В статье автор исследует развитие психологического времени у учащихся 1-го, 4-го и 9-го классов.
Ключевые слова: психологическое время, временная ориентация, зоны прошлого, настоящего, будущего, взаимосвязь.
Исследование уровня психологического времени личности — актуальная тема для психологов и других специалистов. Овладение временем — одна из важнейших задач для развития личности в наше время, так как мы живем в век информационных технологий, которые способствуют быстрому протеканию социальных изменений, влияющих на психологическое состояние личности.
Базовые представления о временной перспективе были заложены такими зарубежными исследователями, как Ф. Зимбардо Ж., Нюттен Л., Франк. В отечественной психологии «психологическое время» исследовалось в рамках разных подходов: психофизиологический (С. Г. Геллерштейн, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский, К. Д. Ушинский) и индивидуально-типологический (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, С. Л. Рубинштейн) [3].
Проанализировав подходы к изучению психологического времени в трудах зарубежных и отечественных ученых, в нашей работе, вслед за Е. И. Головаха и А. А. Кроник, мы понимаем «психологическое время» как специфическую организацию временных переживаний и восприятия времени субъектом в процессе психической деятельности [1].
Нами было проведено исследование особенностей развития психологического времени личности на базе МБОУ Школа № 93, г. Железногорска. В исследовании приняли участие 60 человек. 20 учеников 1-го класса, 20 учеников 4-го класса и 20 учеников 9-го класса. Нами был подобран диагностический комплекс для исследования психологического времени личности: «Опросник временной перспективы Зимбардо» (ZPTI), графическая методика «Круги Коттла» и битовая методика «Got rhythm».
В ходе исследования нами были получены следующие результаты (рис.1):
Рис. 1. Развитие психологического времени личности у респондентов 1, 4, 9 классов в %
На рисунке 1 мы видим, что развитие психологического времени учащихся 1-го класса находится на низком (50 %) и на среднем (50 %) уровнях. Это связано с тем, что дети только начинают осваивать понятия времени (день, ночь, времена года и т. д.) адаптируются к новому графику (раннее пробуждение, уроки, перемены, кружки, секции и т.п).
У учащихся 4-го класса у 10 % респондентов — низкий уровень развития психологического времени, у 55 % — средний и у 35 % — высокий. Это говорит нам о том, что к концу начальной школы основные временные понятия уже все изучили, могут ими владеть, дифференцировать. Но многие из детей еще не осознали связь между временными зонами прошлого, настоящего и будущего и не осознали важность планирования и расставления приоритетов.
У учащихся 9-го класса развитие психологического времени на среднем (60 %) и высоком (40 %) уровне. В ходе исследования было выяснено, что большинство старшеклассником не проживают жизнь здесь и сейчас, они скорее «оторваны» от настоящего и устремлены только в будущее. Это связано с этапом взросления, где им нужно принять непростой выбор и ответить себе на вопос «кем мне быть?» и «куда пойти?».
Нами была разработана программа и реализована на группе учащихся 4-го класса. Цель программы группового консультирования: повышение уровня развития психологического времени; развитие умения эффективно управлять своим психологическим временем, умения эффективно планировать, организовывать и контролировать свои занятия и задачи.
Задачи программы:
- Повышение осознанности. Разработка навыков осознания текущего состояния времени и распределения его на различные задачи и планы.
- Улучшение планирования. Развитие способностей к составлению реалистичных и достижимых планов действий на день, неделю, месяц и год.
- Определение приоритетов. Помощь в осознании и установлении приоритетов в задачах и планах, чтобы использовать время эффективнее.
- Развитие навыков организации работы. Усовершенствование методов организации работы, включая правильное распределение времени, оптимальное распределение ресурсов и использование эффективных инструментов.
- Развитие навыков контроля. Развитие навыков контроля за своим временем, оценки результата и коррекции планов при необходимости.
- Закрепить положительные изменения клиентов.
Мы создали экспериментальную группу учащихся 4-го класса из 8 человек.
Программа состоит из 3-х этапов:
1) Вводный (2 встречи)
2) Основной (7 встреч)
3) Закрепляющий (1 встреча)
1 этап. Вводный этап направлен на установление контакта между участниками группы, знакомство, установление доверительных отношений и определение целей посещения данных встреч. Включает в себя 2 консультативные встречи.
В ходе первой встречи происходит взаимопрезентация участников (техника «Взаимные презентации»), далее установление доверительной атмосферы (упражнение «Рукопожатия»), знакомство с понятием психологического времени (Сказкотерапия с использованием кукол «Сказка о потерянном времени»), творческая работа (Придумать конец сказки). Рефлексия. Домашнее задание на 1-й встрече не предусмотрено.
Вторая встреча направлена на осознание проблемы психологического времени каждого. Беседа на тему «Как все успеть?», техника «Знаю — не знаю — хочу узнать».
2 этап. Основной этап направлен на развитие психологического времени личности, успешной организации собственной деятельности, развитие навыков планирования. Разделен на 2 смысловых блока:
1) Временные представления. Включает в себя техники и упражнения: упражнение «Пульс» и «От сердца к сердцу», упражнение «Ориентировка во времени» упражнение «Прошлое-настоящее-будущее», техника «Здесь и сейчас», Упражнение «Присоединение к будущему», Методика рисуночных метафор «Жизненный путь», техника «Мой идеальный день», упражнение «Путешествие в прошлое и будущее», упражнение «Время дыхания», «Часы-циферблат», «Построение временной шкалы», «Временная линия жизни» и т. д.
2) Управление временем. Включает в себя техники и упражнения: упражнение «Распределение времени», «Матрица Эйзенхауэра», «Что в твоем сундучке?», «Найди ошибку», «Мост в будущее» и т. д.
3 этап. Заключительный Этап направлен на рефлексию изменения каждого из участников, закрепление положительного опыта, формирование нового способа действия и его закрепление, обратная связь от участников, выполнение техники «Знаю — не знаю — хочу узнать», анализ и рефлексия, творческая работа.
После прохождения респондентами развивающей программы нами был проведен формирующий эксперимент. Диагностический комплекс для исследования психологического времени личности остался неизменным, мы использовали: «Опросник временной перспективы Зимбардо» (ZPTI), графическая методика «Круги Коттла» и битовая методика «Got rhythm». В ходе проведения формирующего эксперимента нами были проанализированы и описаны результаты исследования. Иллюстрируем их на рис. 2.
Рис. 2. Сравнение развития психологического времени личности у респондентов 4 класса до и после прохождения программ
Из рисунка 2 мы видим, что до прохождения программы уровень развития психологического времени респондентов на низком (40 %) и среднем (60 %) уровнях. В ходе реализации групповых занятий с детьми мы познакомились с понятием «психологического времени личности», осознали его актуальность. Мы работали над связанностью временных зон детей, над положительным восприятием прошлого, осознанием себя в настоящем, планировании будущего. В конце групповых сессий нами был проведен формирующий эксперимент, где у 60 % респондентов — средний уровень психологического времени, а у 40 % — высокий (рис. 2). Это говорит нам об эффективности созданной нами рабочей программы.
Литература:
- Головаха Е. И., Кроник А. А. Понятие психологического времени//Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука. 1988. — С. 199–215.
- Головаха, А. А. Кроник //Категории материалистической диалектики в психологии. — М.: Наука,1988.- 243 с. 6.
- Головаха Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха //Психология личности в трудах отечественных психологов.-СПб.: Питер,2000.-142 с. 7.