В статье рассматривается отражение процесса цифровизации в современном земельном законодательстве. Особое внимание уделяется электронной реализации земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Ключевые слова: цифровизация, земельные участки, аукцион, торги.
Сложно отрицать, что цифровая трансформация оказывает значительное влияние на правовую сферу. Повсеместное внедрение новых технологий позволяет многократно упростить большинство имеющихся в ней процедур. Цифровизация в сфере земельных отношений поспособствует увеличению эффективности землепользования. Именно поэтому одним из приоритетных направлений правовой политики РФ в настоящее время выступает применение цифровых технологий при использовании и охране земельных ресурсов.
Ввиду того, что развитие цифровых технологий в РФ только начинает набирать обороты, в настоящий момент отсутствует единая система норм, регулирующих процессы цифровизации государственного управления земельным фондом. На сегодняшний день правовые основы цифровизации управления земельными ресурсами составляют указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности РФ» [1]; приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 2 апреля 2018 года № 130 «О вводе в эксплуатацию Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставляемых для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий» [2] и ряд других актов.
Несмотря на отсутствие единой системы правовых актов, цифровизация в земельном праве развивается достаточно быстро. В качестве примера можно рассматривать предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В соответствии со статьями 8 и 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [3]. В качестве процедуры предоставления муниципальных или государственных земельных участков в частную собственность и аренду установлено проведение аукционов и торгов.
В ходе цифровизации земельных правоотношений появилась возможность проведения электронных аукционов и торгов.
Электронные аукционы и торги отличаются от уже привычных нам лишь формой взаимодействия. При их проведении участники подают заявки посредством электронной площадки, на которой проводится данное мероприятие. Договор купли-продажи или аренды земельного участка в этом случае также будет заключаться в виде электронного документа. Особую популярность электронные аукционы приобрели в период действия ограничительных мер из-за коронавируса. Удалённая форма проведения позволила максимально снизить риски заражения инфекцией.
К настоящему времени специально для проведения аукционов и торгов с муниципальными или государственными земельными участками создано и функционирует достаточное количество торговых площадок, таких как torgi.gov.ru, торги-россии.рф и другие.
С 1 марта 2023 года, в соответствии с Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 385-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» [4], процедура торгов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо по продаже права аренды таких земельных участков претерпела ряд изменений.
Так, с недавнего времени проведение таких мероприятий осуществляется только в электронной форме [5]. Однако, некоторым категориям граждан и при условии ограниченного доступа в муниципальных образованиях к сети интернет, до 2026 года аукционы и торги могут проводиться в бумажной [6].
Одним из главных изменений является внедрение системы электронного аукциона по принципу начала с наибольшей цены участка и последующего её снижения. Это означает, что начальная цена на земельный участок определяется самим продавцом, а потенциальные покупатели вносят свои ценовые предложения, которые последовательно снижаются до достижения приемлемого для продавца минимума. Такая система позволяет участникам аукциона сделать максимально выгодную покупку.
Кроме того, немаловажным изменением является упрощение процедуры участия в электронных аукционах и торгах. В первую очередь, возможность просмотра информации о доступных земельных участках и условиях их приобретения будет предоставлена участникам аукционов и торгов в электронном виде. Все необходимые документы и материалы будут размещены на специальном электронном ресурсе, доступном всем заинтересованным лицам. Процедура подачи заявок на участие в аукционе также была упрощена. Теперь участники могут подать заявку через электронную форму на сайте аукциона.
Таким образом, влияние цифровизации на правовую сферу сложно переоценить. Использование новых технологий, в том числе при проведении аукционов и торгов на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, позволяет многократно упростить их реализацию.
Литература:
- О стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Текст]: указ Президента РФ от 2 июля 2021 № 400 // Собр. законодательства РФ. — 2021. — № 27. — ст. 5351.
- О вводе в эксплуатацию Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставляемых для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий [Текст]: приказ М-ва сельского хозяйства Рос. Федерации от 2 апр. 2018 г. № 130 // Рос. газ. — 2018. — 25 апр. — С. 9.
- Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 1993 г.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона ̎О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации̎» от 7 октября 2022 г № 385-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2022. — № 41. — Ст. 6947.
- Королёв, С. Ю. Правовая политика в сфере цифровизации управления земельным фондом Российской Федерации / С. Ю. Королёв // Правовая политика и правовая жизнь. — 2023. — № 2. — С. 224–234.
- Карабанова, Н. Ю., Акимова, М. С., Протопопова, А. О. Адаптация системы управления первичным рынком земли к условиям цифровой трансформации (на примере Пензенской области) / Н. Ю. Карабанова // Стратегии бизнеса. — 2023. — № 2. — С. 35–41.