Специфика проведения коррекционных занятий для учащихся начальных классов в условиях психиатрического стационара
Автор: Розанова Татьяна Дмитриевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 939 раз
Библиографическое описание:
Розанова, Т. Д. Специфика проведения коррекционных занятий для учащихся начальных классов в условиях психиатрического стационара / Т. Д. Розанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 215-218. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1720/ (дата обращения: 19.11.2024).
Проблема здоровья школьников становится в настоящее время все более актуальной. О нерешенности и острой необходимости решения этой проблемы говорят данные обследований физического здоровья учащихся, а также – результаты изучения их психических состояний. Медицинские психологи считают обучение зоной опасности для психического здоровья. Обследование влияния информационной нагрузки на состояние здоровья показало, что «даже под влиянием кратковременной информационной нагрузки у школьников наблюдаются выраженные изменения регуляторных возможностей, свидетельствующие о напряжении механизмов адаптации» [3, с. 33]. Некоторый процент учащихся вынужден обучаться в условиях психиатрического стационара по медицинским показаниям. Причины поступления школьников в психиатрический стационар различны. В данных условиях учатся дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин: проявление лёгких и остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы, соматическая ослабленность, педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребёнка. Естественно, что в этих условиях обучения, учебный процесс имеет свою специфику. Учителя, работающие в данных школах, находят пути нормализации учебной деятельности и стабилизации психического состояния ребёнка. Главным принципом организации учебно-воспитательного процесса в условиях психиатрического стационара является принцип единства диагностики и коррекционной работы. Он предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие школьников. Диагностическая работа заключается в рассмотрении разных показателей личности школьника:
Физическое состояние и развитие ребёнка, а именно, особенности двигательной сферы, координации движений;
Особенности работоспособности, утомляемость, истощаемость, усидчивость, темп работы;
Особенности и уровень развития познавательной сферы. Это рассмотрение особенностей восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.
Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации. Это реакция ученика на оценку его деятельности, осознание ребёнком своих неуспехов в учёбе, отношение к неудачам, похвале. Далее способность контролировать свою деятельность по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму, умение планировать свою деятельность;
Особенности эмоционально-личностной сферы. Подразумевается эмоционально-волевая зрелость, способность к волевому усилию, преобладающее настроение, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям.
Особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. А именно, общая осведомлённость в кругу бытовых понятий, знаний о себе и окружающем мире, сформированность навыков чтения, письма, вычислительных навыков, характер ошибок при чтении, письме, счёте, решении задач.
Проведённая диагностическая работа позволяет педагогу планировать сроки, содержание коррекционной работы. Диагностика помогает написанию объективных характеристик и правильных рекомендаций. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем меньше она затрат и тем на большую отдачу позволяет рассчитывать. В своё время эту закономерность прекрасно выразил Ян Коменский. «Природа всех рождающихся существ такова, - писал он, - что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте, окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок». [6,с.209] . Система коррекционного обучения в условиях психиатрического стационара предусматривает индивидуальные и групповые занятия общеразвивающей и предметной направленности. Можно выделить следующие цели коррекционных занятий: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных знаний и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию трудных тем учебной программы. Коррекционная работа должна осуществляться в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей. Педагогу, работающему в условиях психиатрического стационара, необходимо поддерживать имеющееся у ребёнка положительное отношение к школе. Не следует подчёркивать отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять за малейшие успехи, развивая веру в свои силы. При организации коррекционной работы следует, прежде всего, исходить из возможностей ребёнка. Задание должно быть доступным, чтобы не усугубить психическое состояние ученика. Надо препятствовать возникновению аффективных вспышек, негативных реакций, которые приводят к отказу от работы. На первых этапах работы необходимо обеспечить субъективное переживание на фоне определённой затраты усилий, создавать ситуацию успеха. Для этого чаще предлагать механическую работу, а так же доступные, интересные задания, не требующие умственного напряжения. Например, заполнение готовых форм, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для детей, поэтому надо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование). Важно, чтобы предлагаемая работа осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Неотъемлемой частью коррекционной работы является систематическая работа по восполнению пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте. Новый учебный материал должен преподноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно. При необходимости новый учебный материал объясняется многократно. Для предотвращения утомляемости целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. Например, с изучения нового материала переход к практической работе с предметами или облегчённому, доступному материалу. То есть осуществлять чередование умственной и практической деятельности. При организации коррекционных занятий по коррекции познавательных процессов следует учитывать, что учебный процесс строится в форме урока с классом-комплектом. Специфические условия работы класса-комплекта предъявляют особые требования к вниманию младших школьников. Обстановка учебных занятий требует от учеников большой устойчивости внимания. Например, чтобы не отвлекаться от самостоятельного выполнения задания, когда учитель, работая с другим классом, ведёт оживлённую беседу. Ограниченность времени работы с учителем требует быстрого переключения внимания от самостоятельного выполнения задания на другой вид работы. От скорости этого переключения зависит темп работы. Невнимательный ученик при получении дальнейшего задания может пропустить часть информации. Хорошо развитое внимание позволяет ученику оптимально организовать свою деятельность, поддерживая ровный и стабильный темп работы. Исследования психологов показали, что тренировка внимания может способствовать стабилизации индивидуального темпа учащегося, что в свою очередь, во-первых, станет источником повышения успеваемости, во-вторых, организует слаженную работу классов-комплектов, в-третьих, у учеников появится интерес к учёбе и уверенность в собственных силах и знаниях. Из этого следует вывод, что коррекционные занятия лучше начинать с формирования внимания, так как от способности ребёнка к произвольной деятельности зависят результаты всей работы. Для диагностики можно применять следующие методики «Исправь ошибки», «Счёт», «Отыскивание чисел по таблицам Шульте», «Корректурная проба». А используемые на занятиях игры, задания, упражнения: «Найди отличия», «Часы», «Запрещённые движения», «Пишущая машинка» позволяют повысить уровень внимания у каждого ребёнка, развить такое свойство внимания, как устойчивость, а также увеличить объём внимания. На коррекционных занятиях должна быть запланирована работа по формированию дифференцированности, аналитичности, конкретности, прогностичности восприятия. Дифференцированность базируется на высокой различительной чувствительности к слабым раздражителям. К числу слабых раздражителей относятся буквы, цифры, звуки, состояния человека и природы, качества материалов. Можно перечислить следующие типы заданий: копирование объектов с большим количеством мелких деталей, копирование букв и слов, классификация букв по разным основаниям. Анализ направлен на познание ребёнком сущности явлений и предметов окружающего мира. Объектом анализа может быть буква, цифра, слова, фраза, правило, текст. Учитель должен научить: видеть объект со всех сторон, в разных свойствах и отношениях, выделять наиболее существенное, видеть закономерности, повторяемость в расположении предметов. При коррекции конкретности восприятия происходит формирование наблюдательности, умение подмечать новое и изменения в объектах. При формировании прогностичности восприятия происходит развитие умения планировать учебный процесс самим учеником. Для коррекции этого качества восприятия полезнее всего обращаться к художественным произведениям, где раскрываются характеры героев и их поведение. Учитель не называя имя героя произведения, а, только описывая его характер, может спросить учеников, как поведёт он себя в сходных с описанным в произведениях ситуациях. Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается. Регулярно использовать тренировочные занятия по таблицам с графическими, геометрическими фигурами, набором букв. А также игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности: «Что в свёртке?», «Взвесь в руках», «Измеряем на глазок» и т.д. Мышление – процесс познания нового. Развивать мышление младших школьников, значить развивать умение думать. Именно благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются новые изобретения. На коррекционных занятиях начинаем развитие мышления с формирования простейших мыслительных навыков: умение ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения. Попутно идёт развитие гибкости и широты мышления. Гибкость ума ребёнку необходима при нахождении новых способов решения поставленной задачи. Широта мышления проявляется в видении предмета учащимся во всех связях с учётом всех его свойств. Учителям начальной школы надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмыслению учебного материала. Благодаря регулярным коррекционным занятиям память развивается в двух направлениях: усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания; ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Педагогу следует терпеливо учить приёмам рационального запоминания, соблюдать специальный режим, разумную дозировку учебных занятий. В своей практике использовать игровой тренинг для развития памяти. Он включает следующие игры: «Кто больше запомнит», «Запоминаем, рисуя», «Цвета», «Пересказ по кругу», «Текст и имена существительные» и другие. Функция воображения также должна интенсивно развиваться. Потому что собственный опыт младших школьников и их собственный опыт объективно оценивать окружающий мир, недостаточны. Возникают такие ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Воображение заменяют им недостаток знаний и опыта, и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Психологической основой творческой деятельности также является воображение. Когда в процессе учёбы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал. Однако, воображение должно иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами. Особенно это должен учитывать учитель, работающий в условиях психиатрического стационара. Целесообразно использовать следующие игровые упражнения: «Круги на воде», «Составление осмысленных слов из букв», «Фантастические гипотезы», «Неоконченные рассказы», «Рифмоплёт» и другие. Из-за выраженной педагогической запущенности, дети, поступающие в психиатрический стационар не способны после первичного объяснения усваивать программные темы. На коррекционных занятиях планируется предварительная подготовка к изучению сложных тем. Предварительная подготовка состоит в накоплении речевого материала, практических языковых наблюдений и обобщений, в отработке ряда умений и навыков. Рассмотрим содержание подготовительной работы перед изучением темы «Имя прилагательное». Она заключается в формировании умения выделять и правильно называть признаки предметов. В связи с этим, ученику необходимо пополнить свой словарный запас словами, которые обозначают признаки предметов. Во время таких занятий учащиеся учатся пользоваться разными грамматическими формами этих слов. Школьникам предлагаются задания.
1. Дополни подходящими по смыслу словами:
сахар (какой?), арбуз (какой?), школа (какая?), елка (какая?), небо (какое?) .
2. Подбери и запиши по 2 слова, которые отвечают на данные вопросы:
Яблоко по цвету (какое?), комната по размеру (какая?), кольцо по материалу (какое?),
ягода по вкусу (какая?).
3. Допиши слова, противоположные по смыслу:
Короткий -………., маленький -……………,низкий -………….,жидкий -………………
Целью всех коррекционных занятия является развитие способностей каждого учащегося. Именно для развития интеллектуальных способностей чувствительным является возраст до 12 лет. Учителя должны создавать условия для развития высокой познавательной активности через демократическую систему обучения, предоставление деятельности ребёнку. Очень важно, чтобы разнообразная деятельность была эмоционально приятной, доступной. Стараться создавать ситуации успеха, которые в свою очередь развивают самооценку. Именно высокая самооценка, делая ребёнка уверенным в себе, позволяет ему приступать всё к новым, более сложным играм, заданиям, упражнениям, что в свою очередь развивает его способности. А именно высокие способности делают ребёнка успешным и развивают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия.
Литература:
Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. М.: Изд-во Академия, 1996. 208 с.
Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании/М.: Издательский центр «Академия», 2001. 320 с.
Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб. , 2006.
Тихомирова Л.Ф. Формирование интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М.: Рольф,2006.- 160 с.
Лебединский К.С. Актуальные проблемы диагностики психического развития детей. М.: Педагогика. 1982.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М .: Педагогика.1955.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М. – 1967.
Ковалёв В.В.Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995. – 560 с.