Применение метода интерполяции по коэффициенту формы для решения задач строительной механики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фетисова, М. А. Применение метода интерполяции по коэффициенту формы для решения задач строительной механики / М. А. Фетисова, С. С. Володин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6296/ (дата обращения: 18.06.2024).



Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественная.

Программное содержание: систематизировать и расширить представления детей о времени года — весна, сделав акцент на региональном компоненте.

Задачи:

— образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках весны; учить детей рисовать нетрадиционным способом — светом; закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; расширять словарный запас по теме «Весна», «Дикие и культурные растения», расширять представления о поведении животных и птиц региона весной, о литературных произведениях и авторах Архангельской области, писавших о природе, познакомить детей с крупнейшими заказниками и национальными парками региона, с приемами посадки некоторых цветов;

— развивающие: развивать мышление, внимание; умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; умение различать, подбирать и называть геометрические фигуры, развивать навыки счета, зрительное восприятие; развивать художественные способности, конструктивные навыки, развивать умение работать в команде.

— воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к природе; любовь к родному краю, воспитывать эмпатию (сопереживание и желание помочь окружающим)

Оборудование: компьютер с мультимедийной презентацией, световой планшет для рисования светом, ящичек с землей, грабельки, 5 деревянных палочек, 5 луковиц нарциссов, лейки 5 шт., влажные салфетки, 6 конвертов для заданий; картонные детали для сборки скворечника, ключи в виде 6 геометрических фигур, домик с 6 замками, в котором спрятана Весна, литературные произведения писателей Севера: стихотворения О.Фокиной «Скворечник», «Времена года», Н. М. Рубцова «Березы», М. В. Ломоносова «Весна тепло ведет...», отрывки из дневников Б. В. Шергина.

Предварительная работа: беседы о весне и её признаках; наблюдение на прогулке за изменениями в природе; рассматривание репродукций картин известных художников о весне; заучивание стихотворений о весне, чтение произведений, пение песен, слушание произведений П. И. Чайковского «Времена года»

Ход игры-квеста:

Введение в квест

Воспитатель: Дорогие ребята, здравствуйте! Я спешу поделиться с вами грустной новостью, потому что медлить нельзя. Сегодня по электронной почте я получила несколько срочных писем с пометкой «Важно». А присланы они нам из Кенозерского национального парка, Пинежского заповедника и национального парка «Онежское поморье». Давайте прочитаем: «Дорогие дошколята, мы знаем, что вы любите природу. Нам — животным, птицам, растениям вашего родного края — требуется ваша помощь. Звери выходят из зимней спячки, а питаться им нечем, перелетным птицам пора заводить своё потомство, а они боятся возвращаться на родину, растениям — траве, цветам, деревьям и кустарникам — пришла пора расти и расцветать, а они боятся замерзнуть. Всё это случилось из-за того, что Зима не хочет покидать наш суровый край и свою младшую сестренку Весну-Веснянку обманом закрыла в своём домике и усыпила. Вот весна и не наступает. Спасите нас!» Ребята, что же нам делать? Будем спасать Весну?

Дети: Да!

Воспитатель: Смотрите, дети, в письме есть вложение, давайте его посмотрим. Это карта, а на ней отмечен маршрут, которым нам надо идти, выполняя по пути задания, чтобы добраться до домика, где спрятана Весна. И приписка снизу: не теряйте ключи, которые вы будете получать за правильно выполненные задания, иначе дверь в домик вы открыть не сможете. Удачи! Ну что ж, ребята, отправляемся в путь? Вы не боитесь трудностей?

Дети: Да, мы справимся!

(Дети переходят от одного испытания к другому по карте в заданном направлении и отсчитывая нужное количество шагов в пределах 10)

Первое задание квеста

Воспитатель: А вот и первое испытание (читает задание из конверта, дети отвечают). Нам нужно продолжить рассказ о весне.

Упражнение: «Продолжи предложение»

Закончилась долгая, холодная… (зима) и наступила тёплая, долгожданная… (весна) Зима ушла, а весна — …(пришла) Начался месяц … (март) Всё ярче светит весеннее… (солнышко) Весной сугробы от солнечного тепла… (тают) Появляются первые… (проталинки) Бегут звонкие…(ручьи) С крыш домов капают… (сосульки, капель) На деревьях набухают… (почки) Из тёплых краёв прилетают… (птицы) Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда) Мы очень любим первые весенние… (цветы) Первые весенние цветы — это… (подснежники) Ребята строят для скворцов… (скворечники) Лед растаял, и кругом появились …(лужи).

(За ответ дети получают первый ключ в виде круга)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, хочу напомнить вам, что сейчас у нас по календарю наступила весна, т. е. «календарная весна», как ее еще называют, а признаков настоящей весны еще совсем мало. Это происходит потому, что мы с вами живем в суровом климате, а наш родной Северодвинск дак и вообще является Крайним Севером, поэтому настоящая весна придет к нам позже, в конце апреля-мае.

Второе задание квеста

Воспитатель: Подошли ко второму испытанию (читаем 2-й конверт). Посмотрите, дети, вы очутились на лугу! (слайд с весенними первоцветами). Смотрите, сколько красивых цветов! Что же это за цветы?

Дети: Первоцветы — цветы, которые первыми расцветают весной.

Воспитатель: Верно. Нам с вами, чтобы получить следующий ключик, нужно будет отгадать 5 загадок про эти цветы (каждая загадка сопровождается слайдом — изображением цветка):

  1. Прорастает сквозь снежок к солнечным лучам цветок,

Маленький и нежный беленький… (подснежник)

  1. Замечательный цветок, словно яркий огонёк,

Пышный, важный, словно пан, нежный, бархатный… (тюльпан)

  1. Был я солнышком лучистым,

Стал я облачком пушистым (одуванчик)

  1. И матушка родная, и мачеха злая

Бок о бок живут, через стеночку… (мать-и-мачеха)

  1. Желтые, пушистые шарики душистые,

Их укроет от мороза в своих веточках… (мимоза)

Воспитатель: Правильно, вы все знаете! Дети, одни цветы растут в природе самостоятельно — в лесу, на лугах, т. е. дикие цветы, а другие — декоративные, культурные, т. е. специально выращенные человеком, например, в саду, на клумбе. Назовите из этих цветов культурные и дикие.

Дети: Дикие — подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, мимоза, культурные — тюльпан.

Воспитатель: Да, ребята, у нас на Севере первыми из дикорастущих расцветают подснежники, одуванчики, мать-и-мачеха, они растут на первых проталинках под первыми лучами солнца, позже — к середине мая — начинают в лесах появляться ландыши. А мимозу, точнее акацию серебристую, к празднику 8 марта привозят нам с юга России, у нас этому дикорастущему кустарнику холодно, он у нас не растет. А кроме тюльпанов, архангельские садоводы и дачники весной выращивают гиацинты, нарциссы, крокусы (дети забирают второй ключ в форме квадрата) Давайте с вами посадим нарциссы, чтоб порадовать затем Веснянку.

Воспитатель: Сейчас расскажу, как надо сажать рассаду нарциссов, а затем мы будем высаживать наши луковички. Мы посадим 5 луковиц нарциссов. Сначала вы взрыхлим землю в ящичке грабельками, затем в нем отметим палочками места, где вы будете сажать. Расстояние между луковицами должно быть около 10 см. Луковицу следует воткнуть и слегка придавить, чтоб верхушка немного выглядывала над горшочком. Теперь берем лейку с отстоявшейся водой и очень осторожно поливаем растение (дети повторяют действия воспитателя).

Третье задание квеста

Воспитатель (берет конверт): — В этом задании нам предлагается вспомнить деревья и кустарники, которые часто встречаются в нашем Поморском крае и назвать их ласково (7 слайдов)

Назови ласково:

Cосна — сосенка

Рябина — рябинка, рябинушка

Осина — осинка, осинушка

Ель — ёлочка

Клён — кленок

Шиповник — шиповничек,

Береза — березка, берёзонька, берёзушка.

Воспитатель: Вы – умнички! А знаете ли вы, что береза — символ нашей России? Наш земляк, известный поэт Николай Михайлович Рубцов тоже любил это дерево и так писал о нем:

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз,

Слушаю — и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз…

Какие чувства вызывают у поэта березы?

Дети: Грусти по родине.

Воспитатель: Верно подметили. Давайте вспомним, какой у березки ствол?

Дети: У березы гладкий ствол, белый с черточками.

Воспитатель: Ребята, я вам открою один секрет — через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички». Как называются черные черточки на березе?

Дети: Чечевички (забирают 3 ключик в форме треугольника)

Воспитатель: Дети, весной на деревьях набухают почки, затем они превращаются в маленькие листочки. Первыми всегда зацветают деревья и кусты, которые опыляются ветром: береза, ольха, верба, тополь и осина. Обычно у нас на Севере это происходит не ранее второй половины мая. Весна у нас наступает неспешно, но она завораживает: «Вешние зори сияют нежно, ласково… Поздний вечер, а за домами стоит еще тихая заря. По переулкам в весенних лужах отражается золото неба и деревья…Днем над домами небо столь хрустально чисто, лазурь бледно-голубая, в легких, как кисея, барашках…Стоишь, забудешь, что твой трамвай подошел…», — так вспоминал в своих дневниках это прекрасное время года наш сказочник Борис Викторович Шергин.

Четвертое задание квеста

Воспитатель (читает задание из конверта): Это задание от птиц. Вы уже знаете, что птицы бывают зимующими и…

Дети: Перелётными.

Воспитатель: А почему их так называют?

Дети: Перелётных птиц так называют, потому что они осенью улетают в теплые края, т. к. зимой для них здесь нет корма, ведь насекомые уснули, а весной они снова возвращаются к нам. Зимующие птицы проводят зиму с нами, не покидая родных краёв.

Воспитатель: Правильно! А каких зимующих и перелетных птиц вы знаете? (ответы детей) В конце марта — апреле на Архангельскую землю начинают возвращаться перелётные птицы. В числе первых — это грачи, утки, их разновидности — кряквы и гоголи, скворцы, чайки, белые трясогузки, в южных районах области — ласточки и соловьи. Позже прилетают журавли, гуси и лебеди. Птицы весной строят гнезда и откладывают в них яйца, из которых выводят птенцов. Итак, задание: собрать скворечник (домик для птиц ребята собирают из подготовленных картонных деталей)

Пока дети собирают, двое детей читают стихотворение Ольги Фокиной «Скворечник»:

Каждой птице нужен дом,

Словно человеку.

С папой помним мы о том,

Делаем скворечник.

Из берёзы и осины

Доски изготовили,

Чтобы легче были зимы

Птичкам под той кровлею.

Дальше гвоздики берём,

Краску для покрытия.

В чертеже мы всё учтём,

А для птиц — событие!

Домик наш на загляденье,

Удался на славу!

Для хозяек впечатление!

Для житья и блага!

Воспитатель: Отлично вышло! Как вы думаете, когда мы повесим скворечник на улицу, какие птицы в нем поселятся? (дети отвечают и получают 4 ключ в форме овала). А сейчас дадим немного отдохнуть нашим глазкам.

Гимнастика для глаз «Сорока»

Длиннохвостая сорока,

Хлопотунья белобока.

По лесу летает,

Вести собирает.

Вправо-влево, вправо-влево.

Все летает то и дело.

С веточки на веточку

Отлетает чуточку.

Вверх и вниз, верх и вниз.

Лишь смотреть ты не ленись.

Затрещит и застрекочет,

Будто кто ее щекочет.

Ну, сорока — егоза,

Мы зажмурили глаза.

Поскорей улетай,

Ты нам больше не мешай.

-проследить глазами за движением

птицы «далеко — близко» 6- 8 раз;

—движение глаз вправо-влево 6–8 раз;

—движение глазами вверх вниз 6–8 раз

—проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;

поморгать и зажмурить глаза.

Воспитатель: Много разных птиц нашли свой дом в нашем северном крае. Есть даже орнитологические, т. е. птичьи, заповедные территории, например, Беломорский и Двинской заказники. Здесь всегда было птичье разнообразие. Известный архангельский сказочник начала XX века Борис Викторович Шергин вспоминал слова колыбельной своей матери, коренной поморки, в которых встречается это «птичье разнообразие»:

…Да большой вырастай,

На оленя гонец,

На тетёру стрелец…

Ты на ёлке тетёрку имай (лови),

На озёрке гагарку стреляй,

Еще на море уточку,

На песочке лебёдушку…

Пятое задание квеста

Воспитатель (раскрывает следующий конверт): Это задание — привет от животных. Что весной делают животные?

Дети: Животные, которые впадали в зимнюю спячку, как медведь, весной просыпаются и заводят потомство.

Воспитатель: Верно. Просыпаются животные и насекомые, а позже и земноводные, пресмыкающиеся и некоторые виды рыб, которые зимой были малоподвижны, а теперь становятся активнее.

Задание: узнай животное по его тени (слайды)

Медведь, белка-летяга, бобер, шмель, комар, лягушка, ящерица, ёж

Воспитатель: Найдите среди этих животных насекомых, земноводное, пресмыкающееся, млекопитающих.

Дети: Шмель и комар — это насекомые, белка, ёж и медведь — млекопитающие, лягушка — земноводное, а ящерица — пресмыкающееся.

Воспитатель: Правильно! Итак, уже в начале мая в окрестностях Архангельска на первоцветах можно увидеть работающую пчелу, просыпаются рано и мухи, комары, бабочки, позже — шмели. Просыпаются бурые медведи, бобры, барсуки, некоторые виды белок тоже впадают в спячку, как, например, белка-летяга, которая обитает у нас в Пинежье и даже занесена в Красную книгу. Забираем 5 ключ (в виде прямоугольника)

Шестое задание квеста

Воспитатель (раскрывая последний конверт): — Двое наших ребят к занятию учили отрывок из стихотворения «Времена года: про весну» нашей землячки Ольги Фокиной. Послушайте его внимательно, т. к. последним заданием квеста будет нарисовать солнечным лучиком (светом) на специальном планшете весеннюю картину, изображенную поэтессой в произведении.

О.Фокина

«Времена года» (отрывок)

Вот зима спешит укрыться –

Снова царствует Весна!

Прилетают с юга птицы,

Веселится детвора!

Хороводы и скакалки,

Змей воздушный ввысь летит!

Свежий воздух, мяч и салки

Нагуляют аппетит!

Прорастает где-то травка,

Зеленеет все вокруг!

Скоро деду на рыбалку,

И бабуле есть досуг:

Посадить побольше фруктов

И побольше овощей!

Даже птицы гнезда вьют и

Всем становится теплей!

Это время по душе нам!

Пусть природа расцветает!

И весна нам несомненно

Только лучшее подарит!

Воспитатель показывает приемы рисования светом, а затем дети по очереди подходят к планшету и рисуют светом одну общую весеннюю картину и забирают последний ключ в форме ромба.

Заключительный этап квеста

Воспитатель: Вот мы и прошли все испытания, собрав все 6 ключей, и добрались до домика, в котором спрятана Весна. Доставайте же скорее ключики, будем подбирать их к замочкам на дверях (дети вставляют нужные ключики — геометрические фигуры — в замочки таких же форм, дверца открывается, и выходит девушка-Весна с первоцветами в руках)

Весна (зевает): — Здравствуйте, ребята, а какой же сейчас месяц и день? (дети отвечают) Эх, долго же я спала! (смотрит на календарь) Давно уже пора мне приниматься за работу!

Травы, деревья,

Цветы, просыпайтесь!

Птицы, из дальних краёв возвращайтесь!

Бабочки, пчёлки, жуки, вылетайте.

Солнце весеннее вместе встречайте!

Вам несу свое тепло,

Чтобы всё кругом цвело,

Чтоб листочки распускались,

Птички песней заливались.

Ярче вы, лучи, сияйте

И земельку согревайте! (колдует, звучит волшебная музыка)

Воспитатель: Весна тепло ведёт,

Приятный запад веет,

Всю землю солнце греет…

— так писал о весне наш великий земляк Михаил Васильевич Ломоносов. Дети, давайте отправим ответ и порадуем всех, что Весна пришла на нашу землю (пишет письмо в компьютере) (Вдруг слышится звук приходящего на электронную почту письма) Ой, а нам снова пришло какое-то письмо. Посмотрим. Снова пишут из Кенозерского национального парка, Пинежского заповедника и национального парка «Онежское поморье». Давайте прочитаем: «Дорогие дошколята, спасибо вам большое! Вы спасли нас. У животных теперь есть корм, птицы с радостью строят новые гнезда и даже уже появилась первая сочная травка! Все вы достойны звания «Защитники природы», и мы приглашаем вас к нам в гости. До скорого свидания!»

Рефлексия

Воспитатель спрашивает детей о том, что больше всего им понравилось в квесте, что получилось и что вызвало затруднения.

Литература:

  1. Буклеты Кенозерского национального парка («Северная орхидея», «Тайны Кенозерья»)
  2. Коновалова Н. Г. Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ФГОС.-М.: Учитель, 2020
  3. М. В. Ломоносов. Сборник стихов.- М.: Том Сувенир, 2011
  4. Николай Рубцов. Стихотворения.-М.: АСТ, 2006
  5. Ольга Фокина. Избранное.-М.: Художественная литература, 1985
  6. Шергин Б. В. Изящные мастера: Поморские былины и сказания.-М.: Молодая гвардия, 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): коэффициент формы, пластинка, решение, геометрическое преобразование, кривая, максимальный прогиб, метод интерполяции, аналитическая зависимость, выбранное геометрическое преобразование, изопериметрический метод.


Похожие статьи

Решение задач строительной механики по определению...

Ключевые слова: аффинное преобразование, интерполяция, коэффициент формы

Изучая изопериметрические свойства коэффициента формы и интегральных физических

выбрать геометрическое преобразование (обычно аффинный сдвиг с растяжением), при...

Определение максимального прогиба прямоугольных пластинок

В основе метода интерполяции по коэффициенту формы лежит изопериметрический метод. Основным аргументом в получаемых аналитических зависимостях является отношение коэффициента формы к площади области.

Коэффициент формы как геометрическая характеристика

Изопериметрические свойства коэффициента формы

Последнее свойство коэффициента формы является наиболее важным, оно имеет большое прикладное значение в методе интерполяции по коэффициенту формы.

Обучение математике студентов средних специальных заведений...

В основе МИКФ лежит изопериметрический метод, основоположниками которого являются Д. Пойа и и Г. Сеге [1], так как основным аргументом в получаемых аналитических

Сущность метода интерполяции по коэффициенту формы заключается в следующем.

Методы математического описания контуров лекал швейных...

геометрическое преобразование плоскостного отображения лекал из одной формы в другую, включающее операции сдвига

Традиционно для математического описания контуров криволинейных участков лекал используются методы интерполяции и аппроксимации.

Решение задач с применением метода геометрических...

Изучение геометрических преобразований не только способствует созданию более правильных и более современных взглядов на само содержание геометрии, но указывает новые методы решения содержательных геометрических задач...

Решение изопериметрической пространственной задачи...

Решение изопериметрической пространственной задачи методами нелинейного программирования.

Классическая изопериметрическая задача состоит в определении кривой заданной длины, ограничивающей максимальную площадь.

Похожие статьи

Решение задач строительной механики по определению...

Ключевые слова: аффинное преобразование, интерполяция, коэффициент формы

Изучая изопериметрические свойства коэффициента формы и интегральных физических

выбрать геометрическое преобразование (обычно аффинный сдвиг с растяжением), при...

Определение максимального прогиба прямоугольных пластинок

В основе метода интерполяции по коэффициенту формы лежит изопериметрический метод. Основным аргументом в получаемых аналитических зависимостях является отношение коэффициента формы к площади области.

Коэффициент формы как геометрическая характеристика

Изопериметрические свойства коэффициента формы

Последнее свойство коэффициента формы является наиболее важным, оно имеет большое прикладное значение в методе интерполяции по коэффициенту формы.

Обучение математике студентов средних специальных заведений...

В основе МИКФ лежит изопериметрический метод, основоположниками которого являются Д. Пойа и и Г. Сеге [1], так как основным аргументом в получаемых аналитических

Сущность метода интерполяции по коэффициенту формы заключается в следующем.

Методы математического описания контуров лекал швейных...

геометрическое преобразование плоскостного отображения лекал из одной формы в другую, включающее операции сдвига

Традиционно для математического описания контуров криволинейных участков лекал используются методы интерполяции и аппроксимации.

Решение задач с применением метода геометрических...

Изучение геометрических преобразований не только способствует созданию более правильных и более современных взглядов на само содержание геометрии, но указывает новые методы решения содержательных геометрических задач...

Решение изопериметрической пространственной задачи...

Решение изопериметрической пространственной задачи методами нелинейного программирования.

Классическая изопериметрическая задача состоит в определении кривой заданной длины, ограничивающей максимальную площадь.

Задать вопрос