Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ильясова, Ж. У. Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии / Ж. У. Ильясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36242/ (дата обращения: 22.12.2024).



Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки, ремесла, тот никогда не будет способен создать что-нибудь выдающееся.

И. В. Мичурин

Предмет «Химия» — один из самых сложных предметов естественнонаучного цикла, и может быть освоен только при системной подготовке. В жизни человека химия сказала своё веское слово. Химия лечит, кормит, одевает и помогает быть нам красивыми. Более трех миллионов искусственных соединений получено химиками. И кем бы каждый из вас не работал, он должен знать химию. Повару химия даёт возможность готовить вкусную и здоровую пищу, сварщика научит сварить прочный и качественный шов, столяра — производить надёжную сборку изделия. Химия — верный спутник врача, строителя, нефтяника, агронома и просто человека. Химия — наука, умеющая творить чудеса. Она не только интересна, но имеет практическое значение для каждого из нас. Химия — это наука великая и до сих пор до конца непознанная. Ещё в I в. до н. э. в поэме Тита Лукреция Кара «о природе вещей» идут рассуждения и объяснения химических явлений. [1]Для успешного выполнения заданий по химии необходимо не только знание фактического материала, но и умение логически мыслить, не менее важно, обладать и химической интуицией. А это шаг к воспитанию творчески активной личности. «Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделять нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет», — сказал Абай. [2] Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагаетвежливый скептицизм,сомнениев общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматриваетвнимание к аргументам оппонентаи их логическое осмысление. Критическое мышлениене есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений.

Перед современным учителем возникают множество вопросов: как улучшить качество и эффективность образования, как повысить мотивацию учащихся, как сделать урок интересным и понятным, как развивать способности учащихся и активизировать познавательную деятельность. Пришло время больших перемен, так как традиционная система не может решить многие проблемы.

Отличительной чертой, современного процесса преподавания и обучения, является то, что ученик должен быть готов к практическому применению полученных знаний. В связи с этим учителю необходимо знать разнообразные стратегии и педагогические подходы обучения. Каким образом и при каких ситуациях возможно достижение эффективности использования каждого конкретного метода и стратегии? Использовать в своей практике работу не только с классом, но и в группах, организовывать самостоятельную и индивидуальную работу учащихся. Обеспечивать обратную связь. Постоянно рефлексировать над своей деятельностью, чтобы учиться на своем опыте. Иметь прочные навыки владения цифровыми ресурсами и информационно-коммуникативными технологиями.

Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении». Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Предполагается, что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и повышающих свою квалификацию, данные умения развиты и используются ими в практической работе. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей.

Технологии критического мышления дают возможность учителю:

– возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

– стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

– стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Решение задач на уроках химии является одной из самых важных форм как обобщения знаний, так и их проверки. Решение задач позволяет разнообразить формы повторения и закрепления материала, так как для решения необходимо представлять не только общий ход решения, но и знать химизм процесса описанного в задаче. Задачи, как форма изучения, закрепления и проверки знаний используется во многих предметах: математике, физике, химии. Все задачи имеют общие черты, но химические задачи, в отличие от, например, физических или математических, имеют некоторые особенности. Многие химические задачи имеют скрытые данные в виде химических формул или названий.

Роль задач в обучении химии. Несмотря на то, что переоценить роль решения задач в курсе изучения химии сложно, все-таки перечислим основные значения решения задач:

– учит ориентироваться в проблемной ситуации;

– предполагает активную продуктивную деятельность;

– проявляет взаимосвязь представлений и понятий;

– содействует конкретизации и упрочнению знаний;

– позволяет установить связь химии с другими предметами;

– является средством закрепления в памяти учащихся основных законов и понятий; [3]

Еще одним немаловажным фактором решения задач служит то, что систематическое, в течение всего курса 89 класса, решение задач приучает учащихся к постоянному, систематическому применению своих знаний и развивает их память. Так как решение задач всегда требует творческого подхода, то решение задач дают возможность учителю не только проверить знания учащихся, но и оценить стиль их мышления и творческие способности.

Используя стратегии критического мышления на уроках, поняла, что в теории все ясно и интересно, но на практике гораздо сложнее. При использовании стратегий критического мышления дети становятся более активными, учатся рассуждать, четко и правильно выражать свои мысли, сотрудничать и взаимодействовать в группе, но на эту работу уходит много времени, но оно того стоит. Продумывая и составляя план урока, использовала стратегии критического мышления, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, включить их в совместную работу. На стадии вызова применила: «Мозговой штурм», «Ассоциация», «Верные и неверные утверждения», «Попади в цель», «Позвони мне, позвони», «Третий лишний», «Перепутанные логические цепочки», «Графический диктант», «Корзина понятий». На стадии осмысления «Инсерт», «Кластер», «Ромашка Блума», «Тонкие и толстые вопросы», «Джигсо», «Бортовой журнал», «Двойной дневник», «Мудрые совы». На стадии рефлексии «Эссе», «Кубизм», «Две звезды», «ЗХУ», «Свободное письмо».

Прием «Покопаемся впамяти»Какая тема? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом? Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать? Учитель объявляет тему урока например: «Металлы — простые вещества». Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать о металлах. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет. После того как учащиеся записали все, что знаете о металлах необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о металлах. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги прикрепленном к стене или пленке кодоскопа, или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от время вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам. Прием «Ассоциация»: учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: О чем может пойти речь на уроке? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске. Прием «Перепутанные логические цепочки» : учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию. На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там где по их мнению оно не верно. На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, урок по теме: «Скорость химической реакции» Класс делится на количество частей в тексте. Инструкция для учащихся: Эксперт 1 Скорость химических реакций. Эксперт 2 Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Эксперт 3 Катализаторы. Эксперт 4 Обратимые и необратимые реакции Правила работы в экспертной группе: Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам. Ищите эффективные способы преподнесения информации. Разъясните то, что другим осталось не понятным. Составьте “Экспертный лист”. Прием «Пометки на полях»:учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки: “+” — поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете; “-” — поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому что вы знали или думали что это знаете; “V” — поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым; “?” — поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста На основе данных слов составить рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное — использовать в тексте все ключевые слова.Приём «Взаимообучение» Легче всего научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя-роль, которая требует от них выполнения пяти определённых действий. “Учитель” суммирует содержание абзаца. Он придумывает вопрос к тексту и просит других учащихся на него ответить. “Учитель” растолковывает то, что для других осталось неясным. Даёт задание на чтение следующего абзаца, а затем передаёт бразды правления в руки следующего ученика. «Химический поезд» На столе лежат карточки-вагоны с формулами веществ для команд: “Оксиды”, “Кислоты”, “Соли”, “Основания”. Нужно быстрее заполнить вагоны пассажирами.

1 команда: CaO, N2O3, H2SO4, H2CO3, Fe(OH)2, KOH, K3PO4, Na2CO3.

2 команда: CO2, Fe2O3, HCl, H3PO4, Cu(OH)2, NaOH, BaSO4, CaCO3.

3 команда: MgO, P2O3, H2SO4, H2SiO3, Ca(OH)2, LiOH, K2SO4, MgCO3.

4 команда: ZnO, P2O5, HNO3, H2CO3, Mg(OH)2, Fe(OH)3, CuSO4, NaNO3.

«Лови ошибку» Вкаком уравнении неправильно расставлены коэффициенты?

а) 2P+5O2 = 2P2O5, б) SiO2 + Mg = 2 MgO + Si, в) Zn + HCl = 2 ZnCl2 + H2, г) 2 Fe + 3 Cl2 = 2 FeCl3 [4]

По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющих детей учиться: послушание, увлечение и цель. [5]Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью. Химия — один из увлекательных школьных предметов. Химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

Литература:

  1. Руководство для учителя. Издание третье. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
  2. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК.
  3. А. К. Мынбаева, З. М. Садвакасова «Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения» Алматы, 2012.
  4. А. К. Мынбаева, З. М. Садвакасова «Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать» Алматы, 2012.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, решение задач, учащийся, лист бумаги, учитель, химия, KOH, планомерный поиск ответов, стадий вызова, химическая реакция.


Похожие статьи

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние групповой работы на формирование рефлексивных способностей учащихся начальной школы

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Похожие статьи

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние групповой работы на формирование рефлексивных способностей учащихся начальной школы

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Задать вопрос