуждение, анализ и использование информации о сектах ведется неэффективно и главное с грубыми ошибками.

Власть и общество в России склонны недооценивать на сегодняшний день масштаб и опасность распространения тоталитарных сект, и, кроме того, для многих государственных и общественных деятелей с демократическим правовым сознанием представляется неправомерным ущемление прав и свобод личности, которое якобы может иметь место в случае организации противодействия тоталитарным сектам.

Такая ошибочная «ультралиберальная» позиция приводит к тому, что ежедневно все новые и новые молодые люди становятся членами сект, использующих для привлечения адептов сознательный обман и изощренные психотехнологические приемы. Демократическая же власть вместо того, чтобы эффективно защищать личность и общество, самоустраняется и саморазоружается перед лицом этой ползучей угрозы.

При этом в странах развитой демократии, таких как Германия и Франция, эту опасность давно осознали и успешно противостоят деятельности целого ряда международных религиозных организаций, таких как, например, 'Церковь саентологии' или 'Церковь объединения Муна'.

Но многие страны в мире понимают: взрывы в Нью-Йорке, как и ранее совершенные провокации в токийском метро сектой 'Аум Синрике' показали, что само существование 'школ фанатизма', какими являются тоталитарные секты (к которым, безусловно, относятся и радикальные реформистские исламские организации) является угрозой национальной безопасности для всех демократических стран, в том числе и для России. Будем надеяться, что в скором времени, настанет новый этап в развитии международного сотрудничества, предусматривающий организацию противодействия не только непосредственно террористическим организациям, но и контроль за той 'питательной средой' из которой вырастает терроризм, будь то молодежные экстремистские организации, подпольные политические группировки или тоталитарные религиозные и псевдорелигиозные организации.

Мы можем сделать вывод: безопасность туристов, их благополучие, а также поддержание высокого качества обслуживания в местах туристского назначения нельзя рассматривать в отрыве от других общественных или национальных интересов принимающей страны и окружающей среды в целом. При разработке и проведении в жизнь норм безопасности для сферы туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы. Поэтому следует сказать о том, что обеспечение качества услуг и безопасности в туризме осуществляется на различных уровнях, включающих в себя: туристские предприятия; администрация туристских центров; местные власти; национальные органы по туризму и центральные власти государств; международные организации и межгосударственные органы. Каждый из этих уровней должен вносить свой вклад в туризм.

В нашей стране безопасность и качество туристических услуг только стремятся к мировым стандартам.

Существуют так называемые «жемчужины» или исключения из правил, где соблюдается и безопасность и качество услуг, но таких мало. В последние время катализатором такого соблюдения правил и качества стал, как это ни странно, сам президент России В. В. Путин. Тому есть примеры: поселок — Банный, что под Магнитогорском, забытый всеми горнолыжный комплекс (советских построек), после посещения президента (но и вложения средств) был превращен в современный горнолыжный курорт. В пределах нашего региона во время САММИТа был срочно реконструирован санаторий «Волжский утес». Примером так же может служить город Сочи — место проведения Олимпиады 2014 года.

Культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну, может значительно вырасти.

Помимо вышесказанного надо заметить, что в последнее время в туризме возникает религиозный аспект безопасности. Этот аспект играет главную роль не только в сфере религиозного туризма и паломничества, но и в обычной сфере туризма.

Религиозный туризм — наиболее опасен в данной ситуации. Любое паломничество к святым местам — лучший повод для сект совершить религиозный теракт. Празднование Пасхи у христиан в Иерусалиме, паломничество мусульман в Мекку — только представьте, что может произойти, если радикальная группа религиозных фанатиков решить совершить теракт.

Большинство турфирм никогда не учитывали эти моменты, думая о безопасности своих клиентов. Туроператоры учитывают многие меры предосторожности, обходя данный аспект. Это может говорить о малой компетентности в вопросе религиозной безопасности, с другой стороны нежеланием заострят вопрос. Наш взгляд на данную проблему — будущих менеджеров туризма, а также уже получивших высшее туристское образование, следует обучить религиозным аспектам безопасности.

Данный факультативный курс, который планируется разработать и внедрить, будет полезен не только специалистам туристского профиля, но и другим людям разных профессий. Суть программы в том, что бы дать знания о реальный религиозной ситуации в стране, социально — психологических аспектах деятельности экстремистских религиозных организаций; может помочь в освоению черт личности, необходимых для безопасного поведения при социально опасных ситуаций, связанных с проявлением религиозного экстремизма и т. д.


Литература:

  1. Карьенов С. Р. Организационно — методические аспекты подготовки обучающихся к опасным и экстремальным ситуациям //Основы безопасности жизнедеятельности. — 2004. — № 2. — С.33–37.

  2. Квартальнов В. А. Туризм: история и современность: Избр. произведения: Кн. первая: Туризм — феномен ХХ века. — М.: Финансы и статистика, 2002.

  3. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30.

  4. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.


Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): религиозного туризма, сфере религиозного туризма, сферы туризма, объекты туризма, святым местам, Похожая статья, профессиональное туристское образование, религиозных организаций, религиозный туризм, религиозного туризма будущем, развитие сферы туризма, умений антипропаганды, области религиозного туризма, сфера туризма, тенденций развития туризма, российском рынке туризма, отрасль туризма, современной индустрии туризма, обычной сфере туризма, практикой туризма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос