Влияние перехода с дистанционного формата обучения на очный, на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 16.12.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Литвиненко, А. А. Влияние перехода с дистанционного формата обучения на очный, на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера / А. А. Литвиненко, К. Э. Сусоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 469-471. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109224/ (дата обращения: 17.12.2024).



За последнее время научный и практический интерес к проблеме эмоционального выгорания возрастает всё больше, особенно это касается индустриально развитых стран, в которых с каждым годом профессиональные требования только возрастают [1, с. 45].

Впервые термин «эмоциональное выгорание» (burnout (англ.) — выгорание). ввел H. Fredenberger в 1974 году. Во время работы врачом-психиатром, он наблюдал большое количество работников, испытывающих постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности.

Примерно в тоже время, социальный психолог C. Maslach опубликовала результаты своих исследований, в которых было установлено, что у работников «помогающих» профессий (учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.), вовлеченных в более глубокое эмоциональное взаимодействие с людьми, наблюдаются определённые отклонения (отрицательное отношение к работе, пониженная самооценка, утрата понимания и сочувствия) [1,3].

Синдром эмоционального выгорания — это симптомокомплекс, характеризующийся эмоциональным или физическим истощением, апатией, потерей мотивации в ответ на напряженную рабочую обстановку и высокую нагрузку, неудовлетворённостью профессиональными успехами, вытекающую из несоответствия ожиданий от реального результата, и как следствие потерю общей работоспособности [5,6].

Цель

Целью данной работы является, с помощью анкетирования, выявить количество студентов лечебного факультета ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера, у которых синдром эмоционального выгорания появился после ДО и сравнить с количеством студентов, у которых синдром развился до начала дистанционного образования и во время.

Задачи

Для достижения поставленной цели, нами были определенны следующие задачи:

  1. Определить количество студентов с развившемся синдромом эмоционального выгорания во время ДО.
  2. Определить количество студентов с развившемся синдромом эмоционального выгорания после ДО.
  3. Отследить динамику развития синдрома эмоционального выгорания после окончания ДО.
  4. Сравнить полученные результаты с теми, которые были получены ранее.

Актуальность

Эпидемиологическая обстановка в мире сильно повлияла на всех студентов различных вузов, в особенности на тех, кто получает медицинское образование, и многие университеты были вынуждены перейти на формат дистанционного образования, что отразилось на успеваемости студентов и их мотивации.

Медицинское образование предусматривает не только изучение теории, но и освоение практических навыков в их полном объеме, но формат дистанционного обучения не позволяет это сделать, из-за чего у студентов наступает разочарование и может пропадать интерес к выбранной специальности.

Как известно, образовательная программа в медицинских университетах одна из самых сложных в освоении и уже с первого курса на студентов возлагают большую ответственность со стороны родных, преподавательского состава и окружающих людей. С переходом на дистанционное образование, многие студенты теряют стимул к изучению предметов, выполнению домашней работы и прочтению дополнительных источников литературы, вследствие некачественного контроля знаний, отсутствием должной проверки выученного материала и недостатка занятий, где теоретический материал можно применить на практике, из-за чего студенты расслабляются и привыкают к такому течению занятий.

Согласно исследованию, проведенному в 2020 году, количество студентов с синдромом эмоционального выгорания ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера лечебного факультета с началом ДО возросло на 30 %, нежели до начала ДО [4, c. 428]

Предполагается что, с выходом на очные занятия, процент студентов с эмоциональным выгоранием значительно уменьшится, в сравнение с количеством студентов во время ДО, так как у студентов появилась возможность активно обсуждать и применять на практике изученную теорию, контактировать с реальными пациентами, а также лично общаться с одногруппниками и преподавателями.

Методы исследования

Для исследования в данной работе использовался тот же опросник для выявления уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (в модификации Е. Ильина) [2, с. 467–468], что и в исследовании 2020 года [4]. Для того, чтобы определить уровень эмоционального выгорания после ДО, был повторно проведен опрос студентов, как они себя чувствовали во время дистанционного образования. Опрос проводился среди студентов с 3 по 6 курс лечебного факультета, анонимно, с помощью Google Формы, при этом предлагался ряд утверждений, которые затрагивали аспекты их обучения во время ДО и после.

Результаты

В опросе приняли участие 158 человек с 3 по 6 курс лечебного факультета .

На факультете во время ДО выгорание отсутствовало у 2 (1 %) студентов, начинающееся выгорание имели 10 (6 %), сформировавшееся выгорание 146 (92 %). После ДО: отсутствие выгорания — 0 (0 %), начинающееся выгорание — 2 (1 %) и сформировавшееся выгорание — 156 (99 %) студентов.

На 3 курсе опрошен 61 студент. Во время ДО отсутствие выгорания — у 0 (0 %) человек, начинающееся выгорание — у 5 (8 %), сформировавшееся выгорание — 56 (92 %). После ДО отсутствие выгорания у — 0 (0 %), начало выгорания — 0 (0 %), имеющееся выгорание — у 61 (100 %).

На 4 курсе опрошено 52 студента. Во время ДО: отсутствие выгорания — 0 (0 %) человек, начинающееся выгорание — у 1 (2 %), сформировавшееся — 51 (98 %). После ДО: отсутствие выгорания также у 0 (0 %) человек, начинающееся выгорание — у 2 (4 %), имеющееся выгорание — у 50 (96 %).

На 5 курсе опрошено 24 студента. Во время ДО: отсутствие выгорания у 1 (4 %) студента, начинающееся выгорание — у 2 (8 %), сформировавшееся выгорание — у 21 (88 %). После ДО: отсутствие выгорания у — 0 (0 %), начало выгорания — 0 (0 %), имеющееся выгорание — у 24 (100 %).

На 6 курсе опрошен 21 студент. Во время ДО: отсутствие выгорания у 1 (5 %) студента, начинающееся выгорание — у 2 (10 %), сформировавшееся выгорание — у 18 (86 %). После ДО: отсутствие выгорания у — 0 (0 %), начало выгорания — 0 (0 %), имеющееся выгорание — у 21 (100 %).

Выводы

Выход с дистанционного формата обучения на очный сильно сказался на развитии синдрома эмоционального выгорания у студентов всех курсов лечебного факультета. Так, в целом, количество студентов с отсутствием синдрома эмоционального выгорания до начала ДО составляло 56 %, во время ДО количество сократилось до 22 %, а после ДО составило 0 %. Число студентов, которые имели синдром эмоционального выгорания до начала ДО составляло 12 %, во время ДО число увеличилось до 42 %, после ДО количество студентов возросло до 99 %.

Сравнивая полученные результаты в динамике, наибольшая наблюдалась на 6 курсе, где количество студентов росло следующим образом: до начала дистанционного образования количество студентов с синдромом эмоционального выгорания составляло 14 %, во время ДО число увеличилось до 29 %, после ДО увеличилось до 100 %. Наименее выраженная динамика наблюдалась у студентов 5 курса: до начала ДО количество студентов с синдромом эмоционального выгорания было 45 %, во время ДО количество не изменилось, после ДО выросло до 100 %.

Литература:

  1. Баксанский О. Е., Сафоничева О. Г. Синдром эмоционального выгорания. Взгляд психолога и невролога (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. — 2021. — № 2. — С. 45–57.
  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2011. — 508 с.
  3. Орел. В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — 329 с.
  4. Перевощиков А. Н., Замкова И. А., Сединина Н. С. Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера // Молодой ученый. — 2020. — № 51. — С. 427–428.
  5. Ронгинская Т. И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса // Вестник Санкт-петербургского университета. — 2016. — № 2. — С. 107–121.
  6. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. — М.: МЕДпресс-информ, 2013. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, отсутствие выгорания, студент, начинающееся выгорание, время, дистанционное образование, лечебный факультет, сформировавшееся выгорание, имеющееся выгорание, курс.


Похожие статьи

Исследование особенностей синдрома эмоционального профессионального выгорания и психологической разгрузки сотрудников многопрофильного стационара А. М. Войно-Ясенецкого г. Хабаровска

Исследование социальных и психологических условий, оказывающих влияющих на преодоление академической неуспеваемости у студентов (на примере Северо-Восточного Государственного Университета г.Магадан)

Комплексная оценка программы формирования здоровья студентов средствами физической рекреации в условиях технического вуза на примере Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Роль междисциплинарной экономической олимпиады в становлении бухгалтера-аналитика (на примере опыта организации и проведении междисциплинарной олимпиады кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» экономического факультета ФГБОУ ВПО «Якутская ГСХА»)

Модель «От образовательного стандарта — к духовно-нравственной личности школьника» и ее практическое воплощение в МОБУ гимназия № 44 г. Сочи им. В. А. Сухомлинского

Коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников (на материалах ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К. Р. Евграфова»)

В статье описаны и проанализированы особенности коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников, с целью повышения эффективности работы коллектива. Проведен сравнительный анализ первичного и вторичного исследования, п...

Опыт применения симуляционного курса в обучении интернов и ординаторов на кафедре факультетской терапии ВГМА имени Н. Н. Бурденко

Вегетативная дисфункция: сравнительная характеристика среди студентов 1 и 6 курсов КазНМУ им.С. Д. Асфендиярова

Синдром вегетативной дистонии является одной из распространенных патологий со стороны нервной системы. Он значительно влияет на трудоспособность. Наше исследование было направлено на выявление вегетативной дисфункции среди студентов 1 и 6 курсов, фак...

Похожие статьи

Исследование особенностей синдрома эмоционального профессионального выгорания и психологической разгрузки сотрудников многопрофильного стационара А. М. Войно-Ясенецкого г. Хабаровска

Исследование социальных и психологических условий, оказывающих влияющих на преодоление академической неуспеваемости у студентов (на примере Северо-Восточного Государственного Университета г.Магадан)

Комплексная оценка программы формирования здоровья студентов средствами физической рекреации в условиях технического вуза на примере Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Роль междисциплинарной экономической олимпиады в становлении бухгалтера-аналитика (на примере опыта организации и проведении междисциплинарной олимпиады кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» экономического факультета ФГБОУ ВПО «Якутская ГСХА»)

Модель «От образовательного стандарта — к духовно-нравственной личности школьника» и ее практическое воплощение в МОБУ гимназия № 44 г. Сочи им. В. А. Сухомлинского

Коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников (на материалах ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К. Р. Евграфова»)

В статье описаны и проанализированы особенности коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников, с целью повышения эффективности работы коллектива. Проведен сравнительный анализ первичного и вторичного исследования, п...

Опыт применения симуляционного курса в обучении интернов и ординаторов на кафедре факультетской терапии ВГМА имени Н. Н. Бурденко

Вегетативная дисфункция: сравнительная характеристика среди студентов 1 и 6 курсов КазНМУ им.С. Д. Асфендиярова

Синдром вегетативной дистонии является одной из распространенных патологий со стороны нервной системы. Он значительно влияет на трудоспособность. Наше исследование было направлено на выявление вегетативной дисфункции среди студентов 1 и 6 курсов, фак...

Задать вопрос