Применение стратегий критического мышления на различных этапах урока в малокомплектной школе
Автор: Сафронова Галина Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.07.2015
Статья просмотрена: 1611 раз
Библиографическое описание:
Сафронова, Г. В. Применение стратегий критического мышления на различных этапах урока в малокомплектной школе / Г. В. Сафронова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8537/ (дата обращения: 17.12.2024).
Воспитание всесторонне развитого человека способного находить решение в нестандартных ситуациях, не только главная составляющая национального богатства любой страны, но и основа прогресса и безопасности государства. Воспитание молодого поколения, способного применять свои знания в жизни — основная задача учителей Казахстана. Необходимо отметить, что в Казахстане 56 % — это малокомплектные школы.
Малокомплектные школы имеют особенности функционирования, связанные с количеством учащихся и педагогов, наполняемостью классов и с организацией учебного процесса. [1,с.131]
Именно поэтому, на первый план для учителя выходит задача развития критического мышления учащихся.
Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оцениванию, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действию. [2,с.119]
Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей степени выраженная эмоциональность, также являются составными частями критического мышления [3.с.22].
Новая методика обучения, которую последовательно разработали и предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, пожалуй, единственная в своем роде. С 1996 года данная методика распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной Педагогики. В Казахстане с 1998 года распространяется Центром Демократического Образования «Сорос — Казахстан». Действуют 10 центров: в Караганде, Атырау, Петровавловске, Семипалатинске, Лисаковске, Костанае, Рудном, 2-Алматы.
В настоящее время данная методика адаптирована к современным условиям и включена в программу переподготовки учителей Центрами педагогического мастерства Казахстана.
Перед учителями стоит задача применить стратегии критического мышления в свою практику, а педагогам малокомплектных школ необходимо организовать работу учащихся на уроках таким образом, чтобы позиция, старших по возрасту учащихся не повлияла на рассуждения младших одноклассников, а наоборот, помогла выработать своё мнение.
Зачастую в малокомплектной школе организация групповой работы, которая способствует развитию коммуникабельности, умению слушать других и корректно высказывать своё мнение, вызывает определённые трудности в силу малой наполняемости классов. В данной ситуации учитель, чаще всего выступает в роли репетитора. Исправить данную ситуацию учителям помогает применение нескольких видов организации групп:
1) работа в парах
2) работа смешанных разновозрастных групп, по тем темам, которые перекликаются по учебной программе. Пиаже отмечал, что смешанные возрастные группы предоставляют ученикам широкие возможности для взаимодействия с более развитыми и менее развитыми сверстниками, что помогает развивать их познавательные и социальные навыки.
3) работа групп «старшие» — «младшие». Такая работа положительно повлияет на интеллектуальное развитие младшей группы одноклассников и помогает старшим ответственно относиться к собственным знаниям.
В совмещённых классах, особенно в первое время, сложно организовать работу по данному модулю, так как традиционная методика предполагает во время работы одного класса самостоятельную работу другого. Но при этом не изучается новый материала, а выполняются упражнения, при которой учитель систематически контролирует учащихся и, чтобы не отвлекать учеников от работы тему объясняет сам.
Необходимо отметить, что учитель должен «уйти от роли предоставляющего знания», а работать как «рефлексивный агент».
Тем не менее именно учителя малокомплектных школ применяют на практике приёмы и методы работы в разновозрастных группах, учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Данный опыт помогает педагогам организовать работу учащихся на уроке с использование стратегий критического мышления.
Рассмотрим особенности применения стратегий критического мышления на различных этапах урока в малокомплектной школе.
Вызов. С помощью различных приемов позволяет у ученика вызвать интерес к изучаемой теме, актуализировать знания. Необходимо создать такую ситуацию, при которой учащийся осознаёт, что полученные знания неразрывно связаны с новыми. Педагог может начать работу с «младшим» классом, создав для этого класса проблемную ситуацию «нового», а для «старшего»- как источник повторения материала. И наоборот, предложить задать вопросы по теме «старшеклассник — младшекласснику». Такие подходы помогают мотивировать ученика к дальнейшей учебной деятельности.
Осмысление. Ученик самостоятельно получает информацию, осмысливает её, отслеживает пробелы, с помощью товарищей устраняет эти пробелы. Ученик получат информацию читая текст, просматривая фильм или презентацию, прослушивая лекцию. Каждый учащийся говорит о том, что ему понятно и как он может объяснить понятое.
В данной ситуации учителю важно правильно подобрать приёмы и методы подачи материала, так чтобы каждый класс получил ту информацию, которая идёт по программе. Например демонстрация видео оправдана только при изучении одинаковых тем, так как красочность и звуковое сопровождение отвлекает от работы. Учитывая, что в малокомплектной школе малая наполняемость классов, работы с применением персонального компьютера оправдана. Работа с текстом-универсальный вариант при изучении нового материала, но необходимо учесть, что этой работе надо менять стратегии, чтобы ученикам не наскучила работа. Индивидуальное осмысление нового материала даёт благодатную почву для обмена мнениями в группе. При правильной организации деятельности индивидуальная работа предшествует обмену мнениями.
Рефлексия. Формируется у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому материалу, происходит осмысление и обобщение информации. Очень важно, чтобы этот этап помог учителю выработать стратегию организации учебной деятельности учащихся на следующим уроке.
И все же главным остается живое общение участников урока, где поддерживается интерес к предмету, создается атмосфера сотрудничества и творчества, а это достигается за счёт использования разнообразных методических приёмов на разных стадиях урока.
Существует великое множество приёмов и способов для формирования критического мышления, все они зависят от фантазии и творческого подхода педагога. В качестве примера можно привести, то, что учитель целенаправленно совершает ошибки или оставляет пропуски в записях на доске, о чем учащиеся поставлены в известность, сочинение историй с использованием терминов изученного материала, подготовки и оформление презентаций по теме, и, наконец, всем известное написание реферата, с обязательным собственным мнением, выводом.
Формировать критическое мышление можно не только на уроках, но и на дополнительных занятиях, факультативах, внеурочной деятельности. Не ограниченные жёсткими рамками учебных программ, а составляя свои, привязанные к конкретному классу, учителя Казахстана активно формируют критическое мышление на прикладных и вариативных курсах.
Необходимо отметить работу учителей малокомплектных школ по организации и проведению проектной деятельности учащихся. Соединяя теорию и практику учащиеся под руководством учителя делают групповые практико-ориентированные проекты по технологии, самостоятельно изучив технику выполнения поделки и изготавливают её. Выходом такой работы является реферат и защита проекта. А выходом проектов по самопознанию и другим предметам становятся презентации, стенгазеты, буклеты.
Научно-исследовательская деятельность учащихся даёт возможность осмыслить жизненный опыт и сформировать своё отношение к исследуемой проблеме. Как правило, в малокомплектных школах- это групповая работа. Из опыта работы можно назвать состав групп «ученики одного класса», «ученики+родители», «учащиеся разных возрастов», «несколько поколений одной семьи» и т. д.
В таких больших долгосрочных работах, как проектная и научно-исследовательская деятельность чётко прослеживается вызов-гипотеза, и осмысление-выполнение самого исследования, и рефлексия-собственное отношение к проблеме, вывод и намеченные пути дальнейшей работы.
Необходимо сказать и о применении стратегий критического мышления в воспитательных мероприятиях. Уровень компьютеризации общества ХХI века делает бескрайнее информационное поле доступным каждому. Без преувеличения можно сказать, что современные школьники получают такую информацию бессистемно. Задача учителя, помочь осмыслить, отфильтровать и систематизировать полученную информацию. И целесообразнее сделать это на классных часах, построив занятие с применением активных методов обучения. Индивидуальное видение и процесс обсуждение в группе многих аспектов полученных знаний, выражение своей позиции, «заставляет» школьника «установить, чему верить, что делать, и как делать это разумно и рефлексивным методом. [2 c.118]
Следует признать, что учащиеся не сразу принимают такую работу, некоторые поначалу сопротивлялись непривычной организации обучения, ибо традиционно они привыкли получать знания из объяснений учителя. Но через некоторое время большинство учащихся слаженно работают, как в стабильных, так и скользящих группах, учитывают мнение одноклассников, как источник информации, доступно для других и корректно формулируют свою позицию, не испытывают затруднений при работе с источниками информации. Учащиеся становятся более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед.
Положительным моментом применения стратегий критического мышления является то, что технология является универсальной, то есть подходит любому учителю, и на любом предмете. А их количество даёт возможность педагогу разнообразить работу как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Перед каждым учителем становиться вопрос. Как часто следует обращаться к критическому нешаблонному мышлению? Это зависит от вас. Если вы используете нешаблонное мышление только в тех случаях, когда шаблонное мышление бессильно, вы экономите время, но, если применять нешаблонное мышление для решения задач, которые могут быть решены только с помощью шаблонного мышления, вы, несомненно, проиграете. Если же, наконец, прибегать к нешаблонному мышлению при решении любой задачи, то на первых порах это потребует определенной траты времени, но по мере приобретения практических навыков этот процесс будет все более и более ускоряться. Таким образом умственные навыки не только увеличат эффективность нешаблонного мышления в тех случаях, когда оно необходимо, но и обеспечат большую действенность ответов на проблемы, которые решаются с помощью шаблонного мышления. [4]
Основываясь на всём вышесказанном можно смело сказать, что проблема развития критического нешаблонного мышления очень актуальна сегодня, а также будет актуальна и «завтра». Так как технологии не стоят на месте, и каждый новый день несет нам несметное количество новой информации. А мы, педагоги, должны научить современных школьников воспринимать, переосмысливать, применять в жизни полученные знания.
Литература:
1. Инструктивно-методическое письмо «об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях РК в 2014–2015 учебном году». Астана.2014
2. Руководство для учителя.АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства.2014
3. Халперн Д. Психология критического мышления.— СПб.: Питер, 2000
4. Эдвард Де Боно.Различные подходы. Рождение новой идеи. http/www.braintools.ru