Влияние акцентуаций характера студентов вуза на выбор стратегий поведения в конфликте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 17.12.2023

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Токмакова, Н. Н. Влияние акцентуаций характера студентов вуза на выбор стратегий поведения в конфликте / Н. Н. Токмакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 473-476. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109227/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современном мире происходит интенсивная перестройка многих областей существования общества, на передний план выходит тема социальных конфликтов. Возрастание интереса к данной теме обуславливается обширным распространением конфликтов в общественной жизни, что сопровождается ростом стрессового воздействия на молодых людей. Конфликты являются существенным условием социального развития, они неизбежны в студенческой среде.

Межличностные конфликты не обязательно приводят к негативным последствиям, согласно ряду теорий, конфликты ведут к развитию личности (В. С. Мерлин, Э. Эриксон), что зачастую зависит от способа разрешения конфликта. Перед современной наукой встает задача по формированию конструктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Для выполнения данной задачи требуются исследования стратегий действия в конфликте, причинах выбора определенной стратегии поведения и связано ли это с личностными характеристиками, что поможет прогнозировать поведение в конфликте студентов, формировать более конструктивные формы межличностного взаимодействия.

Конфликты, его сущность, структуру и типологию изучались в работах А. Я. Анцупова, Н. В. Гришиной, Н. И. Леонова и др. К. Томас в своей теории конфликта выделяет 5 видов стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление [4]. Студенты с отличными индивидуально-психологическими особенностями по-разному воспринимают ситуации противоречий и действуют в них.

Исследованием личностных особенностей занимались такие ученые, как В. Н. Мясищев, В. М. Русалова, Б. М. Теплов, Г. Айзенк, К. Леонгард, К. Юнг. Важными особенностями личности, связанными с поведением в конфликтной ситуации, являются акцентуации характера.

Акцентуации — варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Выделяют явные акцентуации — крайние варианты нормы, которые в случае действия факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут приводить к дезадаптации личности. Что же до скрытых акцентуаций, то это скорее обычные проявления нормы. В работах К. Леонгарда темперамент и характер не всегда строго разделяются; он использует также выражение «акцентуированная личность» [3, с. 182].

Объектом нашего исследования служат акцентуации характера студентов.

В нашем исследовании принимали участие студенты 1 и 2 курсов в количестве 141 человека в возрасте от 17 до 20 лет.

Диагностический инструментарий исследования составили тест на акцентуации характера Г. Шмишека — К. Леонгарда и методика К. Томаса «Стиль поведения в конфликте».

В ходе эмпирического исследования были выявлены типы акцентуаций характера у студентов вуза и степень их выраженности.

35,5 % имеют скрытые акцентуации характера (максимальный показатель по типу акцентуаций 8–18 баллов по шкале опросника);

64,5 % имеют ярко выраженные акцентуации характера (максимальный показатель по типу акцентуаций 19–24 баллов по шкале опросника).

Выраженность акцентуаций характера представлена на рисунке 1.

По результатам проведенного исследования по тесту-опроснику К. Леонгарда — Х. Шмишека было выявлено, что преобладающими типами акцентуаций в исследуемой группе студентов являются гипертимность, зкзальтированность, эмотивность, циклотимность; наименее встречаемвый тип акцентуации дистимный. Гипертимность свидетельствует о повышенной активности студентов, инициативности, изобретательности; циклотимность характеризуется сменой настроения, вызываемой как внешними событиями, так и совершенно обособленно; высокий уровень эмотивности и зкзальтированности указывает на повышенную эмоциональность, отзывчивость, бурную реакцию на жизнь.

Исследование поведения студентов в конфликтных ситуациях по тесту К. Томаса показало, что студенты более склонны разрешать конфликты с помощью компромисса и менее склонны с помощью соперничеств (рисунок 1), что можно объяснить возрастными особенностями испытуемых.

Доминирующий тип поведения в конфликте у студентов со скрытыми и явными акцентуациями характера

Рис. 1. Доминирующий тип поведения в конфликте у студентов со скрытыми и явными акцентуациями характера

Для выявления достоверности различий стратегий поведения в конфликте у студентов со скрытыми акцентуациями и акцентуациями ярко выраженными нами был использован метод математической обработки данных t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стратегии поведения в конфликте у студентов со скрытыми и явными акцентуациями

Скрытые акцентуации

Явные акцентуации

tЭмп

Соперничество

4,7

4,36

0.6

Сотрудничество

5,84

6,04

0.7

Компромисс

8,3

7,23

3.4 **

Избегание

5,8

6,33

1.4

Приспособление

5,26

6,07

2 *

** Кoрреляция знaчимa нa урoвне 0,01

* Кoрреляция знaчимa нa урoвне 0,05

t Кр = 1.97, при p≤0.05

t Кр = 2.61, при p≤0.01

Сравнив стратегии поведения у студентов со скрытыми и явными акцентуациями, мы видим, что обладатели скрытых акцентуаций чаще вторых выбирают конструктивную стратегию «компромисс», студенты с явными акцентуациями чаще первых выбирают деструктивный тип стратегии «приспособление».

Для выявления взаимосвязи между личностными особенностями и доминирующей стратегией выхода из конфликтных ситуаций мы воспользовались методом Спирмена (таблица 2 и таблица 3).

Таблица 2

Показатели связи типов акцентуаций студентов со стратегиями выхода из конфликтных ситуаций (для студентов со скрытыми акцентуациями)

Соперничество

R = 0.308 *

Демонстративность

R = 0.479 **

Возбудимость

Сотрудничество

R = 0.365 **

Гипертимность

R = 0.333 *

Экзальтировнность

Приспособление

R = 0.419 **

Эмотивность

R = 0.331 *

Экзальтированность

** Кoрреляция знaчимa нa урoвне 0,01

* Кoрреляция знaчимa нa урoвне 0,05

Таблица 3

Показатели связи типов акцентуаций студентов со стратегиями выхода из конфликтных ситуаций (для студентов с явными акцентуациями)

Сотрудничество

R = 0.214*

Дистимность

Избегание

R =-0.265*

Демонстративность

Приспособление

R =0.285**

Эмотивность

R =0.263*

Экэальтированность

Данные исследования свидетельствуют о том, что из 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации только 3 имеют взаимосвязь с акцентуациями характера студентов.

У студентов со скрытыми акцентуациями характера обнаружена взаимосвязь между стратегией поведения в конфликтной ситуации.

1) «Соперничествово» взаимосвязано с демонстративным и возбудимым типами акцентуаций. Это объясняется тем, что реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Демонстративность может способности убеждать и — в определенных случаях — о выраженности манипулятивного поведения.

2) «Сотрудничество» взаимосвязано с гипертимным и экзальтированным типами акцентуаций. Гипертимность может свидетельствовать как об общей энергичности и деятельной роли человека, предприимчивости, высокой коммуникабельности, что дает возможность договориться с оппонентом. Экзальтация связана с тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными, что может способствовать сотрудничеству

3) «Приспособление» с эмотивным и экзальтированным типом акцентуаций. Эмотивность и экзальтация свидетельствуют о глубине переживаний человека. Эмотивность указывает на соотнесенность переживания с личностными смыслами, а экзальтация на соотнесенность переживания со внешними событиями. Эмотивность часто проявляется в форме эмпатичности, способности к сопереживанию, важность межличностных отношений. Экзальтация может свидетельствовать о привязанности к близким и друзьям. Для сохранения отношений эти студенты готова приспосабливаться.

У студентов с явными акцентуациями характера обнаружена взаимосвязь между стратегией поведения в конфликтной ситуации.

1) «Сотрудничество» и дистимный тип акцентуации. Это объясняется тем, что в нашем исследовании уровень дистимности у акцентуированных личностей не достигает максимальнах значений. Серьезная настроенность дистимной личности ведет к формированию серьезной этической позиции, что способствует сотрудничеству.

2) «Избегание» и демонстративный тип акцентуации. При чрезмерно высоком уровне демонстративности студент может отвергаться группой, восприниматься как «неискренний», его роль будет заметна, выпячиваться, отторгаться. В этом случае студент может выбирать избегающий тип поведения.

3) «Приспособление» с эмотивным и зкзальтированным типом акцентуации. Акцентуации эмоциональной сферы, такие как эмотивность и экзальтированность в обоих случаях взаимосвязаны со стратегией «приспособление».

Таким образом, скрытые акцентуации характера и явные акцентуации характера влияют на выбор стратегиями поведения в конфликте по-разному. При чрезмерно выраженных акцентуациях характера у студентов меньше возможностей соперничать и договариваться, они предпочитают избегание и приспособление в конфликтной ситуации.

Специалистам психологических служб вуза в своей деятельности необходимо учитывать не только типы акцентуаций характера, обратившихся за психологической помощью, но и степень их выраженности.

На наш взгляд, исследование поможет участникам образовательных отношений грамотно разрешать конфликтные ситуации, учитывая особенности характера участников конфликта. Данная работа вносит свой вклад в продуктивное психолого-педагогическое сопровождения участников образовательных отношений вуза путем создания социально-психологических условий для развития личности студентов.

Литература:

1. Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. — М.: Идея-Пресс, 2000. — 205 с.

2. Леоенгард. К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 191 с.

3. Нартова-Бочавер С. Психология личности и индивидуальных различий: учебное пособие для вузов / С. Нартова-Бочавер. — СПб.: Питер, 2023. — 432 с.

4. Thomas K. W. Conflict and conflict management / K. W. Thomas // Handbook of industrial and organizational psychology. — Chicago: Rand McNally, 1976. — P. 889–935.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликтная ситуация, стратегия поведения, акцентуация, студент, конфликт, скрытая акцентуация характера, тип акцентуации, явная акцентуация характера, высокий уровень, максимальный показатель.


Похожие статьи

Взаимосвязь личностных особенностей студентов с ведущими стратегиями поведения в конфликте

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Влияние аутогенной тренировки на психологическую компетентность руководителя в социальной сфере

Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся

Анализ факторов синдрома эмоционального выгорания у преподавателей медицинского института

Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся

Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного вуза

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Похожие статьи

Взаимосвязь личностных особенностей студентов с ведущими стратегиями поведения в конфликте

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Влияние аутогенной тренировки на психологическую компетентность руководителя в социальной сфере

Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся

Анализ факторов синдрома эмоционального выгорания у преподавателей медицинского института

Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся

Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного вуза

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Задать вопрос