Формирование у студентов гуманитарных вузов умений антипропаганды религиозного экстремизма - одно из важнейших направлений работы педагогической науки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кузнецов К. В. Формирование у студентов гуманитарных вузов умений антипропаганды религиозного экстремизма - одно из важнейших направлений работы педагогической науки // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 380-382. — URL https://moluch.ru/archive/49/6192/ (дата обращения: 19.08.2018).

В современной России возрождается интерес к религии. По данным социологических опросов: верят в Бога 47 % опрошенных. Из них почти половина никогда не читали Библию, 10 % регулярно ходят в Церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по праздникам [5]. Православное христианство до сих пор остается главной религией в нашей стране. По данным опроса 73,6 % россиян считают себя православными; 4 % граждан российской федерации приверженности ислама. Менее 2 % принадлежат к иным конфессиям христианства, 18,5 % атеисты и лишь 2,3 % затруднились с религиозным выбором [1]. Современная общественная практика показала, что интерес к религии характерен не только для верующих. К идеям высшего суда, истины, добра, любви обращается ныне значительная часть граждан России. Об этом говорит хотя бы анализ выступлений в СМИ и публикаций в прессе деятелей искусства, политических лидеров.

Сколько помнит себя человечество, столько существуют деструктивные религиозные организации, состоящие из групп людей, фанатично следующих за своим лидером.В ряде исследований отмечается, что в 20 веке многие секты начали применять психологические методы воздействия на психику человека, направленные на подавление воли человека. За последние 20 лет в нашей стране появилось множество организаций, прибегающих к разного рода злоупотреблениям с целью как можно больше ограничить возможность своих прихожан самостоятельно мыслить и действовать. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их ценности, обрывают их связи с близкими и родными, а нередко даже толкают на убийства. Человек, попавший в секту, нередко подвергается насилию; от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна.

Иными словами, члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, в свою очередь, делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. По существу, мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству. Эти религиозные организации являются деструктивными.

Деструктивные религиозные организации (секты) самым фундаментальным образом нарушают гражданские права. Разрушаются семьи, люди лишаются собственности и, в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встает проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется 2 года.

Данное исследование непосредственным образом относится к сфере «человек-человек». К этой сфере относятся такие профессии, как: специалисты сферы туризма (гиды, экскурсоводы, аниматоры и т. д.); педагоги (воспитатели детских садов, учителя школ и преподаватели высших учебных заведений); работники медицинских учреждений (медсестры, врачи, фельдшеры и т. д.) и многие другие специалисты, сутью работы которых является работа с людьми.

Исследование направлено на подготовку будущих специалистов с педагогической направленностью деятельности к антирпопаганде религиозного экстремизма.

Проблемам сектоведения посвящены научные труды отечественных и зарубежных ученых: А. Л. Дворкина [2], Т. Гандоу [3], И. Я. Кантерова [4] и многих других. Проанализировав их основные труды, нам не удалось найти исследования, в которых рассматриваются проблемы формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у специалистов сферы «человек- человек».

Сформулирована проблема — каковы содержания, методы и формы по формированию у студентов гуманитарных ВУЗов умений анти пропаганды религиозного экстремизма в профессиональной деятельности.

В ходе исследования было сделано следующие

  1. Раскрыта типология существующих деструктивных религиозных организаций, раскрыто религиозного экстремизма, выявлены направления работы со студентами гуманитарных ВУЗов по формированию анти пропаганды религиозного экстремизма;

  2. Произведён отбор умений анти пропаганды религиозного экстремизма необходимых студентам, такие как: уметь оценивать возможный риск появления религиозного экстремизма на территории региона; уметь классифицировать опасности деструктивных религиозных организаций и закономерности их проявления; уметь владеть ситуацией при общении с адептами сект, вести диалог, в случае вербовки; уметь проконсультировать пострадавших от сект и их родственников о том, где и как получить помощь;

  3. Разработано содержание, формирующие следующие знания: классификация и характеристика деструктивных религиозных организаций; социально-психологические аспекты деструктивных религиозных организаций; принципы, правила и требования безопасного поведения в социально опасных ситуациях, связанных с проявлениями религиозного экстремизма и направленных на противодействие экстремистской деятельности; формы и методы правовой защиты граждан от посягательств религиозных экстремистов;

  4. Разработана модель формирования умений анти пропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов — будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности и включающая такие модули: программно-целевой модуль, операционально-деятельностный модуль, оценочно-коррекционный модуль.

Разработанная модель состоит из 3 блоков:

  1. Программно-целевой уровень включает в себя разработку программы и определение целей и способов деятельности в зависимости от выявленного уровня развития и включает в себя 2 компонента:

  • Мотивационно- ценностный компонент;

  • Информационно-познавательный компонент.

  1. Операционально-деятельностный модуль состоит из следующих аспектов:

  • Мотивационно- волевое отношение к факультативному курсу;

  • формирование знаний, умений и навыков;

  • организация совместной деятельности общения.

Все 3 аспекты составляют следующий предметно — рефлекторный компонент, который реализуется на протяжении трёх этапов:

  1. Предварительный этап;

  2. Текущий этап;

  3. Ретроспективный этап.

  1. Оценочно-коррекционный модуль определяет следующие аспекты разработанной модели:

  • Оценка и самооценка результатов;

  • Коррекция плана действий на основе полученного предметно рефлексивного результата.

Программно-целевой модуль определяет следующие аспекты модели: разработка учебных программ и определение целей и способов деятельности в зависимости от выявленного уровня развития способностей студентов. Данный модуль представлен следующими компонентами: мотивационно — ценностным и информационно — познавательным.

Разработка программ. Данный аспект подразумевает разработку программы факультативного курса «Религиозные аспекты безопасности». Данная программа направлена на формирование умений студентов гуманитарных ВУЗов по анти пропаганде религиозного экстремизма.

Определение целей и способов деятельности в зависимости от выявленного уровня развития. Перед планировкой занятия преподавателю необходимо оценить уровень развития учебной группы. Связанно это с тем, что при анализе занятия поможет намного лучше ставить цели и определять способы деятельности на занятиях.

Мотивационно — ценностный компонент отражает положительное эмоциональное отношение к факультативному курсу, сформированную потребность в нём, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями факультативного курса, духовное совершенствование.

Данный компонент также определяет мотивацию достижения успеха и мотивацию преодоления неудач у студентов в процессе обучения. Учебный процесс по курсу «Религиозные аспекты безопасности» должен быть построен так, чтобы учащиеся имели мотивацию для достижение успехов в процессе учёбы и мотивацию для преодоления неудачи.

Информационно — познавательный компонент позволяет решать задачи по овладению учащимися знаний по религиозным аспектам безопасности; определяет познавательная потребность у студентов и активность в получении информации по факультативному курсу.

Операционально-деятельностный модуль состоит из следующих аспектов: мотивационно — волевое отношение к факультативному курсу; формирование знаний, умений и навыков; организация совместной деятельности общения.

Все 3 аспекты составляют следующий предметно-рефлекторный компонент, который реализуется на протяжении трёх этапов: предварительном, текущем, ретроспективном.

Мотивационно-волевое отношение к факультативному курсу. В процессе обучения у учащихся должно выработаться мотивационное отношение к обучения. Чтобы развить у студентов мотивационно-волевое отношение к факультативному курсу, надо стараться учитывать эти позиции. Если студент на занятиях не проявляет активности, скучает, надо в первую очередь понять, почему ему не интересно.

Формирование знаний, умений и навыков. В результате изучения программы, учащиеся должны:

а) знать:

  • классификацию и характеристики деструктивных религиозных организаций;

  • социально-психологические аспекты деструктивных религиозных организаций;

  • принципы, правила и требования безопасного поведения в социально опасных ситуациях, связанных с проявлениями религиозного экстремизма и направленных на противодействие экстремистской деятельности;

  • формы и методы правовой защите граждан от посягательств религиозных экстремистов.

б) уметь:

  • оценивать возможный риск появления религиозного экстремизма на территории региона;

  • классифицировать опасности деструктивных религиозных организаций и закономерности их проявления;

  • владеть ситуацией при общении с адептами сект;

  • проконсультировать пострадавших от сек и их родственников о том, где и как получить помощь.

Оценочно — коррекционный модуль определяет следующие аспекты разработанной модели: оценка и самооценка результатов; коррекция плана действий на основе полученного предметно рефлексивного результата.

Оценке и самооценке результатов на данный момент посвящено много литературы. Такое большое внимание, уделяемое этому вопросу, объективно обоснованно. Только в результате постоянно проводимого анализа и самоанализа работы педагога могут быть выявлены как недостатки, так и удачные моменты в ходе занятия, и, таким образом, появиться возможность устранить первые и не упустить из вида вторые при проведении последующих занятий. Анализ проводится администрацией учебного заведения, а самоанализ и самооценка — самим преподавателем.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что тема актуальна, разработанная модель

Все это и анализ содержания курса «Безопасности жизнедеятельности» раздела «Защита от социальных опасностей» позволило сделать вывод, что тема «Религиозные аспекты безопасности» актуальна на данный момент и в учебных программах. В связи с этим рекомендуется ввести в курс подготовки студентов гуманитарных высших учебных заведениях данную тематику.


Литература:

  1. ВЦИОМ. Итоги всероссийского опроса, март 2010.

  2. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Изд. 3-е, пераб. и доп. — Нижний Новгород.:«Издательство братства во имя св. князя Александра Невского», 2002. — 702 с. — ISBN 5–88213–050–6.

  3. Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. — Клин: Изд-во Братства свт. Тихона, 1995.

  4. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины) / И. Я. Кантеров. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2006

  5. Религия в цифрах и фактах // СТАТИСТИКА.ру, 05.12.2007.

Основные термины (генерируются автоматически): факультативный курс, религиозный экстремизм, Религиозный аспект безопасности, разработанная модель, способ деятельности, мотивационно-волевое отношение, самооценка результатов, формирование знаний, аспект, рефлексивный результат.


Похожие статьи

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий...

Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций: познавательную, регулятивную и развития.

Саморегуляция основана на самооценке школьника и обеспечивается формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе...

Рефлексия как психологическое условие формирования...

· психолого-педагогическую безопасность образовательной среды

рефлексивную позицию; 3) установление рефлексивного отношения к своему мышлению, ситуации, деятельности; 4)

М., 1992. 10. Семенов И.Н., Савенкова И.А. Рефлексивно-психологические аспекты...

Развитие рефлексивной компетенции у будущих бакалавров...

6) психологическая диагностика уровня развития познавательной, мотивационно-волевой

Его экспериментальный, прикладной, теоретический и методологический аспекты изучены

Отсутствуют исследования по формированию рефлексивных компетенций у будущих...

Роль рефлексивных умений в принятии организационных решений

Результатом рефлексии является возникновение феномена сознания. Сознание выступает результативной стороной рефлексии и ее условием [2].

В перспективе наших дальнейших исследований разработать модель формирования рефлексивных умений у будущих...

Влияние рефлексивно-оценочной деятельности на повышение...

В процессе рефлексивно-оценочной деятельности у учащихся повышается уровень учебной

Для формирования положительной устойчивой учебной мотивации важно

Основным мотивом учения является стремление учащихся к улучшению результатов деятельности, поскольку...

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале...

Предложены методы, которые способствуют формированию рефлексивной культуры личности.

В педагогической деятельности рефлексия рассматривается как процесс мысленного анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого...

Влияние групповой работы на формирование рефлексивных...

Эффективным способом формирования рефлексивных способностей учащихся является мониторинг (отслеживание) происходящих изменений.

На основе промежуточного анализа обработанных результатов по использованию на уроках рефлексии деятельности, можно...

Проблемы формирования умений антипропаганды в туристском...

религиозный туризм, профессиональное туристское образование, последнее время, религиозная безопасность, религиозный экстремизм, религиозный аспект безопасности, сфера туризма, Россия, деятельность...

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Далее рассмотрены особенности формирования самооценки младших школьников как фактора достижения личностных результатов

Второе педагогическое условие предполагает поэтапное вовлечение учащихся в самооценочную и рефлексивную деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий...

Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций: познавательную, регулятивную и развития.

Саморегуляция основана на самооценке школьника и обеспечивается формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе...

Рефлексия как психологическое условие формирования...

· психолого-педагогическую безопасность образовательной среды

рефлексивную позицию; 3) установление рефлексивного отношения к своему мышлению, ситуации, деятельности; 4)

М., 1992. 10. Семенов И.Н., Савенкова И.А. Рефлексивно-психологические аспекты...

Развитие рефлексивной компетенции у будущих бакалавров...

6) психологическая диагностика уровня развития познавательной, мотивационно-волевой

Его экспериментальный, прикладной, теоретический и методологический аспекты изучены

Отсутствуют исследования по формированию рефлексивных компетенций у будущих...

Роль рефлексивных умений в принятии организационных решений

Результатом рефлексии является возникновение феномена сознания. Сознание выступает результативной стороной рефлексии и ее условием [2].

В перспективе наших дальнейших исследований разработать модель формирования рефлексивных умений у будущих...

Влияние рефлексивно-оценочной деятельности на повышение...

В процессе рефлексивно-оценочной деятельности у учащихся повышается уровень учебной

Для формирования положительной устойчивой учебной мотивации важно

Основным мотивом учения является стремление учащихся к улучшению результатов деятельности, поскольку...

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале...

Предложены методы, которые способствуют формированию рефлексивной культуры личности.

В педагогической деятельности рефлексия рассматривается как процесс мысленного анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого...

Влияние групповой работы на формирование рефлексивных...

Эффективным способом формирования рефлексивных способностей учащихся является мониторинг (отслеживание) происходящих изменений.

На основе промежуточного анализа обработанных результатов по использованию на уроках рефлексии деятельности, можно...

Проблемы формирования умений антипропаганды в туристском...

религиозный туризм, профессиональное туристское образование, последнее время, религиозная безопасность, религиозный экстремизм, религиозный аспект безопасности, сфера туризма, Россия, деятельность...

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Далее рассмотрены особенности формирования самооценки младших школьников как фактора достижения личностных результатов

Второе педагогическое условие предполагает поэтапное вовлечение учащихся в самооценочную и рефлексивную деятельность.

Задать вопрос