Влияние экстремисткой деятельности религиозных объединений на безопасность в Северо-Кавказском регионе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 19.11.2013

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Магазиева, Л. С. Влияние экстремисткой деятельности религиозных объединений на безопасность в Северо-Кавказском регионе / Л. С. Магазиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 668-670. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8323/ (дата обращения: 25.04.2024).

Новая религиозная ситуация, складывающаяся сегодня в России и тенденции ее развития, требуют более пристального внимания власти ко всему комплексу воздействия религиозного фактора на внутриполитическую безопасность России. В этой связи особую важность принимает то обстоятельство, что у нашего государства в настоящее время отсутствует продуманная концепция политики по отношению ко всему сообществу религиозных организаций России и, особенно на Северном Кавказе. Природа проявления экстремизма носит протестный характер: неудовлетворенность политическим режимом, социальным неравенством, положением в обществе определенных социальных слоев, этнических, расовых и конфессиональных групп. В принципе эти мотивы предсказуемы, если внимательно отслеживать развитие ситуации в том или ином сообществе. В истории более чем достаточно прецедентов, когда несправедливость и неравенство в их политическом и социально-экономическом проявлениях, образование пропасти между богатыми и нищими всегда вызывали протест. Эта проблема поддается урегулированию, если государство целенаправленно занимается исправлением перекосов. Но если оно допускает образование критической массы, это неизбежно создает питательную почву для экстремизма.

Наиболее сложен и опасен экстремизм, в основе которого лежат идеологические, особенно религиозные убеждения и прикрываемые ими политические цели и установки. Этот вид экстремизма не всегда и необязательно связан с социально-экономическим положением его сторонников. Его формирует фанатическая преданность идее, догмам и установкам, независимо от того, является ли эта идея светской или религиозной. Убежденность в том, что эта идея божественна, а потому и безупречна, и справедлива, придает ей мощную и притягательную силу, а у ее последователей создает иллюзию, что, борясь за ее претворение в жизнь, они выполняют миссионерскую, даже мессианскую роль, оправдывающую их любые действия. Вот почему при всей ложности их предпосылок, к подобным экстремистским течениям примыкают самые разные люди. Некоторые непосредственно участвуют в реализации идей, другие способствуют их деятельности моральной поддержкой и щедрыми финансовыми пожертвованиями. А третьи, даже не разделяя эти идеи, цинично используют ее сторонников в своих политических целях. Следует отметить, что под влиянием религиозного фактора в деятельность некоторых политических движений нередко привносятся крайне реакционные политические установки. При этом закамуфлированный в ряде случаев в религиозную оболочку социально-политический контекст экстремистских действий гораздо легче воспринимается на эмоционально-психологическом уровне.

Результаты последних исследований показывают, что в комплексе причин и условий возникновения социально-политического экстремизма на наличие религиозного фактора указывает 37 %, на проявление вместе с национализмом — 62 %, а с другими экстремистскими силами — 1 %.

Важно также подчеркнуть, что религиозный фактор имеет место в формировании субъективных, ценностно-мотивационных, эмоционально-психологических предпосылок экстремистского поведения. Здесь необходимо исходить из того, что религиозные понятия, образы, системы вероучений и мифологии обладают достаточным потенциалом для выражения и обслуживания любых, даже совершенно противоположных социально-политических целей, в том числе с применением различных экстремистских форм. Рассматривая религиозное сознание как одну из форм общественного сознания на его идеологическом и общественно-политическом уровнях, необходимо отметить, что в обоих случаях особую роль приобретают положения, доказывающие правомерность применения насилия в религиозных отношениях, либо способствующие формированию таких установок в сознании верующих. Религиозный фанатизм используется приверженцами идеологии и тактики экстремизма для искусственного разжигания вражды между верующими различных конфессий.

Северный Кавказ представляет собой специфический регион, где сошлись ведущие мировые религии (христианство, ислам, буддизм), стороны света (Запад и Восток, Север и Юг), континенты (Европа и Азия). Здесь соприкасаются многие народы, культуры, конфессии, проживает множество народов и этнонациональных групп, имеющих друг к другу немало претензий территориального и иного характера. Можно сказать, что Северный Кавказ обладает своим особым обликом, своими специфическими особенностями, отличающими его от всех других регионов.

Религия, будучи специфической подсистемой общества, многообразными связями переплетена с другими компонентами общественной системы. Она является существенным и постоянно действующим фактором общественной жизни и проявляется посредством выполнения определенных социальных функций, через деятельность религиозных институтов, организаций, верующих масс. Для религий характерны как этносегрегирующая функция, ведущая к противопоставлению народов и последователей разных вероисповеданий, так и интегративная и регулятивная функции, которые позволяют устанавливать связи между единоверцами, поддерживать конфессиональную и этническую общность, регулировать поведение людней. Эти функции на протяжении веков эти функции использовались для обеспечения целостности общества, ослабления существующих противоречий, улаживания межэтнических и других конфликтов. Как показывает опыт истории, объединению людей самых различных национальностей, сближению народов, взаимовлиянию и взаимообогащению их культур, сглаживанию межнациональных противоречий способствовали такие мировые религии, как буддизм, христианство и ислам. Исторически усиление религиозного фактора совпадает с переломными этапами общественного развития, с периодами ломки старого уклада жизни и рождения нового, сопровождающимися социальными потрясениями, духовными кризисами, как общественного масштаба, так и на личностном уровне, вызванными утратой привычных ценностных ориентиров.

Именно такой период в своем развитии переживает сейчас российское, в том числе и северокавказское общество. Эта ситуация рождает общественный спрос на религию, усиливает социальные ожидания, обращенные к религиозным организациям.

Как считают исследователи З. С. Арухов и Р. Г. Гаджиев, «серьезную угрозу для национальной безопасности России, с учетом изменившейся в идеологическом и практическом плане геополитической ситуации стал представлять политизированный исламский фундаментализм, который в современных условиях опирается на мощную поддержку из-за рубежа и усиливается за счет использования исламского прикрытия сепаратистами. Особенно опасной становилась практика слияния национального самосознания народов с религиозным фанатизмом. В этой связи в условиях Северного Кавказа наибольшую угрозу целостности России представляли совместные Дагестано-чеченские экстремистские исламские организации ваххабитского толка».

По мнению политолога М. М. Садыки: «Сегодня Кавказ вообще и Северный Кавказ в частности стали одним из тех регионов, откуда исходит угроза безопасности России». Он считает: «Именно здесь завязаны узлы неразрешимых в обозримой перспективе этнонациональных и территориальных противоречий и конфликтов — Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Чечня, лезгинский народ, разделенный между Азербайджаном и Россией и др. Существуют также противоречия и конфликты между различными народами Северного Кавказа, такие, например, как между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией и др. Острую неразрешимую проблему составляет вопрос о ногайских землях, которые в 1957 г. оказались разделенными между Дагестаном, Чечней и Ставропольским краем» [1, с.345].

В связи с этим в данном регионе с конца XX — начала XXI веков активно начали возрождаться опыт и традиции миротворчества и народной дипломатии по разрешению конфликтных ситуаций в различных областях общественной и личной жизни. Миротворческая деятельность реализуется на практике в форме многоуровневой системы. Одной их существенных сторон данного миротворческого процесса на Северном Кавказе является использование религиозного фактора.

Итак, религиозная ситуация в Северо-Кавказском регионе формируется в основном за счет процессов, происходящих в православном и мусульманском обществе. Взаимоотношения между последователями этих конфессий Северного Кавказа строятся преимущественно в традиционно доброжелательном, мирном, обоюдно терпимом мире. Однако, внутренние процессы, происходящие в глубинах православия и ислама, характеризуются крайне противоречивыми негативными тенденциями. В основе данных тенденций лежит расслоение, разделение и распад; возникновение противоположных взглядов на те или иные догмы религии, возникновение новых религиозных объединений; появление нетерпимости к противоположной точке зрения, что, в конце концов, выливается в конфликт с применением насилия или с использованием других экстремистских методов [2, с.536].

Практика показывает, что обращение к экстремистским методам зачастую происходит тогда, когда верующим отказывают в легитимной политической деятельности. Специфика внутри-мусульманского противостояния в мусульманских анклавах Северного Кавказа состоит в том, что она носит и прямой и опосредованный характер. Это и направление усилий противостоящих течений на формирование о своем оппоненте негативного общественного мнения, и апелляция к общественности, в которой подчеркивается имеющееся размывание коренных устоев мусульманских народов и их культурно-национальной самобытности.

Следует отметить немаловажный факт при оценке религиозной ситуации в регионе, который заключается в том, что в практику вошли попытки подавления своего оппонента с помощью государства, с привлечением известным образом ориентированного правительства. Автор придерживается позиции Г. Курбанова, который считает, что «формальное существо внутриисламского конфликта в Дагестане состоит в том, что фундаменталисты, или «ваххабиты», требуют возврата к «чистому» исламу, отказа от суфизма, от института шейхства и религиозных братств, традиционных для Дагестана. Фундаменталисты требуют также отказа от суфийской обрядности, культа святых, введение элементов шариата, основанных на ханбалитском мазхабе» [3, с.30].

Указанный конфликт в мусульманском мире усугубился с принятием в республиках Северного Кавказа законов, направленных против деятельности тех или иных религиозных течений. Указанные противоречия переросли в некоторых регионах Северного Кавказа в открытое вооруженное противостояние. По сути, религиозная ситуация, сопровождающаяся внутрирелигиозными противоречиями, оказалась одним из факторов дезинтеграции и нестабильности в регионе [4, с.45].

Литература:

1.    Бидова Б. Б. Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность //Молодой ученый. 2013. № 3. — С. 344–347.

2.    Бидова Б. Б. Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе //Молодой ученый. 2013. № 6. — С. 535–537.

3.    Курбанов Г. В. Еще раз об экстремизме //Адвокат. 2006. № 12. — С. 29–32.

4.      Бидова Б. Б. Историко-правовые аспекты феномена экстремизма в России //Молодой ученый. 2013. № 5. — С. 498–501.        

Основные термины (генерируются автоматически): Северный Кавказ, Дагестан, религиозная ситуация, Чечня, политический, противоречие, регион, религиозный фанатизм, Россия, связь.


Похожие статьи

Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе

Характерной особенностью развития религиозной ситуации в России следует считать то обстоятельство, что радикальный фундаментализм прижился в основном в Чечне, Дагестане. Также присутствие ощущается в других северокавказских республиках.

Северный Кавказ как полигон этнических конфликтов

При этом этническая (религиозная) принадлежность может конструироваться, пониматься и

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, Кавказский регион, Кавказ

Северный морской путь — территориальные воды России или международный транспортный...

Религиозно-политический экстремизм и терроризм...

На Северный Кавказ религиозно-политический экстремизм и терроризм активно начинает проникать около двадцати лет тому назад, в первую очередь на территорию Дагестана и Чечни.

Политически мотивированные экстремистские проявления на...

[1] Периодически возникающие конфликты в северокавказских республиках характеризуют данный регион России как самый сложный в политическом, этническом и религиозном отношении. Особенно напряженной остается ситуация в республиках Дагестан, Ингушетия и...

Ислам на Кавказе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Северный Кавказрегион, в котором практически все проблемы социального, политического, идеологического характера так или иначе имеют

Возрождение ислама, таким образом, стало частью процесса религиозного возрождения на территориях бывшего СССР.

Анализ взаимоотношений власти и общества в Чечне в конце XIX...

религиозные и этнические предпочтения России на Северном Кавказе

Основные термины (генерируются автоматически): кавказская война, Чечня, Северный Кавказ, Россия, чеченец, Кавказ, царская Россия, Терская область, чеченское общество, Турция.

Национальный вопрос. Опыт. Проблемы. Перспективы

Дагестан, государственная национальная политика, Россия, Северный Кавказ, Рамазан Абдулатипов, национальная политика, регион, конфликт, Российская Федерация, главный критерий.

Современный религиозно-политический экстремизм

Дагестана, Чечни и Ингушетии, ислам), очищает ислам от мистики, суеверий, патриархальных традиций; данная идеология способна

2013. № 1. — С. 259. 2. Ханбабаев К. М., Якубов М. Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия.

Религиозный экстремизм: история и настоящее

История подтверждает опасность религиозного фанатизма.

Характерной особенностью развития религиозной ситуации в России следует считать то обстоятельство, что радикальный фундаментализм прижился в основном на Северном Кавказе.

Похожие статьи

Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе

Характерной особенностью развития религиозной ситуации в России следует считать то обстоятельство, что радикальный фундаментализм прижился в основном в Чечне, Дагестане. Также присутствие ощущается в других северокавказских республиках.

Северный Кавказ как полигон этнических конфликтов

При этом этническая (религиозная) принадлежность может конструироваться, пониматься и

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, Кавказский регион, Кавказ

Северный морской путь — территориальные воды России или международный транспортный...

Религиозно-политический экстремизм и терроризм...

На Северный Кавказ религиозно-политический экстремизм и терроризм активно начинает проникать около двадцати лет тому назад, в первую очередь на территорию Дагестана и Чечни.

Политически мотивированные экстремистские проявления на...

[1] Периодически возникающие конфликты в северокавказских республиках характеризуют данный регион России как самый сложный в политическом, этническом и религиозном отношении. Особенно напряженной остается ситуация в республиках Дагестан, Ингушетия и...

Ислам на Кавказе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Северный Кавказрегион, в котором практически все проблемы социального, политического, идеологического характера так или иначе имеют

Возрождение ислама, таким образом, стало частью процесса религиозного возрождения на территориях бывшего СССР.

Анализ взаимоотношений власти и общества в Чечне в конце XIX...

религиозные и этнические предпочтения России на Северном Кавказе

Основные термины (генерируются автоматически): кавказская война, Чечня, Северный Кавказ, Россия, чеченец, Кавказ, царская Россия, Терская область, чеченское общество, Турция.

Национальный вопрос. Опыт. Проблемы. Перспективы

Дагестан, государственная национальная политика, Россия, Северный Кавказ, Рамазан Абдулатипов, национальная политика, регион, конфликт, Российская Федерация, главный критерий.

Современный религиозно-политический экстремизм

Дагестана, Чечни и Ингушетии, ислам), очищает ислам от мистики, суеверий, патриархальных традиций; данная идеология способна

2013. № 1. — С. 259. 2. Ханбабаев К. М., Якубов М. Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия.

Религиозный экстремизм: история и настоящее

История подтверждает опасность религиозного фанатизма.

Характерной особенностью развития религиозной ситуации в России следует считать то обстоятельство, что радикальный фундаментализм прижился в основном на Северном Кавказе.

Задать вопрос