Глава 1. Определение причин неуспеваемости младшего школьника и их предупреждение
От чего зависит трудность в обучении каждого школьника? Как создать оптимальные условия для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка?
Эти вопросы возникают у каждого учителя при новом наборе первоклассников. С одной стороны, зависит от особенностей учебного материала, с другой — от возможностей самого школьника, от его индивидуальных и возрастных особенностей внимания, памяти, мышления и, конечно, — от мастерства учителя.
С приходом в школу у ребенка происходят изменения в познавательной сфере.
— Начинают формироваться устойчивые познавательные потребности и интересы;
— Развиваются продуктивные приемы и навыки в учебной работе, «умение учиться»;
— Раскрываются индивидуальные особенности и способности;
— Развиваются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
— Происходит становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и окружающим людям;
— Развиваются навыки общения со сверстниками, устанавливаются прочные дружеские контакты.
— Усваивание социальных норм, нравственного развития.
Позитивное и полноценное проживание этого возраста является необходимым основанием для дальнейшего развития ребенка. Я считаю, что основной задачей взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей, учитывая при этом индивидуальность каждого ребенка.
Неуспеваемостью является отставание в учении, при котором школьник не может овладеть на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными программой.
Многие великие педагоги и психологи рассматривали причины трудностей в учебной деятельности учащихся в своих трудах. Где назывались следующие причины: неготовность к школьному обучению, которая в крайней своей формой выступает как педагогическая запущенность; ослабленное здоровье ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные до школы; недостатки зрения и слуха; замедленное психическое развитие ребенка; негативное взаимоотношения с одноклассниками и учителем.
Для успешного усвоения учебного материала необходима мобилизация внимания, памяти и мышления. Недостаточность этих ресурсов — первая психологическая причина неуспеваемости.
Вторая причина — несформированные у ребенка умения самостоятельно управлять своей умственной деятельностью (неумение сосредоточиться на учебном задании, запоминать и воспроизводить информацию, сравнивать, обобщать и делать выводы для получения новых знаний.
Третья причина — недостаточность или нарушение мотивации. Любая деятельность, в том числе и учебная, должна иметь мотив, иначе она просто не будет осуществляться.
Для учебной деятельности мотивы бывают внутренними и внешними. Внутренние мотивы — это любознательность, интерес, желание и стремление понять и познать окружающий мир, увлеченность самим процессом познания.
Четвертая причина — социальная незрелость личности. В эту группу входят дети с замедленным психическим развитием.
Педагогические причины, которые могут снижать успеваемость учащихся и приводить к трудностям в усвоении учебного материала:
— Степень обучаемости школьника;
— Вторая смена обучения;
— Квалификация и стиль общения учителя;
— Программа, по которой ведется обучение.
Их действие не одинаковое. То, что для одного ребенка может стать причиной неуспеваемости, для другого пройдет незаметно.
— Как установить, какие причины ведут к неуспеваемости?
Психолог осуществляет диагностику в рамках психологического подхода. Учитель же проводит педагогическую диагностику, которая предусматривает анализ продуктов учебной деятельности, выявляет пробелы в знаниях.
Но хочу отметить, что педагогические и психологические причины так переплетены и взаимосвязаны в учебном процессе, что разделить их очень трудно, поэтому уместно будет говорить о психолого-педагогической диагностике.
Глава 2. Методы коррекции и профилактики
Активное введение в традиционный процесс развивающих игр и занятий, направленных на развитие памяти, внимания, пространственного воображения и других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагога.
Поэтому еще до начала учебного года учителями нашей школы проводится анализ индивидуальных и познавательных способностей детей. Это позволяет определить общую подготовку к школе, а так же дать прогностическую оценку девиантного поведения ребенка и разработать индивидуальные подходы к психолого-педагогической коррекции.
Психолого-педагогическая коррекция -— это совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность «трудного» ученика с целью его восстановления в качестве субъекта процесса обучения.
Общие принципы профилактики и коррекции можно обозначить следующим образом:
— Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
— Учет возрастных и индивидуально- личностных особенностей ребенка.
— Учет специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.
— Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармоничное ее развитие.
— Взаимодействие и единство психологических и педагогических методов.
— Дифференцированный подход.
Для учеников младшей школы можно выделить следующие методы профилактики и коррекции:
- Мотивация и стимулирование учебно-познавательной и игровой деятельности
Познавательные игры
Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания и изучения определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от учителя не только умения распознать трудности, которые влияют на успеваемость, но и оказания конкретной помощи. В большинстве случаев для работы с такими учениками учитель использует традиционный способ: проведение дополнительных занятий, которые в основном состоят в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но как показывает мой опыт, такие занятия, требующие большой затраты времени и сил как учителя, так и ученика, не всегда дают нужный результат.
И здесь на помощь учителю приходят развивающие игры и упражнения. В играх внимание ученика отвлекается от отрабатываемых навыков. Снимается напряжение и страх, что способствует активности ребенка и дает ощущение легкости усвоения материала.
Сформированность произвольности психических процессов является важным условием развития познавательной активности у детей. «Неуспешные» школьники даже зная правила, по которому необходимо действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, им требуется постоянная помощь учителя. Развитие самоконтроля и саморегуляции эффективнее всего происходит в процессе разнообразных игр, где требуется соблюдать определенные правила. Все игры направлены на развитие моторики, ловкости движений, усиливают межполушарное взаимодействие, а так же обеспечивают возможность эффективного общения со сверстниками.
Для успешной коррекции необходимо соблюдать определенные условия:
— Каждая игра должна соответствовать возрасту и уровню психического развития ученика.
— Время на проведение игры должно быть дозированным.
— Постепенное сокращение помощи учителя.
— Постепенный переход от контроля со стороны взрослого к самоконтролю.
Вне всякого сомнения, игровые методы являются способами, позволяющими преодолевать учебные трудности, снижают уровень стресса у ребят. Их применение позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
В методической копилке каждого учителя имеются игры, игровые упражнения, разнообразные задания, которые он использует при проведении уроков, развивающих занятиях, во время дополнительной работы, а так же во внеурочной деятельности.
Также сюда можно отнести создание ситуаций занимательности, опоры на жизненный опыт и успеха в учебной и игровой деятельности.
- Заключение
Младший школьный возраст является важным этапом закладывания фундамента системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы обучения. В это же время происходит формирования умственных и практических операций, действия и навыки, без которых невозможно дальнейшее обучение. Отсутствие такого фундамента приводит к трудностям в овладении программы в средних классов. Как результат, такие дети выпадают из обучения. Им просто ставят «тройки» и переводят в следующий класс. И так из года в год, пока ребенок не дойдет до 9 класса, в котором его ждут серьезные экзамены. В итоге у ученика стресс, у родителей стресс, а у учителей паника. Подобного сценария событий, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную помощь, а также его родителям. Для этого необходимо знать возможные причины трудностей, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь их устранить совместно с другими специалистами.
Педагоги совместно со школьными психологами могут оказать помощь в преодолении трудностей, возникающие у младших школьников в учебной деятельности, зная причины этих трудностей и правильно выстраивая коррекционную работу на этой основе.
На достижение результативности работы повлияли следующие факторы:
— Знание психологических особенностей детей младшего школьно возраста;
— Знание познавательной сферы детей младшего школьного возраста;
— Знания диагностических методик
— Знание путей преодоления данных трудностей.
Я считаю, что каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективной работы по преодолению трудностей в обучении учащихся необходима более тесная работа учителя и психолога (в идеале в школе еще требуется логопед) и их непосредственное участие в коррекционной работе.
В наше время уделяется особое внимание данной проблеме. Разрабатываются специальные программы, учитывающие индивидуальные и возрастные особенности детей. К исследованию данной проблемы подключаются логопеды, врачи, социальные педагоги, психологи, это позволяет изучить проблему в комплексе и найти пути ее решения.
Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» — слова Л. Н. Толстого.