Психологическое время личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 26.12.2023

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Беликова, Я. С. Психологическое время личности / Я. С. Беликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 427-430. — URL: https://moluch.ru/archive/498/108300/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор исследует развитие психологического времени у учащихся 1-го, 4-го и 9-го классов.

Ключевые слова: психологическое время, временная ориентация, зоны прошлого, настоящего, будущего, взаимосвязь.

Исследование уровня психологического времени личности — актуальная тема для психологов и других специалистов. Овладение временем — одна из важнейших задач для развития личности в наше время, так как мы живем в век информационных технологий, которые способствуют быстрому протеканию социальных изменений, влияющих на психологическое состояние личности.

Базовые представления о временной перспективе были заложены такими зарубежными исследователями, как Ф. Зимбардо Ж., Нюттен Л., Франк. В отечественной психологии «психологическое время» исследовалось в рамках разных подходов: психофизиологический (С. Г. Геллерштейн, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский, К. Д. Ушинский) и индивидуально-типологический (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, С. Л. Рубинштейн) [3].

Проанализировав подходы к изучению психологического времени в трудах зарубежных и отечественных ученых, в нашей работе, вслед за Е. И. Головаха и А. А. Кроник, мы понимаем «психологическое время» как специфическую организацию временных переживаний и восприятия времени субъектом в процессе психической деятельности [1].

Нами было проведено исследование особенностей развития психологического времени личности на базе МБОУ Школа № 93, г. Железногорска. В исследовании приняли участие 60 человек. 20 учеников 1-го класса, 20 учеников 4-го класса и 20 учеников 9-го класса. Нами был подобран диагностический комплекс для исследования психологического времени личности: «Опросник временной перспективы Зимбардо» (ZPTI), графическая методика «Круги Коттла» и битовая методика «Got rhythm».

В ходе исследования нами были получены следующие результаты (рис.1):

Развитие психологического времени личности у респондентов 1, 4, 9 классов в %

Рис. 1. Развитие психологического времени личности у респондентов 1, 4, 9 классов в %

На рисунке 1 мы видим, что развитие психологического времени учащихся 1-го класса находится на низком (50 %) и на среднем (50 %) уровнях. Это связано с тем, что дети только начинают осваивать понятия времени (день, ночь, времена года и т. д.) адаптируются к новому графику (раннее пробуждение, уроки, перемены, кружки, секции и т.п).

У учащихся 4-го класса у 10 % респондентов — низкий уровень развития психологического времени, у 55 % — средний и у 35 % — высокий. Это говорит нам о том, что к концу начальной школы основные временные понятия уже все изучили, могут ими владеть, дифференцировать. Но многие из детей еще не осознали связь между временными зонами прошлого, настоящего и будущего и не осознали важность планирования и расставления приоритетов.

У учащихся 9-го класса развитие психологического времени на среднем (60 %) и высоком (40 %) уровне. В ходе исследования было выяснено, что большинство старшеклассником не проживают жизнь здесь и сейчас, они скорее «оторваны» от настоящего и устремлены только в будущее. Это связано с этапом взросления, где им нужно принять непростой выбор и ответить себе на вопос «кем мне быть?» и «куда пойти?».

Нами была разработана программа и реализована на группе учащихся 4-го класса. Цель программы группового консультирования: повышение уровня развития психологического времени; развитие умения эффективно управлять своим психологическим временем, умения эффективно планировать, организовывать и контролировать свои занятия и задачи.

Задачи программы:

  1. Повышение осознанности. Разработка навыков осознания текущего состояния времени и распределения его на различные задачи и планы.
  2. Улучшение планирования. Развитие способностей к составлению реалистичных и достижимых планов действий на день, неделю, месяц и год.
  3. Определение приоритетов. Помощь в осознании и установлении приоритетов в задачах и планах, чтобы использовать время эффективнее.
  4. Развитие навыков организации работы. Усовершенствование методов организации работы, включая правильное распределение времени, оптимальное распределение ресурсов и использование эффективных инструментов.
  5. Развитие навыков контроля. Развитие навыков контроля за своим временем, оценки результата и коррекции планов при необходимости.
  6. Закрепить положительные изменения клиентов.

Мы создали экспериментальную группу учащихся 4-го класса из 8 человек.

Программа состоит из 3-х этапов:

1) Вводный (2 встречи)

2) Основной (7 встреч)

3) Закрепляющий (1 встреча)

1 этап. Вводный этап направлен на установление контакта между участниками группы, знакомство, установление доверительных отношений и определение целей посещения данных встреч. Включает в себя 2 консультативные встречи.

В ходе первой встречи происходит взаимопрезентация участников (техника «Взаимные презентации»), далее установление доверительной атмосферы (упражнение «Рукопожатия»), знакомство с понятием психологического времени (Сказкотерапия с использованием кукол «Сказка о потерянном времени»), творческая работа (Придумать конец сказки). Рефлексия. Домашнее задание на 1-й встрече не предусмотрено.

Вторая встреча направлена на осознание проблемы психологического времени каждого. Беседа на тему «Как все успеть?», техника «Знаю — не знаю — хочу узнать».

2 этап. Основной этап направлен на развитие психологического времени личности, успешной организации собственной деятельности, развитие навыков планирования. Разделен на 2 смысловых блока:

1) Временные представления. Включает в себя техники и упражнения: упражнение «Пульс» и «От сердца к сердцу», упражнение «Ориентировка во времени» упражнение «Прошлое-настоящее-будущее», техника «Здесь и сейчас», Упражнение «Присоединение к будущему», Методика рисуночных метафор «Жизненный путь», техника «Мой идеальный день», упражнение «Путешествие в прошлое и будущее», упражнение «Время дыхания», «Часы-циферблат», «Построение временной шкалы», «Временная линия жизни» и т. д.

2) Управление временем. Включает в себя техники и упражнения: упражнение «Распределение времени», «Матрица Эйзенхауэра», «Что в твоем сундучке?», «Найди ошибку», «Мост в будущее» и т. д.

3 этап. Заключительный Этап направлен на рефлексию изменения каждого из участников, закрепление положительного опыта, формирование нового способа действия и его закрепление, обратная связь от участников, выполнение техники «Знаю — не знаю — хочу узнать», анализ и рефлексия, творческая работа.

После прохождения респондентами развивающей программы нами был проведен формирующий эксперимент. Диагностический комплекс для исследования психологического времени личности остался неизменным, мы использовали: «Опросник временной перспективы Зимбардо» (ZPTI), графическая методика «Круги Коттла» и битовая методика «Got rhythm». В ходе проведения формирующего эксперимента нами были проанализированы и описаны результаты исследования. Иллюстрируем их на рис. 2.

Сравнение развития психологического времени личности у респондентов 4 класса до и после прохождения программ

Рис. 2. Сравнение развития психологического времени личности у респондентов 4 класса до и после прохождения программ

Из рисунка 2 мы видим, что до прохождения программы уровень развития психологического времени респондентов на низком (40 %) и среднем (60 %) уровнях. В ходе реализации групповых занятий с детьми мы познакомились с понятием «психологического времени личности», осознали его актуальность. Мы работали над связанностью временных зон детей, над положительным восприятием прошлого, осознанием себя в настоящем, планировании будущего. В конце групповых сессий нами был проведен формирующий эксперимент, где у 60 % респондентов — средний уровень психологического времени, а у 40 % — высокий (рис. 2). Это говорит нам об эффективности созданной нами рабочей программы.

Литература:

  1. Головаха Е. И., Кроник А. А. Понятие психологического времени//Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука. 1988. — С. 199–215.
  2. Головаха, А. А. Кроник //Категории материалистической диалектики в психологии. — М.: Наука,1988.- 243 с. 6.
  3. Головаха Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха //Психология личности в трудах отечественных психологов.-СПб.: Питер,2000.-142 с. 7.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое время, психологическое время личности, ZPTI, формирующий эксперимент, битовая методика, временная перспектива, графическая методика, диагностический комплекс, развитие навыков контроля, творческая работа.


Ключевые слова

психологическое время, взаимосвязь, временная ориентация, зоны прошлого, настоящего, будущего

Похожие статьи

Развитие представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте

В статье автор пытается выявить особенности развития представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведением

В статье представлена взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведение.

К вопросу о детерминации темпоральных характеристик старших подростков

В статье рассмотрены детерминанты темпоральности подростков, включающей в себя отношение ко времени, временной сценарий, временную направленность.

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Особенности субъективного чувства одиночества в подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, основные про-явления в подростковом возрасте. А также приводятся результаты исследования субъективного чувства одиночества у юношей и подростков.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Изучение факторов, влияющих на выбор профессии

В работе автор исследует интересы и наклонности одноклассников с точки зрения профессии и устанавливает взаимосвязь между врожденными способностями человека и выбором профессии.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Похожие статьи

Развитие представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте

В статье автор пытается выявить особенности развития представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведением

В статье представлена взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведение.

К вопросу о детерминации темпоральных характеристик старших подростков

В статье рассмотрены детерминанты темпоральности подростков, включающей в себя отношение ко времени, временной сценарий, временную направленность.

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Особенности субъективного чувства одиночества в подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, основные про-явления в подростковом возрасте. А также приводятся результаты исследования субъективного чувства одиночества у юношей и подростков.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Изучение факторов, влияющих на выбор профессии

В работе автор исследует интересы и наклонности одноклассников с точки зрения профессии и устанавливает взаимосвязь между врожденными способностями человека и выбором профессии.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Задать вопрос